В Мосгордуму поступил доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Москве в 2011 году. Как следует из документа, только 13,1% поступивших письменных обращений разрешено с положительным, либо частично положительным результатом. Нарушения не выявлены в ходе рассмотрения 3,9% случаев, по результатам изучения 32,7% обращений даны разъяснения форм и средств, которые возможно использовать для защиты своих прав и свобод.
Самой болезненной для москвичей по-прежнему остается тема жилья и жилищно-коммунальной сферы — с ней связана треть всех обращений к омбудсмену. Однако накопились у Александра Музыкантского претензии и к городскому здравоохранению и правоохранительным органам. По поручению омбудсмена были проверены четыре из 15 городских психиатрических больниц.
Наиболее удручающее впечатление на сотрудников аппарата уполномоченного произвела психиатрическая больница № 5, где на одного больного приходится 3 кв. метра вместо нормативных 7,5 кв. метра.
Несмотря на то что пациенты в больнице должны находиться только в течение срока, необходимого для обследования и лечения, средняя продолжительность пребывания пациентов в стенах психбольницы составляет 2,5—3 года, а многие из них живут здесь по 10—20 лет, так как им просто некуда идти. При этом никто не занимается защитой прав и интересов лишенных дееспособности пациентов, отмечает омбудсмен. Как показала проверка, «сведения об имуществе, праве собственности, доходах подопечных лиц в больнице отсутствовали, каких-либо мер к охране имущественных прав не принималось».
Надолго задерживаются на больничной койке и пациенты, оказавшиеся здесь по решению суда. Как отмечается в докладе, «продление мер принудительного характера является исключительной компетенцией суда, при этом заключение экспертов-психиатров, представленное психиатрической больницей в суд, подлежит оценке в совокупности со всеми другими обстоятельствами». Однако, как установили проверяющие, вопросы о продлении госпитализации пациентов зачастую рассматриваются в их отсутствие.
И совсем безрадостным предстало проверяющим положение несовершеннолетних пациентов психиатрической больницы, также находящихся на больничной койке многие месяцы и даже годы. Об обязательном по закону обучении для них по программе общеобразовательной или специальной школы для детей с нарушением интеллектуального развития здесь даже не слышали.
В других проверенных психбольницах нет такое скученности, отмечается в докладе. Однако и здесь многие пациенты остаются не по медицинским показаниям, а из-за нерешенных социальных проблем — отсутствия жилья и большой очереди на направление в стационарные учреждения департамента социальной защиты города Москвы.
Из-за отсутствия свободных мест в домах-интернатах для умственно отсталых детей сирот и брошенных детей подолгу держат в детской психиатрической больнице № 6 и в подростковом отделении психиатрической больницы № 15, отмечает омбудсмен.
«Несовершеннолетние, пройдя курс лечения, в нарушение действующего законодательства вынуждены длительное время находиться в психиатрических больницах, ожидая путевку в данные учреждения, — сказано в докладе уполномоченного. — …По состоянию на 20 сентября 2011 года, помещения в стационарные учреждения социального обслуживания ожидают 87 детей, в том числе 40 детей, оставшихся без попечения родителей».
Между тем постановлением правительства Москвы от 28 августа 2007 года № 742-ПП «О схеме развития и размещения объектов социальной защиты населения на территории города Москвы до 2020 года» было запланировано ввести в эксплуатацию четыре дома-интерната для умственно отсталых детей, три их них планировалось ввести в первую очередь строительства до 2010 года. О чем уполномоченный напомнил мэру города, подчеркнув «особую социальную уязвимость данной категории лиц».
Согласно полученному ответу для осуществления проектирования и строительства дома-интерната для умственно отсталых детей на 300 мест подобран земельный участок в ЮАО и предусмотрены средства для начала проектирования объекта. Однако финансирование самого строительства в настоящее время адресной инвестиционной программой города Москвы до 2016 года не предусмотрено, и, значит, ввод детского дома в эксплуатацию будет возможен не ранее 2018 года.
Для сокращения очередности планируется увеличить коечный фонд в детском доме-интернате «Южное Бутово» на 50 мест до 401 места, пообещали омбудсмену в городском департаменте соцзащиты.
Лучше обстоят дела с соблюдением нормативной площади даже в следственных изоляторах УФСИН России по городу Москве (СИЗО). В конце декабря 2011 года камерная площадь в расчете на одного заключенного составила 4,3 кв. метра, для женщин — 5 кв. метров. В 2011 году в 7 городских СИЗО содержались 8346 арестованных и осужденных (по сравнению с 2010 годом их количество выросло на 222 человека).
Однако нахождение среди заключенных инфекционных больных сводит на нет это достижение: по состоянию на конец 2011 года, было зарегистрировано 113 больных туберкулезом и 440 ВИЧ-инфицированных. Практически не сдвигается с места проблема содержания в следственных изоляторах лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями.
Постановлением российского правительства от 14 января 2011 года № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» был утвержден перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, и стало возможным освобождение тяжело больных людей.
Но за прошедший год ситуация существенно не изменилась. Здоровье обитателей СИЗО по-прежнему никого особенно не беспокоит. А ведь это люди, в отношении которых еще не вынесен приговор, напоминает омбудсмен.
И, хотя по сравнению с 2010 годом смертность в следственных изоляторах уменьшилась, в 2011 году было зафиксировано 46 случаев смертей.
Как сказано в докладе, в 2011 году в адрес начальников СИЗО поступило 172 заявления о направлении на медицинское освидетельствование от подозреваемых и обвиняемых, еще 9 заявлений было подано в адрес лица (органа), в производстве которого находится уголовное дело. Но в итоге было проведено освидетельствование только 20 подозреваемых и обвиняемых. Из них у девяти человек были выявлены заболевания, включенные в перечень, семь человек были освобождены.
При этом уполномоченный не исключает возможности давления на участвующих в работе комиссии врачей, «которые должны быть независимы и нести ответственность за принятие решений», со стороны органов следствия. В докладе приводится пример с заключенным, содержавшимся в больнице ФКУ ИЗ-77/1 УФСИН России по городу Москве и числившимся за Главным следственным управлением СКР по Московской области. В течение года несколько раз медучреждения города выдавали разные заключения о состоянии его здоровья с указанием идентичных заболеваний, но с противоположными выводами о возможности его дальнейшего содержания под стражей. И только после вмешательства омбудсмена мера пресечения была изменена на домашний арест.