Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Образование

Дмитрий медведев во время визита в одну из средних общеобразовательных школ
Дмитрий медведев во время визита в одну из средних общеобразовательных школ
ИТАР-ТАСС

Уравнять по привлекательности

Президент поручил правительству придумать, как сделать все школы одинаково привлекательными

Наталья Зиганшина

До 1 декабря правительство и региональные власти должны создать кадровый резерв руководителей российских школ, а ближе к весне будущего года придумать, как сделать все школы одинаково привлекательными. Эксперты пока не понимают, как президентские поручения могут быть реализованы на практике.

Дмитрий Медведев поручил правительству и региональным руководителям в самые короткие сроки разработать механизмы повышения качества школьного образования, а также придумать, как быстро улучшить состав педагогов и управленцев в российских школах. Поручения, как сообщила в понедельник пресс-служба Кремля, подписаны по итогам заседания комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, состоявшейся еще 31 августа.

В частности, до 1 декабря правительство должно «обеспечить создание и регулярное (не реже одного раза в год) обновление в субъектах Российской федерации кадрового резерва руководителей системы общего образования, в том числе руководителей общеобразовательных учреждений».

Как отразится данное поручение на реальном качестве руководящих сотрудников пока что непонятно, так как «правила использования» кадрового резерва не сформированы и в самих поручениях такой задачи не стоит.

«Предполагается, что будет создан резерв потенциальных руководителей и раз в год он будет обновляться, — считает зампред думского комитета по образованию Олег Смолин. – Такая практика существует во многих областях, и в этом нет ничего плохого. Главное – что последует за этой инициативой, ведь зачастую, как показывает российская практика, у нас наблюдается ситуация, когда кадровый резерв существует сам по себе, а назначение новых руководителей происходит само по себе. Для того чтобы повысить эффективность руководства в школах и органах образования, нужно применять не механизм назначения, а механизм выбора».

Чтобы сделать качество преподавания во всех школах «одинаково высоким», представители регионов и профильных ведомств до 1 февраля должны сформировать механизмы, в том числе «организационно-управленческие и финансовые», которые сделают все российские школы одинаково привлекательными. «Независимо от вида общеобразовательного учреждения, на основе имеющегося положительного опыта», — говорится в документе.

Однако проблема в том, что критериев качества, по которым можно было бы оценивать и сравнивать российские школы, до сих пор нет.

Над созданием единой шкалы, которая могла бы давать представление о качестве образования, основываясь не только на результатах оценок школьных знаний и ЕГЭ, эксперты образовательного сообщества бьются не один год. Существует проект Концепции создания общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). Его готовит РАН, но пока работа над документом далека от завершения. Эксперты считают, что поручение президента может ускорить процесс создания системы оценки качества, без которой проблематично создать «механизмы», регулирующие равномерность качества преподавания.

«Работа в этом направлении так или иначе ведется. Проект, который предполагает повышение оплаты труда педагогов, тоже увязан с показателями качества. Это, конечно, не отменяет всех сложностей измерения качества: эта проблема характерна не только для России, но и для всего мира. Для того чтобы сформировать механизмы, нужны современные независимые методики оценки, нужны совместные усилия регионов и органов общественных управляющих советов. Но если президент поручил выработать подобные механизмы, это означает, что к проблеме оценки качества будет больше внимания», — говорит директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Ключевыми критериями для сравнения уровня российских школ могут стать такие показатели, как сложность и современность школьных программ и передовых методик, которые уже показали какие-то положительные результаты, предложил ранее президент.

«Современные знания должны давать все школы независимо от их вида, а работа любой из них должна оцениваться, естественно, по конкретным результатам, по качеству программ, по их сложности. Эта работа должна, естественно, опираться на существующие в нашей стране лучшие практики, которые были в том числе разработаны в ходе реализации национального проекта и отдельных региональных программ. Из этого же критерия нужно исходить при решении вопросов финансирования и государственной аккредитации образовательных учреждений», — сказал Медведев на заседании комиссии 31 августа.

Чтобы школьные учителя смогли перейти на новый более современный уровень преподавания и освоить передовые методики, поручено «разработать и реализовать комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации, включая организацию стажировок и обучение в ведущих образовательных центрах, а также обучение учителей технологиям деятельностной педагогики».

До 1 декабря должна быть разработана программа модернизации системы педагогического образования на 2012–2013 годы.

Помимо учителей к работе со школьниками предполагается привлечь и молодых ученых, и, для того чтобы реализовать эту инициативу на практике, глава государства предложил разработать механизм привлечения молодых специалистов и аспирантов к преподаванию в школах профильных предметов, соответствующих их специальности.

Главным ответственным лицом за выполнение поручений назначен премьер-министр Владимир Путин, а также «высшие должностные лица».