Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Образование

ЕГЭ будет не единственным способом проверки знаний выпускников
ЕГЭ будет не единственным способом проверки знаний выпускников
РИА «Новости»

Госэкзамен стремится к независимости

Через несколько лет выпускники будут сдавать ЕГЭ в независимых центрах

Наталья Зиганшина

В этом учебном году Рособрнадзор начнет эксперимент по формированию независимых центров по приему ЕГЭ. Экзамен для девятиклассников — ГИА — перестанет быть экспериментом только через год. Об этом глава Рособрнадзора Любовь Глебова сообщила на конференции для членов региональных предметных комиссий по проверке экзаменационных тестов.

В среду глава Рособрнадзора Любовь Глебова заявила, что вскоре система приема ЕГЭ будет реформирована таким образом, чтобы полностью оградить «заинтересованных людей» от выпускников. Ведомство собирается открыть независимые центры для сдачи единого госэкзамена, о необходимости которых специалисты начали говорить летом 2011 года, после серии скандалов, связанных с ЕГЭ.

«Для того чтобы повысить доверие населения, Рособрнадзор предпринимает ряд шагов по обеспечению максимальной независимости процедуры ЕГЭ от системы образования и от тех, кто может быть хоть каким-то образом заинтересован в результатах. Уже в этом году мы начинаем эксперимент по формированию независимых центров в трех городах».

Первые центры по сдаче ЕГЭ, оборудованные аппаратурой, заглушающей сигнал мобильной связи, будут созданы в городах Ангарск, Дмитровград и Заречный.

На первоначальном этапе помогать Рособрнадзору в организации центров будут представители администрации регионов.

Правда, когда эти центры заработают по всей России и как в них будет организован прием единого госэкзамена, пока неизвестно. В ведомстве признались, что работа в этом направлении находится в зачаточном состоянии. «Мы начнем строить некую модель независимых центров проведения ЕГЭ, где будут апробированы разные подходы», — пояснила Глебова, добавив, что четкого понимания, какие именно подходы и модели будут применяться, у чиновников еще нет. Единственное, что известно: сначала прием экзаменов в трех экспериментальных центрах будет отрабатываться на добровольцах из средних классов. Апробация проекта должна занять два года.

Кроме того, предполагается, что процедуру ЕГЭ усовершенствуют «разнесенным» графиком сдачи предметов.

«Чтобы эти центры «пропустили» всех детей, должен быть разнесенный график. Есть предметы, изучение которых заканчивается не в 11-м классе, а раньше», — напомнила глава Рособрнадзора.

Жизнеспособность предложения будет зависеть от оценки и мнения экспертного сообщества. «Это должно оценить профессиональное сообщество. Наше дело — организовать эксперимент», — подытожила она. Это заявление Глебова сделала на конференции по работе предметных комиссий по проверке по проверке тестов ЕГЭ и вопросам совершенствования механизма единого государственного экзамена, которая прошла в московском лицее № 1535: там собрались 250 специалистов из 28 российских регионов.

По мнению главы Рособрнадзора, главная проблема ЕГЭ — это неадекватная и негативная оценка общества, в котором «сформирован тренд недоверия к процедурам и результатам ЕГЭ».

Согласно данным недавнего исследования ВЦИОМ, 5% опрошенных признались, что участвовали в махинациях и подтасовках, связанных с ЕГЭ, а больше половины опрошенных уверены, что все, кроме них, сдавали ЕГЭ нечестно. В Рособрнадзоре считают, что единый госэкзамен сделал выпускные экзамены в школах и вступительные в вузах более прозрачными, однако общество замечает только его отрицательные стороны.

Преподаватели заявили, что граждане действительно мало верят в ЕГЭ, но для этого есть предпосылки.

«Уровень доверия к ЕГЭ и вправду невысокий, и, как бы мы ни старались, даже единичные случаи подрывают доверие. К примеру, когда в школу приходят распечатки результатов по итогам экзаменов и все видят, что хотя бы один слабый ученик получил незаслуженно высокий балл, на доверии сразу можно ставить крест», — объяснила преподаватель из Башкирии.

Учителя заявили, что утечки тестов перед экзаменами происходят именно на уровне организации ЕГЭ, например в пунктах сдачи, и не без помощи самих педагогов, потому что «эксперты уже не имеют никакой возможности что-то исправлять во время проверок тестов».

При этом преподаватели отметили, что у учителей есть прямая заинтересованность в высоких результатах учеников, потому что сейчас работа учителя оценивается в том числе по результатам ЕГЭ его учеников — вплоть до того, что по итогам экзамена педагогам начисляют «стимулирующую часть» зарплаты, то есть премии. Кроме того, они пожаловались, что регионы не оплачивают им дополнительно экспертную оценку экзаменационных тестов, а «голый энтузиазм» не добавляет профессионального рвения. Глебова пообещала разобраться с проблемой оплаты.

В рамках проекта приказа Минобрнауки о новом порядке проведения единого госэкзамена есть пункт, позволяющий межрегиональную перекрестную проверку, когда работы выпускников отправляются для проверки в соседнюю область.

Однако теперь учителя опасаются, что регионы начнут договариваться друг с другом в борьбе за высокие баллы.

Кроме того, они не уверены, что в другом регионе вообще смогут дать объективную оценку работам выпускников, потому что «в каждом регионе свои правила».

Сама Глебова к основным рискам отнесла возможное снижение мотивации в регионе при подготовке экспертов для оценки работ выпускников: «В настоящее время каждый регион несет ответственность и готовит экспертов для себя — контролируется качество их работы и уровень профессиональной подготовки. Если в регионе будут осознавать, что они готовят экспертов для другого субъекта, не упадет ли мотивация».

Деление на базовый и профильный уровни сдачи ЕГЭ, которые ранее анонсировались представителями Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), пока не планируется.

В Рособрнадзоре ждут введения стандарта для старшеклассников. «Когда будет разделена старшая школа по новому стандарту на два уровня, тогда и мы будем в этом направлении двигаться», — пояснила Глебова. Впрочем, укрепление «профильности» при приеме в вузы ожидаемо. В Рособрнадзоре провели исследование, которое выявило, что девочки получают за экзамен по русскому языку в среднем на 6 баллов больше, чем мальчики. «Русский язык есть везде в числе предметов, которые сдают в вуз. А если речь идет о техническом вузе, то общая сумма баллов складывается в том числе за счет русского. Получается, что там, где по профилю показатель ниже, шансов поступить больше. Мы предложим при приеме на специальности давать наибольший вес профильному предмету», — рассказала Глебова. Если эту инициативу поддержит Минобрнауки, правило начнет действовать не ранее чем через год.

А вот переводить ГИА — экзамен, который сдают выпускники 9-х классов, — на постоянную основу Рособрнадзор не планирует, несмотря на то что в этом году закончился пятилетний экспериментальный срок и ожидалось, что ГИА получит официальный статус.

«В этом году мы ждали, что ГИА будет проходить в штатном режиме, но для этого пока не готова нормативно-правовая база. Нужно время, чтобы превратить результаты эксперимента в нормы закона», — пояснила Глебова. По ее словам, чтобы внести соответствующие поправки в законодательство, потребуется не менее 8—12 месяцев, ожидается, что они будут приняты и вступят в силу только с 2013 года.