Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Власть и право

Минтранс поддержал законопроект о введении черных списков авиапассажиров
Минтранс поддержал законопроект о введении черных списков авиапассажиров
Reuters

Авиахулиганов спишут на землю

Минтранс поддержал законопроект о создании черных списков авиапассажиров-хулиганов

Анастасия Берсенева

Минтранс подготовил проект отзыва на законопроект о черных списках авиапассажиров. Говоря о нужности наказания для воздушных хулиганов, авторы предлагают при разработке деталей опираться на рекомендации Международной организации гражданской авиации. Документ, опубликованный на сайте Минтранса, должно одобрить правительство России.

В среду на сайте Минтранса появился проект отзыва правительства на законодательную инициативу о создании черных списков пассажиров авиакомпаний, которые нарушили правила безопасности на борту самолета. Законопроект «О внесении изменения в Воздушный кодекс РФ» был внесен в Госдуму в апреле этого года депутатами ЛДПР Ярославом Ниловым и Андреем Свинцовым. Теперь этот документ должно одобрить правительство.

Авторы проекта отзыва поддерживают предложение создавать списки пассажиров-хулиганов, включив в них всех нарушителей за последние пять лет. В документе указывается, что «в последние годы значительно увеличилось количество инцидентов на борту самолетов, связанных с недисциплинированным поведением пассажиров». Люди курят в салонах, распивают алкоголь, устраивают драки, отказываются выключить электронные устройства. Все эти действия угрожают безопасности полета, а значит, здоровью и жизни всех, кто находится на борту воздушного судна.

У многих авиакомпаний уже есть некое подобие черных списков. «Среди них — «Аэрофлот», «Трансаэро», «Sky Express», «Ямал» и т.д., — сообщили авторы законопроекта в пояснительной записке. — Попытку формирования подобных списков осуществлял и Ространснадзор».

Однако по закону авиакомпании не имеют права отказывать пассажирам в перевозке на основании занесения их в список хулиганов.

Между тем Международная организация гражданской авиации (ICAO) давно рекомендовала формировать такие списки. Все правила и порядок действий со стороны авиакомпаний также уже разработаны ICAO.

«Положения законопроекта соответствуют рекомендациям ICAO», — указано в проекте отзыве.

Теоретически можно было бы перенять иностранный опыт, однако, как следует из отзыва правительства, при детальном изучении темы оказалось, что есть опасность конфликта с российским законодательством. В частности, ряд хулиганский действий пассажиров, описываемых в документах ICAO, по законам нашей страны не относятся к правонарушениям: это попытки повредить оборудование воздушного судна, распускание устрашающих слухов и невыполнение требований экипажа.

Кроме того, Гражданский и Воздушный кодексы не разрешают авиакомпаниям отказывать пассажирам в приобретении билета, в том числе на основании совершенного ранее акта хулиганства. «В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о необходимости внесения в Гражданский кодекс изменений, предусматривающих соответствующие исключения из правила, установленного п.3 ст.426», — указано в проекте отзыва.

Задумались в Минтрансе и о соблюдении 27 статьи Конституции о праве на свободу передвижения. Впрочем, тут же дается пояснение, что существует статья 55 Конституции, позволяющая ограничивать права и свободы граждан в той мере, в которой это необходимо для защиты других граждан.

Главное критическое замечание касалось запрета на публикацию черных списков — это будет нарушением п.2 ст.5 закона «О персональных данных».

«В этой связи считаем целесообразным исключить из законопроекта положения об опубликовании списков пассажиров», — говорят авторы проекта отзыва, при этом добавляя, что надо создать перечень тех, кому перевозчики вправе передавать данные проштрафившихся.

В Минтрансе напомнили, что для внедрения «черных списков» предстоит разработать несколько документов. В том числе, определить, как пассажиры будут уведомляться о том, что они находятся в черном списке, как они могут обжаловать решение авиакомпании, за какие конкретно проступки им будут выдавать «черную метку», а также порядок документального оформления действий воздушных хулиганов, в частности обязывающий перевозчика выдавать нарушителю письменное предупреждение и уведомление о нарушении правил поведения на борту самолета.

Ранее комитет Госдумы по транспорту поддержал законопроект и предложил включить его в программу Госдумы на сентябрь 2012 года.

В авиакомпаниях поддерживают инициативу депутатов. Генеральный директор ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» Виталий Савельев заявил, что они неоднократно указывали на необходимость узаконить черные списки авиахулиганов. Выступая на Национальной авиационной премии «Крылья России — 2011» в мае этого года Савельев пояснил, что такие списки нужны им для законного отказа авиахулиганам в перевозке.

Савельев также заявил, что «Аэрофлот» выступит с инициативой «черного списка» пилотов. «Когда «Аэрофлот» увольняет пилотов по трудовым нарушениям, они уходят в другие авиакомпании, и их берут, потому что сейчас в России дефицит пилотов», — сказал глава авиакомпании он, добавив, что авиаперевозчик готов набрать летчиков из стран СНГ, но это не предусмотрено законодательством.

Положительно о черных списках отозвался глава Росавиации Александр Нерадько. Назвав меру возможностью борьбы с агрессорами на борту, он подтвердил, что число инцидентов в самолетах в последнее время возросло. В основном, авиахулиганы находились в состоянии алкогольного опьянения. Нерадько также отметил, что одна из мер по борьбе с агрессивными пассажирами — это запрет употребления алкоголя на борту самолета, купленного в Duty Free. Он привел пример, что в некоторых аэропортах мира купленный в Duty Free алкоголь не выдается пассажиру, а из магазина доставляется прямо на борт и выдается покупателю только по прилете.