Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Власть и право

Столичная мэрия распределила между городскими управами «стимулирующие выплаты»
Столичная мэрия распределила между городскими управами «стимулирующие выплаты»
Сергей Пятаков/РИА «Новости»

Мэрия поощрила управы штрафами

Мэрия распределила дополнительные средства между районами, собравшими больше других налогов и штрафов

Ирина Резник

Столичная мэрия распределила между городскими управами «стимулирующие выплаты» — дополнительные средства, поступившие в бюджет. Лидерами стали районы, в которых жители заплатили больше других налогов за сдачу в аренду квартир и покупку патентов, а управы собрали максимальное количество штрафов с подрядных организаций. По мнению экспертов, устроив подобное «соревнование» и сделав штрафы заранее планируемым источником дохода, мэрия «поставила все с ног на голову».

Столичная мэрия распределила между городскими управами «стимулирующие выплаты». Таким образом отмечена работа управ и их руководителей, ответственных за поступления средств в бюджет города с подведомственных территорий. Дополнительные средства на развитие районов в 2012 году будут направлены в управы до конца марта. Следующий транш — уже за развитие районов в I полугодии 2013 года — состоится в августе.

Поддерживать районные власти стимулирующими выплатами городские чиновники начали 26 декабря минувшего года — после того как столичное правительство выпустило постановление «О стимулировании управ районов города Москвы». Согласно этому документу, бюджетные поступления от определенных видов деятельности и отдельных штрафов, собранные на территории районов, остаются в распоряжении управ, которые могут использовать эти деньги, к примеру, на благоустройство дворов или капремонт домов. Речь идет о поступлении налога на доходы физических лиц от сдачи в аренду жилья и нежилых помещений, налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, платы за размещение автомобилей на городских парковках.

Кроме того, источником пополнения районной казны могут быть доходы от штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядными организациями условий государственных контрактов. Например, по уборке снега.

Объем стимулирующих средств определяется, исходя из фактических поступлений в бюджет города: в 2012 году общая сумма этих поступлений составила более 1,1 млрд рублей, сообщил на заседании столичного правительства во вторник руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников. Он уточнил, что 497,8 млн рублей (45%) принесли в казну штрафы на подрядчиков, не выполнивших свою работу. Почти столько же — 494, 5 млн рублей — поступило от физических лиц, уплативших налог за сдачу в аренду квартиры. «В этой сфере мы наблюдаем рост поступлений в 4,5 раза», — отметил Решетников. 108,3 млн рублей составили доходы от поступлений налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения.

И еще 4,3 млн рублей город получил благодаря введению на двух улицах Тверского района платных парковок.

В передовики по взиманию штрафов с нерадивых подрядчиков выбились ЮВАО, ЮАО, ВАО. А абсолютным лидером стала Некрасовка, где объем штрафов в расчете на душу населения составил по 289 рублей на каждого жителя района. Среди отстающих ЮЗАО, а также районы «Коптево» и «Темирязевский» на севере столицы, не собравшие ни рубля штрафов.

На поприще наведения порядка на рынке арендного жилья отличились ЮАО, ВАО И СВАО. Среди основных критериев работы управы не только общая сумма налога, но и число вновь выявленных фактов сдачи квартир и поданных деклараций.

Активней всего легализовали в прошлом году свой бизнес при помощи патента предприниматели ЦАО. Кроме того, Решетников отметил «активное вовлечение» в этот вид налогообложения со стороны управы района «Марьино», где не так много предприятий торговли и услуг, как в центре города. Отстают южные районы города.

По итогам этой работы каждый район в среднем получит по 8 млн рублей, но лидерам (среди которых районы Юго-Восточного административного округа) достанется значительно больше. Марьино, например, получит почти 35 млн рублей, Выхино-Жулебино — почти 31 млн рублей, Люблино — около 26 млн рублей, Кузьминки — около 20 млн рублей. В аутсайдерах оказался Молжаниновский район, заработавший всего 220 тыс. рублей. Районы «Северный» и «Восточный» получат соответственно 1,6 и 2,2 млн рублей.

По словам Решетникова, «активный контроль на районном уровне за арендой, патентами и подрядчиками способен привлечь в районы существенные средства» для решения локальных задач. И муниципальные депутаты, принимающие решение, как расходовать эти средства, должны помочь управам осуществлять этот контроль.

%По мнению самих муниципальных депутатов, вводя подобные стимулирующие выплаты районам, мэрия «поставила все с ног на голову».

«Почему район, управа которого провела честные конкурсы по выбору подрядных организаций, хорошо справляющихся со своими обязанностями, должен быть наказан рублем? — говорит депутат ВМО «Гагаринское» Елена Русакова. — Вместо того чтобы поощрить управу за хорошее проведение конкурсов, ее записывают в аутсайдеры. Но если штрафы оказываются неким заранее планируемым источником дохода, то какой интерес проводить честный конкурс и привлекать подрядчиков, которых не нужно штрафовать».

А вот сами управы можно было бы оценивать по тому, как проводятся конкурсы, считает депутат. «Если бы процедура размещения госзаказа была честной и прозрачной, штрафы были бы не нужны, — объяснила Русакова «Газете.Ru». — Но в большинстве случаев организациям «с улицы» получить подряд практически невозможно. Мы только у нас в Юго-Западном округе вскрыли более 100 конкурсов, оказавшихся фиктивными. И антимонопольная служба отменила результаты этих конкурсов и заставила провести их повторно».

Кроме того, проверять работу подрядчиков и накладывать штрафы должны не те, кто выбирает их по конкурсу, а отраслевые контролирующие структуры, которых в Москве достаточно, считает депутат.

То же самое касается и других критериев оценки работы управ. Так, за выведение из тени предпринимателей отвечает соответствующий отраслевой орган, который занимается лицензированием и патентной деятельностью. А управа в данном случае лишь дублирует их функции. «Управа, которая занимается сразу всем и ничем конкретно, оказывается пятым колесом в телеге, — считает Русакова. — Все это идет от совершенной безграмотности».

Что же касается помощи в выявлении районных проблем — от этого депутаты не отказываются. «Муниципальное собрание — представительный орган, а депутат — лидер общественного мнения в своем районе, который должен быть проводником информации от населения к власти, — отмечает депутат ВМО «Таганское» Илья Свиридов. — Люди взаимодействуют с муниципальными депутатами, которых должны знать лично и иметь возможность сообщить, что их волнует». А депутат, которому люди рассказали о плохо убранном дворе или «резиновой» квартире, обязан обратиться в связи с этим в соответствующие органы, считает Свиридов.

Депутаты Мосгордумы относятся к стимулирующим выплатам противоречиво. Лидер фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков, с одной стороны, рад появившейся у районов возможности получать дополнительные средства: муниципалитеты (а не управы) должны сами использовать доходы местных бюджетов от налоговых поступлений и штрафных санкций. С другой стороны, ему непонятна «устроенная мэрией соревновательность между районами — чем больше соберешь штрафов, тем больше получишь дополнительных средств». «Приоритеты должны быть расставлены иначе, — считает депутат. — К разным территориям должны быть и разные подходы. Необходимо учитывать особенности каждого района и оказывать поддержку всем с учетом потребностей».