Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Армия

В Петербурге возбуждено уголовное дело в связи с поставкой в Минобороны непригодного покрытия для взлетно-посадочных полос военных аэродромов
В Петербурге возбуждено уголовное дело в связи с поставкой в Минобороны непригодного покрытия для взлетно-посадочных полос военных аэродромов
Михаил Сырица/ИТАР-ТАСС

Из Минобороны посыпался бетон

В Петербурге возбуждено уголовное дело в связи с поставкой в Минобороны непригодного покрытия для военных аэродромов

Никита Зея

В Петербурге военно-следственный отдел начал расследование в связи с поставкой в Минобороны непригодных железобетонных изделий для покрытий взлетно-посадочных полос аэродромов. Следствие считает, что государству нанесен ущерб более чем на миллиард рублей, а использование некачественной «бетонки» могло бы обернуться катастрофой.

Военное следственное управление по Западному военному округу возбудило уголовное дело в отношении бывших сотрудников 137-го военного представительства Минобороны капитана Ильи Муравьева и гражданского служащего Ростислава Шахвердова. Как рассказали «Газете.Ru» в военной прокуратуре Западного военного округа, они подозреваются в «злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия».

Военное представительство, в котором работали Муравьев и Шахвердов, контролировало качество и приемку военной продукции, изготовленной по контрактам Минобороны с головными исполнителями оборонного заказа. «В 2011–2012 годах между этим представительством и ООО «ЛСР-Строй» были заключены контракты на производство и поставку железобетонных изделий для аэродромного покрытия, — сообщили в военной прокуратуре. — При получении готовой продукции капитан Муравьев и Шахвердов, в нарушение своих обязанностей, не провели ее испытания. В результате в войска попало непригодное покрытие, что и подтвердили исследования специалистов в ходе надзорных мероприятий. Ущерб, причиненный государству, превысил миллиард рублей».

Источник «Газеты.Ru» в Западном военном округе говорит, что непригодное для аэродромов покрытие могло вызвать катастрофические последствия.

«Характеристики поставленных бетонных плит не соответствовали техническим характеристикам, которые были указаны в госконтракте, — сказал собеседник. — Есть различия в характеристиках по массе, способности держать нагрузку, предельной скорости для самолетов, в бетоне не хватало арматуры, и т. д. Самолеты бывают разные: если бы на такую полосу сел ТУ-134, то, возможно, ничего бы не произошло, а если, например, стратегический бомбардировщик «Белый лебедь», то закончилось бы все очень плохо. При этом военпреды Муравьев и Шахвердов приняли у поставщиков тысячи таких непригодных бетонных плит, и они уже ушли на аэродромы по всей стране».

Впрочем, использовать некачественные плиты для ремонта старых взлетно-посадочных полос и строительства новых еще не успели, и большая их часть складирована.

Теперь, очевидно, военным придется найти им другое применение или, если удастся, продать. А для аэродромов опять закупать новое покрытие.

По словам собеседника, Муравьев и Шахвердов поочередно были начальниками 137-го военного представительства. Оба были уволены в конце 2012 года в результате массового сокращения штатов военпредов, прошедшего по всей стране. Сейчас следствие выясняет, имелся ли в действиях Муравьева и Шахвердова преступный умысел на получение выгоды либо они допустили халатность или ошибку.

У следствия вопросов к компании-производителю на данный момент нет. ООО «ЛСР-Строй» входит в Группу ЛСР, которая является одним из крупнейших в России производителей стройматериалов.

В Группе ЛСР, между тем, не согласны с заявлением следствия относительно качества их продукции. «Никаких претензий к поставленной продукции со стороны заказчика, в частности, к ее наименованию, качеству, количеству и цене в установленном законом порядке не выдвигалось, — отметил представитель компании. — Поставленная продукция отвечает всем техническим требованиям. Изготовитель продукции произвел все необходимые испытания, что является обязательным условием технологического процесса. Окончательная приемка продукции осуществлялась непосредственно представителем эксплуатирующих организаций, что подтверждается актами приема-передачи. Факт ненадлежащего исполнения должностными лицами военного представительства Минобороны своих должностных обязанностей при осуществлении промежуточной (технической) приемки, о котором сообщает Главная военная прокуратура, не является достаточным основанием для заявлений о том, что поставленная продукция некачественная, а причиненный ущерб равен цене контракта».

Как сообщили в Группе ЛСР, в соответствии с государственными контрактами с Минобороны, о которых идет речь в данном случае, ООО «ЛСР-Строй» поставило в общей сложности более 37 тысяч железобетонные изделий для аэродромного покрытия. По словам представителя компании, такую продукцию предприятия группы производят для нужд не только Минобороны, но и для гражданских структур более 15 лет, и за все это время никаких претензий к ее качеству не поступало.

По закону военные представительства осуществляют контроль качества и приемку военной продукции на основе контрактов, заключаемых Министерством обороны, другими государственными заказчиками и головными исполнителями оборонного заказа.

В 2011–2012 годах были значительно сокращены штаты военпредов (по оценкам экспертов, в три раза), а по директиве министра обороны были расформированы сотни военных представительств. В августе прошлого года на это обратил внимание Владимир Путин. На заседании Совета федерации он заявил, что необходимо восстановить систему военных представительств.

«Что касается военной приемки, ее просто ликвидировали почти как класс, что плохо, – пророчески заявил президент.

— Ее нужно восстанавливать, потому что без эффективной, работающей, функционирующей военной приемки у нас будут большие проблемы с качеством военного оборудования».