Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Крушение Як-42 в Ярославской области
Крушение Як-42 в Ярославской области
ИТАР-ТАСС

Як-42 взлетал исправно

Техника Як-42 работала без срывов, установил МАК

Анастасия Берсенева

Самолет Як-42, разбившийся под Ярославлем, взлетал в штатном режиме, отказа техники не было. К такому выводу пришла комиссия МАК: специалисты расшифровали записи бортовых самописцев и приступили к их обработке. Таким образом, у МАК осталась одна версия произошедшего — «человеческий фактор».

В понедельник глава Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина объявила предварительные итоги расследования катастрофы самолета Як-42, разбившегося под Ярославлем 7 сентября. Отказов авиатехники специалисты не выявили, передает ИТАР-ТАСС.

«При проверке экипажем до взлета всех каналов управления все работало в штатном режиме», — сообщила Анодина.

Двигатели самолета работали нормально до самого столкновения с землей, выяснили специалисты МАК. «Стабилизаторы и закрылки были во взлетном положении, руль высоты отклонялся также в штатном режиме», — сказала глава МАК.

Параметрический самописец не показал сбоев.

«Разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записях параметрического самописца пока не выявлено», — подчеркнула Анодина.

Пока что непонятно, почему самолет не смог набрать нужной высоты: машина проехала все три километра взлетно-посадочной полосы, а потом 400 метров по траве, после чего с трудом поднялась в воздух и рухнула, задев антенну. Вероятный перегруз самолета комиссия МАК также опровергла. «По данным предварительного анализа, взлетная масса была в пределах допустимой», — пояснила глава ведомства. «Як-42 рассчитан на 120 человек, а там было всего лишь 45 человек, машина могла лететь даже на одном двигателе», — пояснил ранее «Газете.Ru» летчик-испытатель Александр Акименков.

Доклад МАК заслушал премьер-министр Владимир Путин. «Вы сказали, что все технические параметры, которые сняты с самописцев, говорят о том, что все узлы работали нормально, тем не менее прошу вас самым внимательным образом изучить все, что подлежит более тщательному изучению в лабораторных условиях», — цитирует «Интерфакс» премьера. Он поинтересовался у членов комиссии, почему пилоты, выехав с ВПП на траву, не попытались затормозить. «Надо ответить на вопрос, почему после прохождения точки взлета не было применено экстренное торможение», — сказал Путин.

«Ходили слухи, что пилотов подгоняли освободить полосу для следующего ВИП-борта, который вез гостей на международный политический форум, проходивший в городе», — рассказали «Газете.Ru» жители Ярославля. Болельщики погибшей в катастрофе хоккейной команды, пришедшие к стадиону «Арена-2000-Локомотив», также обвиняли политический форум в трагедии. Впрочем, гендиректор аэропорта Туношна Олег Кочанов опроверг слухи о том, что причиной крушения самолета могли стать ограничения на ВПП из-за подготовки к приему участников политического форума. «То, что говорят про прибытие VIP-бортов, это глупость, потому что прибытие этих рейсов планировалось только на следующий день после трагедии, и то даже не с утра», — заявил Кочанов «Интерфаксу». По его словам, заправка и взлет самолета хоккеистов происходили без спешки, поскольку в расписании аэропорта не было других рейсов, которые могли как-то влиять на время и условия отправки борта ярославского «Локомотива». «Никакой суеты не было. После прибытия борта в Туношну у него было два часа на заправку и подготовку к полету. В плане стояло время 16.00, в 16.01 он уже вылетел», — заявил Кочанов.

На месте крушения уже практически завершены работы, со дна реки, куда рухнула машина, подняты все обломки.

«Сейчас начата работа по исследованию всех частей самолета», — добавила Анодина. Специалисты уже восстановили и расшифровали записи речевого и параметрического самописцев. «Мы приступили к анализу и синхронизации записей средств объективного контроля бортовых и наземных систем», — сказала Анодина. Также, по ее словам, помимо математических расчетов принято решение провести натурный эксперимент на базе летно-испытательного института.

Ранее выдвигалось несколько версий причин произошедшей трагедии. Предположение о том, что на ВПП стояли самолеты гостей, прилетевших на политический форум, не подтвердилось. Версия о некачественном топливе также была опровергнута. После этого замминистра транспорта Валерий Окулов заявлял, что члены комиссии рассматривают только две версии — отказ техники и вмешательство человеческого фактора.

Выступление главы МАК фактически опровергло версию о техническом сбое, в списке возможных причин трагедии остался лишь «человеческий фактор».

Катастрофа произошла днем 7 сентября. Самолет Як-42, на борту которого были 45 человек — 8 членов экипажа и хоккейная команда «Локомотив», взлетел с ВПП аэропорта Туношна. Самолет выкатился с полосы и проехал еще 400 метров, после чего взлетел. Машина не смогла набрать высоту, накренилась, врезалась в антенну, развалилась на две части и рухнула на берегу реки Волги. Обломки загорелись. На месте погибли 43 человека. Двое — хоккеист Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов — выжили. Они были доставлены в больницу, а затем перевезены в Москву. 12 сентября Галимов, у которого были ожоги 90% тела, скончался.