Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Коктейль из анархистов и шпионов

Белорусский КГБ рассказал об угрозе со стороны анархистов, чтобы ужесточить Административный кодекс

Председатель КГБ Белоруссии рассказал депутатам парламента об анархистах, изготовляющих бомбы по рецептам, найденным в интернете, а также о задержании очередных иностранных разведчиков и о предстоящем суде над шпионами, пойманными ранее. Всплеск публичной активности белорусского КГБ связан с обсуждаемыми в парламенте поправками, ужесточающими Административный кодекс. КГБ надеется при помощи этих поправок ограничить хождение по интернет-ресурсам информации, которую могут использовать террористы.

В Белоруссии в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях будут внесены дополнения, которые подразумевают штрафные санкции в отношении лиц, публикующих в интернете рецепты изготовления взрывчатки и взрывных устройств. Соответствующий закон нижняя палата парламента Белоруссии приняла накануне. Отслеживать распространителей подобной информации будут КГБ и МВД, к административной ответственности нарушители будут привлекаться судами. За распространение информации о том, как собрать бомбу, штраф для физических лиц составит от $115 до $575, для индивидуальных предпринимателей – от $575 до $1150.

Принятию этого решения предшествовало выступление в парламенте главы КГБ Валерия Вакульчика, который сообщил, что методиками изготовления взрывчатки интересуются сторонники таких маргинальных движений, как анархисты и национал-большевики (организация запрещена в России).

В частности, КГБ Белоруссии, по словам его председателя, за последнее время удалось предотвратить несколько террористических актов, которые готовили анархисты.

«В том числе и анархисты активно распространяют информацию в интернете о том, как изготовить «коктейль Молотова», взрывчатку», – сказал Вакульчик. По его словам, в Гомеле был предотвращен теракт, который собирался осуществить один из анархистов с 31 декабря 2011 года на 1 января 2012 года. При обыске в его квартире правоохранители изъяли аммиачную селитру и другие компоненты, необходимые для приготовления взрывчатки.

Вакульчик особо подчеркнул, что информацией о взрывчатке в интернете интересуется прежде всего белорусская молодежь: «Имелись неоднократные факты, когда они травмировались при изготовлении взрывчатых веществ. Чтобы самовыразиться, некоторые из них предпринимают попытки взрывов в общественных местах». Факты распространения рецептов взрывчатки, по словам Вакульчика, неоднократно фиксировались в белорусских файлообменных и локальных сетях.

Отсюда и меры противодействия: белорусские спецслужбы собираются надавить прежде всего на системных администраторов. «Законопроектом, который сегодня рассматривается в Палате представителей, предусмотрена норма о том, что администраторы локальных сетей будут нести ответственность за распространение методик и иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ, – сказал глава КГБ. – Эта норма заставит администраторов локальных сетей быть более ответственными, чтобы в сетях и на ресурсах не распространялась общедоступная информация о том, как изготовить взрывчатое вещество или взрывное устройство».

Говоря в целом о терактах и других проявлениях экстремизма, зафиксированных в последние годы в Белоруссии, Вакульчик отметил, что подобные акции в основном совершают одиночки. «Коновалов и Ковалев, совершившие теракт в минском метро в 2011 году, были одиночками. А вот анархисты, которые совершают подобные преступления на территории республики, не одиночки: как правило, они организованные». Это утверждение председатель КГБ сопроводил информацией о том, что взрывчатые материалы были изъяты у местных национал-большевиков в Лиде в ходе расследования дела о попытке взрыва «Польского дома» 11 декабря 2011 года.

Правда, он не пояснил, какое отношение анархисты имеют к национал-большевикам и что последние имеют против польской диаспоры в Белоруссии. При этом Следственный комитет до сих пор не установил, кто именно пытался взорвать «Польский дом» в Лиде: в деле до сих пор фигурируют «неустановленные лица». При этом глава КГБ не вспомнил о попытке подрыва управления КГБ в Витебске в ноябре 2012 года.

