Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Без права на забастовку

Суд запретил проводить забастовки работникам радиолокации, радионавигации и связи

Суд запретил бастовать в России работникам радиолокации, радионавигации и связи, ранее такой запрет был наложен на авиадиспетчеров. Прокуроры, подавшие иск, сочли, что право этих профессий на забастовку нарушает Трудовой и Воздушные кодексы. Профлидеры считают решение суда дискриминационным: работникам авиационной отрасли фактически запретили защищать свои трудовые права.

В четверг стало известно, что Савеловский районный суд Москвы запретил проводить забастовки работникам радиолокации, радионавигации и связи в российских аэропортах. Об этом говорится в официальном сообщении Генпрокуратуры. С требованием запретить стачки в суд обратилась московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте. Как рассказали «Газете.Ru» в надзорном ведомстве, нарушения законодательства прокуроры выявили после проверки устава профсоюза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России (ПАРРиС), который объединяет трудящихся на предприятиях по организации воздушного движения и аэропортов: эта организация создана во ФГУПе «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» («Госкорпорация по ОрВД»).

Проверяющие посчитали незаконным одно из положений устава профсоюза, которое дает право проводить «забастовки как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников».

«Это положение нарушает российские Трудовой и Воздушный кодексы. Они предписывают, что забастовки или иное прекращение работы как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров или иных конфликтных ситуаций авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание и управление воздушным движением, не допускаются в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства», — отметили в прокуратуре. Там поясняют, что ограничение или прекращение работы какого-либо подразделения «Госкорпорации по ОрВД» может привести к сбою в работе единой системы организации.

Савеловский районный суд посчитал доводы надзорного ведомства обоснованными и иск полностью удовлетворил. Теперь руководству ПАРРиС нужно привести свой устав в соответствие с требованием законодательства. Позицию профсоюза в четверг узнать не удалось: телефон организации не отвечал, председатель профсоюза Алексей Южаков также не брал трубку.

Председатель дружественной организации, Федерального профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД), Сергей Ковалев считает, что решение Савеловского суда нужно рассматривать в контексте длительной борьбы ФПАДа с «Госкорпорацией по ОрВД» за права работников авиационной отрасли. «Удивляет сам факт того, что они придрались к ПАРРиС. Мы с ними давно сотрудничаем, и они всегда нас поддерживают, но они никогда не выходили на улицу и вряд ли когда-либо решились бы на забастовку или на голодовку. В основном протестной активностью занимался ФПАД», — поясняет Ковалев.

«Скорее всего, прокуратура таким образом хочет уничтожить протестный потенциал работников авиационной отрасли: бьют по всем», — отметил Ковалев.

Он пояснил, что фактический запрет на забастовку существует в российском законодательстве с 1998 года. Тогда в Воздушный и Трудовые кодексы после серии забастовок авиадиспетчеров были внесены как раз те положения, на которые московская прокуратура на воздушном и водном транспорте ссылалась в Савеловском суде Москвы, доказывая необходимость запрета на забастовку членам ФПАДа и ПАРРиСа.

Однако ФПАД, который считается самым активным профсоюзом работников авиационной отрасли, находил возможности обойти запрет, а надзорные органы и работодатель, в свою очередь, старались закрыть пробелы в законодательстве. За последние несколько лет профсоюз организовал несколько акций протеста вместо забастовок: когда трудовой коллектив отказывается выполнять свои обязанности, работники объявляли голодовку. Диспетчеры не употребляли пищу два дня, и руководство, следуя жестким инструкциям, было вынуждено освободить тех от работы. В 2002 году ФПАД провел общероссийскую голодовку, в которой приняли участие диспетчеры из более чем пятидесяти городов России: они требовали повышения зарплат. В 2003 году Министерство транспорта обязало всех авиадиспетчеров принимать пищу. Тогда члены ФПАДа начали отказываться от пищи: на работе питались, а в неурочное время — нет.

Самая крупная акция по отказу от пищи состоялась в апреле 2010 года. Авиадиспетчеры около месяца пытались добиться от «Госкорпорации по ОрВД» заключения нового коллективного договора, но ничего не добились.

В итоге несколько диспетчеров и руководителей профячеек были привлечены к дисциплинарной ответственности, а прокуратура вышла в суд с требованием запретить любые формы забастовок. В апреле 2010 года Савеловский суд Москвы встал на сторону надзорного ведомства. «Получается, что мы пытаемся отстоять наше конституционное право на разрешение трудовых споров, законным образом обходя препоны, а власти нам пытаются помешать», — отмечает Ковалев. Теперь, по его словам, диспетчерам придется придумывать что-то новое, чтобы иметь возможность защищать свои права. При этом он указывает на ангажированность в действиях надзорного ведомства. «14 декабря 2012 года Нагатинский суд Москвы признал, что «Госкорпорация по ОрВД» должна была с 1 январе 2011 года провести индексацию зарплат 3000 диспетчеров. Корпорация попыталась это решение оспорить, но 24 мая Мосгорсуд им отказал. Несмотря на судебное решение, индексации до сих пор нет, зато прокуратура запрещает нам бастовать», — констатирует профлидер.

В «Госкорпорации по ОрВД» прокомментировать вопрос с индексациями не смогли. В прокуратуре на воздушном и водном транспорте сказали, что «это не по их адресу». Что же касается жалоб лидера ФПАД на дискриминацию, то с этим в надзорном ведомстве категорически не согласны. «Есть закон, который черным по белому прописывает, что диспетчерам нельзя бастовать, — отметили в прокуратуре. — Никакого ущемления прав работников авиационной отрасли нет: у них остается масса способов для отстаивания своих трудовых прав, будь то иски в суд и т. д.».