Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Происшествия

У берегов Западной Африки пираты угнали танкер с российским экипажем на борту
У берегов Западной Африки пираты угнали танкер с российским экипажем на борту
AFP

Пираты захватили россиян и бензин

24 российских моряка оказались в плену пиратов Гвинейского залива

Анастасия Берсенева

Пираты Гвинейского залива удерживают в плену экипаж греческого танкера, состоящий из 23 россиян и капитана — гражданина Греции. Бандиты не выходят на связь. Эксперты говорят, что пираты могут отпустить экипаж после того, как сольют с танкера все топливо. Как говорят в рекрутинговом агентстве, часть экипажа должна была скоро вернуться домой.

ЧП произошло у берегов государства Того, расположенного на западе Африки на берегу Гвинейского залива. Греческий танкер Energy Centurion, приписанный к британскому острову Мэн, вез в столицу Того Ломе нефтепродукты. Всего в его трюмах было 50 тысяч тонн бензина. В 30 километрах от берега на танкер неожиданно напали. «Судно стояло на якоре рядом с портом Ломе, шел процесс выгрузки бензина», — пояснили в реестре судов острова Мэн.

Пираты подплыли к танкеру ночью и попытались проникнуть на борт.

Однако моряки заметили чужаков и успели послать сигнал стоявшему рядом патрульному судну. Тоголезские военные несколько раз выстрелили по нападавшим, которые тоже ответили огнем. Но пираты быстро установили контроль над танкером и смогли скрыться от патруля. «Посольство России в Бенине и Того (по совместительству) сообщило, что катера тоголезской береговой охраны преследовали захваченный пиратами танкер, но догнать его им не удалось, — говорится в официальном сообщении МИД России. — Проследовав в территориальные воды Бенина, «Energy Centurion» ушел от патрульных катеров бенинских ВМС в сторону Нигерии. Однако, по данным Посольства России в Абудже, в нигерийских водах судна сейчас нет. По имеющимся сведениям, оно находится в международных водах на значительном удалении от Нигерии». С тех пор не было никаких данных о судьбе танкера и экипажа.

Первоначально сообщалось, что весь экипаж на борту — 24 человека — россияне, рассказал «Газете.Ru» главный редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко.

Об этом также заявили представители министерства морской торговли Греции, подтвердив гражданство экипажа. Фамилии моряков пока не называются.

В МИД России заявили, со ссылкой на представителя греческой компании-судовладельца, что на борту танкера находятся 23 гражданина России и капитан — гражданин Греции. «Судовладельцам удалось сразу после пиратской атаки связаться с капитаном, который сообщил, что «угрозы для жизни экипажа нет, — говорится в сообщении министерства. — Российскими посольствами в регионе в тесном контакте с местными компетентными службами принимаются все возможные меры по обеспечению безопасности находящихся на танкере россиян».

В дипломатическом ведомстве пояснили, что экипаж набирало рекрутинговое агентство «Альфа-Марин» в Новороссийске. «Это россияне, в основном жители Краснодарского края и Ростовской области. Мы редко работаем с людьми, которые живут далеко, — пояснил «Газете.Ru» представитель агентства Игорь Ковшов. — Все они опытные — на танкеры без опыта не берут».

По словам рекрутера, моряки набирались в разное время.

«Если бы не эта ситуация, то часть из экипажа скоро должна была вернуться домой, — пояснил Ковшов. — Вчера им на замену поехали шесть новых членов экипажа.

Они летели через Париж. И когда вчера в обед мы узнали о произошедшем, то нам пришлось их останавливать и возвращать домой». Он добавил, что агентство следит за развитием событий, ждет информации от судовладельцев.

Судьбу танкера могут прояснить африканские военные. Руководитель аппарата армии Того Ача Титикпина заявил на региональной конференции по борьбе с пиратством, что они продолжают искать пропавший танкер.

Вместе с тем, эксперты уверены, что с экипажем не должно произойти ничего страшного. «Пираты Гвинейского залива отличаются от сомалийских пиратов, действующих на восточном побережье Африки, — пояснил Михаил Войтенко.

— Если сомалийские пираты нацелены на выкуп, то гвинейские предпочитают захватывать суда ради грабежа.

Они могут напасть на судно и за несколько часов вынести с него все ценное, что есть у экипажа». «Они почему-то предпочитают именно танкеры, которые перевозят дорогие нефтепродукты — бензин, керосин, авиационное топливо, — говорит Войтенко. — А вот контейнеровозы, которые везут технику, ноутбуки, их не интересуют. Сливание топлива — это сложная процедура, поэтому пираты отгоняют судно, а потом в течение нескольких дней опустошают его трюмы. Затем они отпускают судно и экипаж». В качестве примера Войтенко привел нападение на британский танкер Anuket Emerald с российско-филиппинским экипажем. Он исчез в Гвинейском заливе 18 августа, пираты захватили судно и отключили всю радиосвязь. Только 23 августа оператор судна получил сигнал от экипажа о том, что их отпустили.

Официальный представитель международного морского бюро, базирующегося в Малайзии, Ноэль Чунг также заявил, что пираты с западного берега Африки обычно удерживают суда около пяти дней.

По его словам, с прошлого года в Гвинейском заливе участились нападения на танкеры. Морское бюро разослало морякам предупреждение, назвав это место новой «горячей точкой». В этом году там произошло 39 инцидентов. Соседние с Того страны Нигерия и Бенин начали совместное патрулирование района. Однако пока что банды морских грабителей ускользают от военных, говорит Войтенко.

Экипажи судов, которые ходят у берегов Африки, были бы рады иметь на борту оружие, чтобы защитить себя и груз, говорит Войтенко. Однако, по его словам, законы это не разрешают. «Многие страны строго запрещают заходить в свои порты судам, у которых на борту есть оружие, даже в закрытом сейфе, даже у специально нанятых охранников», — добавил он.