«Белорусские анархисты в последнее десятилетие действительно достаточно часто напоминали о себе. Хотя сложно точно указать, к каким именно акциям они причастны: некоторые действия им явно приписываются властями и государственными СМИ, а в причастность анархистов к каким-то другим акциям многие, наоборот, не верят, – сказал «Газете.Ru» белорусский политолог Виктор Демидов. – С уверенностью можно говорить о нескольких атаках на отделения КГБ, которые забрасывались бутылками с зажигательной смесью. Аналогичным образом 30 августа 2010 года было атаковано посольство России в Минске».

В 2011 году КГБ Белоруссии устроил настоящий разгром анархистского подполья.

Анархисты Игорь Олиневич, Николай Дедок, Александр Францкевич и Максим Веткин были обвинены в проведении несанкционированной антивоенной акции возле здания министерства обороны Белоруссии в 2009 году. По данным следствия, они также забросали бутылками с зажигательной смесью посольства России и здания СИЗО на улице Окрестина в Минске в 2010 году, а также казино «Шангри Ла» и здание Федерации профсоюзов Белоруссии, а также напали на опорный пункт милиции в Солигорске.

Все четверо были арестованы, а позднее оставшиеся на свободе анархисты участвовали в акциях протеста против вырубки минских парков в угоду китайским девелоперам. Анархисты «шиповали» деревья – забивали в их стволы длинные гвозди, из-за чего бензопилы разрушались, а рабочие получали тяжелые травмы.

Сегодня белорусский анархист Игорь Олиневич – один из самых заметных белорусских политзаключенных. Молодой инженер-электронщик, он участвовал в разработке первого белорусского спутника, а в среде местных анархистов считался «интеллектуалом и чрезвычайно интересным человеком». Он был задержан силовиками в штатском 28 ноября 2010 года в Москве и тайно вывезен в Белоруссию, где помещен в СИЗО КГБ в Минске. 27 мая 2011 года суд приговорил Игоря к восьми годам лишения свободы в колонии усиленного режима. На суде Олиневич заявил, что не отказывается от своих взглядов. По информации правозащитников, во время пребывания в СИЗО КГБ Игорь подвергался пыткам. Также молодому человеку якобы предлагали работать на власти в качестве хакера, от чего тот отказался. По словам матери Игоря, он отказывался от сотрудничества с КГБ трижды и именно за это на самом деле и попал под уголовное преследование.

Также в заключении сейчас находятся соратники Олиневича по анархистскому движению – Николай Дедок (осужден на 4,5 года) и Александр Францкевич (осужден на три года строгого режима). Максим Веткин получил условный срок.

Впрочем одними только террористами-анархистами председатель КГБ Белоруссии не ограничился. «На прошлой неделе мы задержали в Минске мужчину, который подозревается в сборе информации для иностранной разведки», — отрапортовал Вакульчик.

При этом он отказался сообщить, для разведки какой страны шел сбор информации, но отметил, что подозреваемый был задержан с поличным.

Также Вакульчик сообщил, что суд над другим белорусским «шпионом» – Андреем Гайдуковым – пройдет за закрытыми дверями. Житель Новополоцка Андрей Гайдуков, зампредседателя незарегистрированной белорусской организации «Союз молодых интеллектуалов», был арестован сотрудниками КГБ в Витебске 8 ноября 2012 года — по официальной версии, «в момент закладки тайника с интересующими иностранные спецслужбы сведениями». Позднее в КГБ сообщили, что 22-летний парень закладывал в тайник сведения политического и экономического характера, которые интересуют иностранные спецслужбы.

Позднее Гайдукова, который до ареста работал простым слесарем на нефтеперерабатывающем заводе «Нафтан», обвинили по ч. 1 ст. 356 «Измена государству в форме проведения агентурной деятельности». Ему грозит от семи до 15 лет лишения свободы.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp