Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Город

Строительство Бутовской линии метрополитена
Строительство Бутовской линии метрополитена
РИА «Новости»

Битца приблизилась к метро

Столичный мэр изменил положение о природно-историческом парке «Битцевский лес»

Варвара Петренко

Столичный мэр своим постановлением изменил положение о природно-историческом парке «Битцевский лес», мешавшее строительству через него линии метро. Подзаконный акт мэрии не отменяет федерального природоохранного законодательства и отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, напоминают экологи. Выступающие за строительство метро по альтернативному маршруту жители Ясенево намерены обратиться в суд.

Мэр Москвы внес изменения в положение о природно-историческом парке «Битцевский лес», мешавшее строительству через него линии метро. Как стало известно в пятницу, 14 февраля Сергей Собянин подписал постановление № 40-ПП «О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 10 апреля 2007 года № 258-ПП «Об утверждении Положения о природно-историческом парке «Битцевский лес». Изменения касаются режима особой охраны территории природно-исторического парка, на которой запрещается любая хозяйственная деятельность, способная нанести ему ущерб. До сих пор положение не позволяло возводить в парке объекты капитального строительства, не связанные с его использованием.

В новой редакции документа делается исключение для «отдельно расположенных или встроенных сооружений на поверхности земли, используемых в целях обеспечения функционирования метрополитена (за исключением заповедных участков)».

Как объяснил «Газете.Ru» представитель генерального заказчика будущей линии метро, главный инженер института «Мосинжпроект» Владимир Беляков, речь идет об установлении в лесу трех вентиляционных киосков площадью 1 кв. м и высотой 2 метра, через которые будут забирать воздух и гнать его в метро. Как пояснил Беляков, для сооружения киосков не потребуется гонять технику через лес: строиться они, как и весь этот участок, будут закрытым способом — из-под земли. А сама ветка пройдет на глубине 14–20 метров.

«Это современный экологичный проект, — рассказал Беляков. – Он был рассчитан с учетом пассажиропотока». Что же до промежуточной станции «Лесопарковая», задуманной как транспортно-пересадочный узел, то, по словам главного инженера «Мосинжпроекта», она расположена вне территории леса.

Проект подразумевает прокладку новой ветки метро мелкого заложения протяженностью 4,5 км от станции «Новоясеневская» до станции «Бульвар Дмитрия Донского», которая должна соединить Бутовскую и Калужско-Рижскую линии, и строительство промежуточной станции «Лесопарковая». Возле «Новоясеневской» уже началось возведение пересадочного узла, закрыт один из вестибюлей станции (для строительства перехода с Бутовской ветки).

Проект вызвал протест жителей Ясенево и экологов, настаивающих на проведении полноценного общественного обсуждения и рассмотрении альтернативных вариантов строительства.

В минувшие выходные горожане даже попытались остановить строительство. По их мнению, в своем нынешнем виде проект нарушает закон об особо охраняемых природных территориях и закон о недрах (запрещающие строительство не только на территории самой ООПТ, но также в буферной зоне в 20–30 м перед лесом). И проходящий под ценным участком Битцевского леса тоннель неглубокого заложения приведет к его деградации. Опасаются жители и того, что после сдачи новой станции метро у заброшенной воинской части в Битцевском лесу начнется строительство торговых комплексов и элитного жилья и что проект был задуман именно с этой целью.

Кроме того, проект строительства метро через Битцевский лес получил отрицательное заключение Государственной экологической экспертизы из-за несоответствия «требованиям законодательства в области охраны окружающей среды». Тем не менее в мэрии настаивают именно на этом варианте с учетом его экономической эффективности: таким способом линию метро можно построить в два раза быстрее, чем если бы использовались обходные маршруты.

Департамент природопользования и охраны окружающей среды изначально, правда, тоже настаивал на корректировке проекта.

Как заявил глава ведомства Антон Кульбачевский на пресс-конференции в конце прошлого года, на протяжении девяти месяцев департамент вел работы со строителями и проектировщиками и в результате «добился победы»: первоначальное решение о строительстве вентиляционных шахт на территории Битцевского леса отменено, их, сделав ответвление, разместят не на природоохранной территории. «Нам удалось добиться того, что линия метро не заходит на территорию этой особо охраняемой природной территории», — отметил Кульбачевский. Кроме того, глава департамента пообещал, что линия метро будет проходить на большой глубине.

Однако в конце концов департамент согласовал разработанные Москомархитектурой материалы проекта планировки метрополитена. И сейчас его руководитель заявляет, что строительство не повредит Битцевскому парку. «Глубина прокладки метро – 20 метров, и, по моим данным, эта величина не будет изменяться, а значит, я спокоен: парку ничего не угрожает», — рассказал Кульбачевский «Интерфаксу» в пятницу. По его словам, все территории, на которых будет стоять строительная техника, впоследствии будут рекультивированы. «Недовольных всего 50 или 100 человек – это не миллионы. Тем более мы планируем, что 95% местных жителей будут пользоваться новыми станциями метро», — заявил Кульбачевский.

По мнению независимых экологов, постановление городского правительства не отменяет федерального природоохранного законодательства и отрицательного заключения государственной экологической экспертизы.

По словам руководителя Московского городского общества защиты природы, бывшей завотделом ООПТ Института генплана Москвы Галины Морозовой, изменение положения о парке не делает проект строительства в нем более экологичным. Вентшахты на землях ООПТ не имеют никакого отношения к целевому назначению этой территории и приведут к росту нагрузки на природный комплекс, а режим охраны парка исключает искажение ландшафта, что касается и его подземной части, считает Морозова.

«Постановление правительства Москвы – это всего лишь подзаконный акт, — пояснила Морозова «Газете.Ru». – Собянин своим постановлением может поменять положение о парке, но не законы РФ и даже Москвы. И если городской нормативный акт нарушает федеральное законодательство, то действуют нормы федерального законодательства».

Утвержденный мэрией проект строительства новой ветки метро «невозможно реализовать без грубейшего нарушения целого ряда федеральных и региональных законов», считает Морозова. Инициативные группы жителей Ясенево, уже несколько лет настаивающие на альтернативных маршрутах прокладки этой ветки, в пятницу обсуждали возможность обращения в суд. «Поправки мэра в положение о парке решающего значения не имеют, — заявил «Газете.Ru» представитель объединения «За чистый воздух в Ясенево» Дмитрий Кудрявцев. – Нарушаются сразу несколько статей Градостроительного кодекса и закон об экологической экспертизе».

В мэрии с обвинениями в «правовом беспределе» не согласны.

Как сообщил в пятницу журналистам начальник управления департамента строительства столицы Дмитрий Дорофеев, в настоящее время проводятся только подготовительные работы для строительства новой ветки метро: вынос инженерных коммуникаций, освобождение площадок для строительства и вынос гаражей. По словам чиновника, на эти работы есть разрешение, а наличия экологической экспертизы не требуется, так как работы ведутся за пределами особо охраняемой природной территории.

Что до имеющегося отрицательного заключения проводившейся девять месяцев на федеральном уровне экологической экспертизы, то городские власти, похоже, решили заменить его на новое. (Проведение повторной экспертизы требуется даже при незначительной корректировке проекта). Как сообщил Дорофеев, в настоящее время готовятся материалы для проведения экологической экспертизы проекта. «Сейчас готовится документация для экологической экспертизы и главгосэкспертизы. После получения необходимых документов начнется строительство», — сообщил чиновник журналистам.