Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Здоровье

Бюджетное финансирование лекарств для московских льготников покрывает лишь половину потребности
Бюджетное финансирование лекарств для московских льготников покрывает лишь половину потребности
Станислав Красильников/ИТАР-ТАСС

На лекарства льготникам не хватает 6 миллиардов

Бюджетное финансирование лекарств для московских льготников покрывает лишь половину потребности, говорят чиновники

Ирина Резник

Бюджетное финансирование лекарств для московских льготников покрывает лишь половину потребности, признаются в столичном департаменте здравоохранения. Чиновники также сетуют на то, что средств на чрезвычайно дорогие препараты, необходимые для лечения пациентов, страдающих редкими заболеваниями, нет вообще. В целом дефицит средств составляет 6 млрд рублей.

Введенная год назад в столице новая организационная система сняла остроту проблемы обеспечения льготников бесплатными лекарствами. Об этом рассказал в понедельник на заседании комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья первый замруководителя департамента здравоохранения Владимир Кобец. По его словам, повторения возникшей год назад ситуации, когда льготники остались без лекарств из-за незакупленных своевременно препаратов по госзаказу, при новом порядке невозможно. «На 31 декабря в городе имелся двухмесячный запас лекарств. Поэтому в начале января этого года все нуждающиеся были обеспечены необходимыми препаратами, а отдельные категории даже получили их на три месяца вперед», — рассказал Кобец.

Новая городская система предусматривает наличие в каждом округе фармацевтического склада, куда поставщики привозят закупленные по госзаказу препараты. За хранение, комплектацию, отчетность и отпуск лекарств со склада отвечает выбранная по конкурсу организация. Эта же организация развозит препараты согласно заявкам районных специалистов в аптечные пункты поликлиник, за которыми закреплены льготники. В итоге пациенты получают лекарства непосредственно там, где им их выписывают.

В департаменте здравоохранения призывают горожан не бояться жаловаться на врачей, отказывающихся выписывать льготные рецепты на основании отсутствия препарата в аптечном киоске поликлиники: рецепт должен быть выписан в любом случае, а аптека обязана срочно заказать отсутствующий препарат на складе.

«Если кто-то не выполняет свои обязанности, например, препарата нет в аптечном киоске, и главный врач своевременно не принимает мер для того, чтобы рецепт был выписан, чтобы человек своевременно был поставлен на обеспечение (мы не будем скрывать, есть и такие факты), позиция департамента здравоохранения — не прикрывать такие вещи», — заявил начальник управления организации медицинской помощи департамента Алексей Погонин.

Между тем чиновники департамента не скрывают, что испытывают проблемы с финансированием льготных лекарств.

«На аукционы было выставлено только 50% от существующей потребности онкологических и онкогематологических препаратов, так как в рамки выделенного бюджета мы не умещались. На второе полугодие не хватает около двух млрд рублей. По другим нозологиям, мы проторговали 75% от потребности», — рассказал Кобец. В прошлом году на закупку лекарств было выделено 13,8 млрд рублей, а госзаказ, сформированный фармакологической комиссией на основании заявок главных специалистов департамента, оценивался в 26 млрд рублей. В итоге пришлось «вписываться в лимиты», сокращая заявки вдвое, признался чиновник. В этом году на эти цели вновь выделено 13,8 млрд рублей, чуть меньше половины из которых из городской казны.

По его словам, многие инновационные препараты не входят в федеральный перечень гарантированных бесплатных лекарств, и Москва может закупать их только за счет своего бюджета. Докупаются эти лекарства в том числе и на деньги, сэкономленные на аукционах. В частности, сэкономленные при размещении госзаказа 2,4 млрд рублей позволят в ближайшее время провести дополнительные аукционы, на которых будут разыграны первые пять онкологических препаратов, которых не будет хватать уже в мае.

По словам чиновника, благодаря обеспечению московских онкобольных всеми необходимыми препаратами Москва по продолжительности жизни таких пациентов сравнялась с Европой.

При этом возросла и потребность в лекарствах для людей, живущих на поддерживающей терапии.

