Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Город

Столичные власти заявили об изменении принципа назначения руководящих кадров
Столичные власти заявили об изменении принципа назначения руководящих кадров
ИТАР-ТАСС

На кадровый резерв нашли управы

Столичные власти заявили об изменении принципа назначения руководящих кадров

Варвара Петренко

Столичные власти заявили об изменении принципа назначения руководящих кадров: кандидатуры чиновников будут подбираться преимущественно из кадрового резерва города, куда по конкурсу может попасть любой желающий, независимо от места жительства и сферы деятельности. Отработка нового порядка начнется с глав управ, которых предлагается пересаживать с место на место каждые семь лет.

Столичные власти озаботились кадровыми вопросами. Во вторник на заседании правительства Сергей Собянин объявил об изменениях в указ мэра Москвы «О назначении на должности и освобождении от должностей государственных гражданских служащих государственных органов города Москвы». «Сейчас люди поступают на службу, а потом мы выясняем, готовы они к ней или нет. Разумеется, полностью исключить ошибки невозможно, но нужно свести их к минимуму», — объяснил градоначальник необходимость изменений принципа подбора руководящих кадров.

Основное изменение касается усиления кадрового резерва города Москвы. Как следует из документа, на руководящие должности могут претендовать только лица, состоящие в этом резерве.

«Если у вас есть кандидаты в кадровом резерве и на конкретные должности, следует назначать людей из резерва, а не искать их на стороне», — пояснил Собянин. Впрочем, допускаются и исключения. В таких случаях в аппарат правительства должно быть представлено «письменное обоснование с объяснением причин несоблюдения процедуры». Кроме того, управление госслужбы и кадров мэрии получило право дополнительно предлагать на вакантную должность альтернативного кандидата из резерва.

Для всех кандидатом обязательными становятся процедура оценки профессионального и управленческого потенциала, «включающего в себя центр оценки, тестирование и другие оценочные мероприятия», а также предоставление не менее двух письменных рекомендаций. Период нахождения в кадровом резерве ограничивается тремя годами с момента включения (сейчас кандидат может состоять в резерве пожизненно). При этом конкурс на зачисление в кадровый резерв должен стать открытым и доступным для всех, обещают чиновники. За выполнением этого обещания будет следить Совет по кадровой политике при мэре. Этот же орган будет заниматься отбором людей, которые могли бы потенциально работать в правительстве Москвы.

Назначение на должности руководителей организационных управлений и аппаратов префектур административных округов города, руководителей аппаратов управ районов согласовывается с департаментом территориальных органов исполнительной власти Москвы. Формирование резерва кандидатов на должности номенклатуры мэра Москвы производится «на основании оценочных процедур и по решению мэра».

По словам градоначальника, необходимо расширить круг кандидатов, привлекая в резерв депутатов местного самоуправления и людей с современными управленческими навыками.

Вся информация по зачислению в кадровый резерв будет представлена на едином интернет-портале. Кроме того, будет предусмотрена подача документов в электронном виде и введена предварительная оценка персональных качеств и управленческих навыков кандидатов.

Еще одна важная новация – ограничение срока работы чиновника в должности главы управы района.

«Большинство глав управ справляются со своими обязанностями, но, тем не менее, необходимо ввести ротацию по этим должностям, — заявил Собянин. — Принято решение ввести предельный срок пребывания в должности главы управы не более семи лет подряд». Однако, по его словам, если человек «положительно характеризуется», то по истечении семилетнего срока ему может быть предложено возглавить другой район или занять другую руководящую должность.

Вообще отработка новых правил начнется именно с руководства управ. Как было заявлено на заседании, до конца года должен быть подготовлен и проведен открытый конкурс в резерв на должность главы управы.

Как пояснила после заседания журналистам руководитель аппарата мэра и правительства Москвы Анастасия Ракова, у части из них уже набирается семилетний срок руководства районом. А при подборе новых кандидатур префекты должны будут руководствоваться прежде всего кадровым резервом. В ближайшее время будут разработаны процедура и критерии отбора кандидатов, способных работать на этих должностях. Кадровый резерв будет пополняться кандидатами из числа депутатов местного самоуправления, не исключено также, что мэрия обратится в различные крупные корпорации с предложением пополнить данный резерв их кадрами, отметила Ракова.

Кроме того, по ее словам, на данный момент в кадровом резерве представлены далеко не все должности, поэтому Советом по кадровой политике будут привлекаться граждане из различных сфер деятельности со всей России.

«Конкурс будет открытым, мы не ограничиваем участие в нем цензом оседлости по Москве», — заявила Ракова.

По словам председателя комиссии Мосгордумы по законодательству Александра Семеникова, ограничение срока работы чиновников не является чем-то революционным. «В федеральном антикоррупционном законодательстве прописана горизонтальная ротация руководителей (предложение им схожего объема полномочий в другом месте), — объяснил Семенников «Газете.Ru». – Как показывает жизнь, обрастая связями, человек становится менее принципиальным. Кроме того, действующие чиновники должны помнить, что нет незаменимых, есть незамененные. При этом, заявляя принцип ротации, необходимо растить свои кадры».

По мнению члена комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Анатолия Петрова, усиление роли кадрового резерва – это «шаг вперед»: сейчас на работу в администрацию из этого резерва попадают лишь единицы, и смысла в нем особого нет.

Однако, «как обычно, все будет зависеть от того, как выполняются принципиальные решения», отмечает Петров. Что до ограничения срока работы главы управы, то непонятно, откуда взялась цифра в семь лет, заявил депутат «Газете.Ru». «Местное самоуправление у нас избирается на пять лет, мэр на шесть. Кроме того, я не думаю, что вообще нужна подобная ротация», — отметил депутат.

По мнению экс-префекта Северного округа столицы Олега Митволя, ротировать следовало бы чиновников более высокого уровня, а глава управы – это «не тот уровень». «Что плохого в продолжительной работе человека, досконально знающего свой район и эффективно решающего его проблемы? А при переброске его в другое место только на ознакомление с ним потребуется около года», — считает Митволь.

Что до формирования резерва, то пока нет четкого принципа его формирования и критериев оценки управленческих качеств, можно считать это всего лишь благой идеей, отмечает он. «Скорее всего, все будет очень субъективно: чиновники будут вписывать в резерв своих людей, а потом доставать их оттуда, — предполагает Митволь. – Раньше при назначении глав управ руководствовались прописанными в законе о госслужбе квалификационными требованиями. Конечно, это тоже носило субъективный характер. Но при этом хотя бы выполнялась определенная процедура, и от человека требовалось поработать в городе».

А по мнению лидера «Яблока» Сергея Митрохина, «такого звена, как управа, вообще не должно быть в системе управления городом». «Это параллельный орган власти, присвоивший себе полномочия местного самоуправления, — считает Митрохин. – В соответствии со 131-м федеральным законом в Москве должна быть выборная муниципальная власть, с небольшими ограничениями, связанными со спецификой большого мегаполиса».