Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Без квартир стало голодно

В Москве обманутые дольщики Южного Тушино объявили голодовку

В Москве объявили голодовку обманутые дольщики, опасающиеся оказаться без обещанной властями помощи. Участники акции заявляют о нехватке компенсационных квартир и обвиняют власти в избирательном подходе к пострадавшим. В мэрии заявляют об избирательности самих дольщиков, не желающих ехать в непопулярную Некрасовку на юго-востоке Москвы.

Столичные обманутые дольщики вновь решили напомнить о себе городским властям. В понедельник четверо соинвесторов многолетнего строительства в 11-м микрорайоне Южного Тушина (застройщик — ЗАО «Энергостройкомплект-М») объявили голодовку. Денис Миронов, Алексей Руднев, Татьяна Курочкина и Александр Орлов расположились в одной из квартир на ул. Рождественская в Некрасовке на юго-востоке Москвы, которую уже получил их более удачливый товарищ по несчастью. Дольщики запаслись большим количеством воды и заявили о начале голодовки. На вторник намечена организованная массовая подача заявлений на имя Сергея Собянина в приемную мэрии.

Как говорится в этих заявлениях (текст везде один и тот же), из более чем 1400 дольщиков Южного Тушино, претендующих на получение квартир от города, за прошедшие полтора года жилье получили меньше трети. Несмотря на обещание ещё до конца 2011 года обеспечить дольщиков жильем в Некрасовке, квартиры там начали распределять только в феврале 2012 года. И по сей день этот процесс не завершен: из 512 квартир, выделенных дольщикам, реально их получили только 366 человек. Обеспечить дольщиков жильем на ул. Вяземской было обещано к концу 2012 года: на сегодня сданы только два дома из трех, и до сих пор «нет четкого понимания, кто, как и, главное, когда начнет распределять квартиры для дольщиков по этому адресу», говорится в заявлении.

«Люди находятся в подвешенном состоянии, так как их документы не рассматриваются, либо отбраковываются по надуманным причинам, либо находятся формальные предлоги для отказа в помощи», — говорится в заявлениях на имя мэра.

Как рассказал «Газете.Ru» один из голодающих Денис Миронов, люди боятся, что они в итоге останутся без помощи города. «Дело в том, что число квартир не соответствует количеству дольщиков. Признанных потерпевшими от мошеннических действий застройщика почти полторы тысячи человек, а квартир построено на 1100. Поэтому под разными предлогами людей отсеивают», — говорит Миронов. Конкретно ему отказали на основании того, что он купил квартиру у «успешной» организации.

«Поскольку, по мнению чиновников департамента жилищной политики и жилищного фонда (ДЖПиЖФ), компании ОАО «Согаз» и ООО «Флэт и Ко» ведут процветающий бизнес, то дольщики (33 человека), заключившие в 2005—2006 годах договор через эти компании, должны требовать жилье от них, — рассказал Миронов. — Доводы о том, что результатом судебных исков в лучшем случае может стать возмещение денежных средств только в сумме, указанной в договоре, и которая составляет на сегодня 20—25% от стоимости аналогичной квартиры, понимания не находят».

Действительно, в предоставленном дольщиками ответе от заместителя начальника управления реализации жилищных программ ДЖПиЖФ Артема Серика от 22 марта 2013 года на имя одной из пострадавших покупателей квартир, напоминается о том, что «ОАО «Согаз» является действующей организацией». А также о том, что на одном из заседаний Москомстройинвеста руководством комитета «предлагалась юридическая помощь гражданам по судебной защите их нарушенных прав».

Представитель ДЖПиЖФ рекомендует гражданам обратиться в комитет для «подачи исковых требований и консультаций во время судебных разбирательств».

В самой компании напоминают, что с момента переуступки прав инвестирования у нее прекратилось и право требования на квартиры, о чем сразу же был уведомлен застройщик. Исходя из этого, а также учитывая, что застройка осуществлялась на основании постановления правительства города, ОАО «Согаз» «не видит правовых оснований» для каких-либо компенсаций гражданам. «Обязанность по возмещению убытков лежит на том, кто своими противоправными действиями допустил возникновение подобной ситуации», — говорится в письме на имя одной из дольщиц.

К еще одной проблемной категории, по словам Миронова, относятся дольщики (8 человек), расторгшие договор в судебном порядке. «Несмотря на то что денег по судебному решению от застройщика ЗАО «Энергостройкомплект-М» они не получили, обманутыми не признаются. Им рекомендовано обращаться в арбитражный суд и включаться в процедуру банкротства», — рассказал он. Как сказано в ответе от 21 января 2013 года за подписью заместителя руководителя ДЖПиЖФ Татьяны Макаренко на коллективное письмо дольщиков, расторгших по суду договоры с застройщиком, «в настоящее время основания для предоставления вышеуказанным гражданам жилых помещений в собственность из жилищного фонда города Москвы, к сожалению, не имеется».

В третью проблемную группу попали дольщики (более 50 человек), заключившие договор после 1 сентября 2010 года. «По мнению чиновников ДЖПиЖФ, информация о банкротстве ЗАО «Энергостройкомплект-М» на 1 сентября 2010 года была публичной (публикация в газете «Коммерсантъ» от 28 августа 2010 года о введении в отношении ЗАО процедуры наблюдения), и дольщики, заключавшие договор после этой даты, действовали на свой страх и риск, — рассказал Миронов. — Доводы о том, что не все читаю газету «Коммерсантъ», что продажи в Южном Тушино не были приостановлены, а также то, что на многочисленных встречах и собраниях вплоть до мая 2011 года чиновники неоднократно заявляли, что дома в Южном Тушино будут строиться, понимания не находят».

Голодающие требуют уравнять в правах на получение квартир дольщиков проблемных категорий с обычными дольщиками. Единственным критерием предоставления жилья от города должно быть качество документов, считают участники акции.

Среди других требований: возобновить процесс распределения квартир в Некрасовке и начать распределение квартир на ул. Вяземской и сделать этот процесс прозрачным, а также подобрать дополнительную стройплощадку для дольщиков, которым не хватит квартир.

В мэрии утверждают, что никаких проблемных категорий не существует. Кроме того, по словам пресс-секретаря ДЖПиЖФ Никиты Колесина, департамент занимается лишь непосредственным оформлением документов на предоставляемые квартиры, поскольку специалисты департамента имеют необходимый для этого опыт. Вопрос, кому и что именно предоставить, решается в Москомстройинвесте. «К нам поступают пакеты документов по делам, по которым уже приняты решения, — заявил он. — На департаменте лежат исключительно оформительские функции».

В Москомстройинвесте, в свою очередь, заявляют, что решение о предоставлении квартир выносит городская жилищная комиссия. Кроме того, по словам пресс-секретаря комитета Татьяны Косаревой, голодающие дольщики подали заявления на жилье в тех компенсационных домах, права собственности на которые городом еще не оформлены, и поэтому распределение квартир там еще не началось. Например, трое голодающих дольщиков подали заявление на квартиры в домах на ул. Вяземской. Однако два из этих домов были сданы только в конце года, а третий должен быть сдан в мае. «В Некрасовке было зарезервировано 500 квартир в двух домах на улице Рождественская, однако, востребовано было 370, — рассказала Косарева. — Остальные хотят на Вяземского, в ЗАО, получается такая избирательность: туда хочу, сюда не хочу. Однако никому еще отказано не было».

Еще один из голодающих дольщиков подал заявление на однокомнатную квартиру, однако именно таких квартир в компенсационном жилье изначально не хватало, рассказала Косарева. Сейчас, по словам пресс-секретаря, в квартале 8А Некрасовки уже построен дом на 115 однокомнатных квартир, и на него оформляются права собственности города: «Как только начнется распределение квартир, на городской жилищной комиссии будут рассматриваться и его документы».

Впрочем, какое решение получат граждане по своим заявлениям, в Москомстройинвесте не знают.

По словам Косаревой, документы дольщиков прошли проверку в самом комитете, а также в департаменте региональной безопасности Москвы и сейчас находятся в ДЖПиЖФ, «где их будут тщательно рассматривать». Кроме того, рассказала представитель комитета, выделено еще две площадки — на улице Хлобыстова, 10, 18, в микрорайоне Выхино и на северо-западе Москвы в 1-м Тушинском проезде, 19, — для строительства компенсационного жилья для городских дольщиков проблемных адресов.

Напомним, строительство в Южном Тушино началось в 2002 году и планировалось, что новые дома в микрорайоне будут завершены в 2005 году. Однако застройщик не только не смог достроить дома, но и был признан банкротом, причем часть договоров с гражданами была заключена уже после этого. Бывший генеральный директор предприятия Андрей Кручинин был приговорен к 5 годам лишения свободы.

В октябре 2010 года власти Москвы выделили на ликвидацию долгостроя на северо-западе города 3,1 миллиарда рублей ГУП УРиРУО. Однако экс-руководитель ГУПа Андрей Барканов направил почти половину субсидии — 1,5 миллиарда рублей — на оплату многочисленных долгов госпредприятия и оборудования его помещений, за что и был арестован в январе 2012 года.

С июня 2011 года был расторгнут инвестиционный контракт с «Энергостройкомплектом-М» и отменены касающиеся реконструкции микрорайона документы от 2002—2009 годов. При этом в мэрии отказались от строительства ряда домов в Тушино, а в самом постановлении о расторжении инвестконтракта ничего не говорилось об обязательствах перед дольщиками, которым после этого оставалось надеяться только на помощь мэрии. В итоге в Южном Тушино получили квартиры лишь менее 300 соинвесторов, которые доказали свое право на чуть не попавшие в конкурсную массу квартиры в суде.

С помощью города первые дольщики из Южного Тушино получили ключи от квартир на Люберецких полях аэрации. Остальные рассчитывали получить жилье в двух строящихся домах по Вяземской улице. В ноябре 2012 года Москомстройинвест заявил, что предназначенные для обманутых дольщиков квартиры в Некрасовке будут возвращены в фонд города, если останутся невостребованными до конца 2012 года. «Город несет необоснованные убытки по содержанию этих квартир. Московские власти, учитывая это обстоятельство, делают вывод, что остросоциальной необходимости в предоставлении жилья нет», — говорилось в сообщении ведомства со ссылкой на главу Москоминвеста Константина Тимофеева.