Еще сложнее обстоят дела с орфанными (редкими) заболеваниями. С 1 августа 2013 года лекарственное обеспечение по действующей пятый год программе «Семь нозологий» передается с федерального уровня на региональный. По двум из таких нозологий — легочной гипертензии и мукополисахаридозу — решение в Москве было принято еще при старом руководстве города, и сейчас на лечение каждого из 70 больных из бюджета тратится около 13—15 млн рублей в год. Однако, всего в реестре больных орфанными заболеваниями числится 686 человек (252 взрослых и 434 ребенка), и этот список будет еще расширяться. «Мы посчитали, что на этих больных нам понадобится на сегодняшний момент около 4 млрд рублей дополнительно», — рассказал Кобец.

Между тем перенос ответственности за больных орфанными заболеваниями с федерального центра на регионы чреват скачком цен на лекарства (которые и так стоят довольно дорого), так как вместо «федерального опыта» будет проводиться множество региональных конкурсов с малыми лотами.

По мнению депутата Евгения Герасимова, если даже Москва не готова к такой нагрузке, то страшно подумать, что будет твориться в регионах. «Я столкнулся с этой проблемой и знаю людей, которые переезжали в Москву, чтобы получать здесь адекватное лечение. Они продавали все у себя дома и покупали долю в московской квартире, чтобы получить прописку и быть включенным в реестр», — рассказал Герасимов. Его слова подтверждали и чиновники департамента, по данным которого, в московском реестре есть пациенты из Санкт-Петербурга, Чувашии и других регионов. Переезжают в столицу и онкобольные из других регионов, где они не получают адекватной помощи. Люди регистрируются в Москве, их берут на учет и обеспечивают лекарствами.

Справка:

«Семь нозологий»

С 2008 года в Российской Федерации реализуется государственная программа «Семь нозологий». В соответствии с этой программой...

«Передача полномочий по 7 нозологиям в регионы может подорвать хорошо отлаженную и работающую систему, — считает заместитель председателя отделения совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре по Москве и Московской области Николай Дронов. — Перенос бремени с федерального центра на регионы неизбежно вызовет сбои в системе. Даже такому небедному субъекту федерации, как Москва, не под силу финансирование орфанных заболеваний».

Кроме того, имеется еще 24 жизнеугрожающих и 123 иных орфанных заболевания, как лечить которые, непонятно вообще. Не существует четких стандартов лечения, невозможно просчитать финансовую потребность для закупки препаратов, которые даже не зарегистрированы на территории России.

По словам присутствовавших на заседании представителей пациентских организаций, на их обращения по поводу лекарств для таких больных годами поступают ответы, что вопрос находится на рассмотрении.

А бороться за жизнь пациентов удается лишь с помощью благотворительных фондов.

Пациенты держатся исключительно за счет гуманитарной помощи, а общественные организации обвиняют в том, что они устраивают нездоровый ажиотаж в СМИ, рассказала президент межрегиональной общественной благотворительной организации «Союз пациентов и пациентских организаций с редкими заболеваниями» Снежана Митина. Аукционы по препаратам, необходимым для лечения редких заболеваний не проводятся, соглашаются чиновники: для этого Минздрав должен сначала разработать стандарты лечения и перечень медикаментов. Пока же «знают, как лечить и не соглашаются снижать цены» фармкомпании, для которых орфанные заболевания — золотое дно, утверждают в департаменте.

«Те наименования (орфанных заболеваний), которые сегодня входят в список, должны быть подкреплены стандартами оказания медицинской помощи и теми препаратами, которые мы можем закупать. Сегодня разработка стандартов задерживается федеральными ведомствами, поэтому мы обратимся по этому поводу к вице-премьеру Ольге Юрьевне Голодец с тем, чтобы этот вопрос был ускорен», — резюмировала председатель профильной комиссии Мосгордумы Людмила Стебенкова. В итоге, комиссия приняла решение рассмотреть возможность введения в программу «Столичное здравоохранение» подпрограммы по редким заболеваниям и предусмотреть соответствующее финансирование в городском бюджете.