Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«На Сокольнической линии не все радостно»

Возгорание в Московском метрополитене могло произойти из-за стертой изоляции кабеля

Инженер, много лет проработавший в столичной подземке, на условиях анонимности рассказал «Газете.Ru», как часто проверяют состояние кабелей в метро, каким образом могла нарушиться оболочка кабеля, насколько ядовит дым от горящей изоляции и чем опасна железная пыль, которой много в тоннелях.

Специалисты устанавливают окончательные причины возгорания в столичном метрополитене, сообщают в департаменте транспорта Москвы. Утром загорелся кабель на путях рядом со станцией метро «Охотный Ряд». Пожар охватил территорию в десять метров. Несмотря на небольшую площадь, пострадали более полусотни человек. «К врачам обратились 59 человек, в том числе 11 человек госпитализированы с отравлениями продуктами горения», — заявили в Министерстве здравоохранения. По данным ИТАР-ТАСС, пострадал 61 человек, 17 госпитализированы.

«Дым от изоляции кабелей очень ядовитый, — пояснил «Газете.Ru» инженер, работавший в Московском метрополитене. — К месту возгорания без противогаза не подойти».

Эксперт пояснил, что, скорее всего, прошло довольно много времени, прежде чем пожарные приступили к тушению. «Судя по всему, горел силовой кабель, который проходит по стене тоннеля. Он красного цвета, его можно увидеть в окно поезда слева по ходу движения, — пояснил собеседник. — Точнее, сам кабель гореть не может — это кусок меди. А вот изоляция может тлеть. Со стороны это трудно заметить, проходящие мимо поезда пролетают на большой скорости. Видимо, заметили, только когда пошел сильный дым. Но, чтобы начать тушить, необходимо отключить напряжение. Это не быстрый процесс. Диспетчер должен понять, насколько все опасно. При этом сам машинист не может остановить состав и потушить огонь, для него главное — высадить пассажиров. Думаю, что минут 15 прошло, пока пожарные смогли подойти к очагу возгорания». За это время ядовитый дым заполнил тоннель. ЧП произошло на самой старой ветке метрополитена — Сокольническую от «Сокольников» до «Парка Культуры» открыли ранним утром 15 мая 1935 года.

«В тоннелях на Сокольнической линии действительно не все радостно. Там плохая вентиляция. Она изначально была рассчитана на другие нагрузки. Износ большой, капитальных ремонтов много лет там не было», — поясняет инженер.

Пассажиры в поездах, которые были остановлены в тоннелях красной ветки, надышались угарным газом.

Эксперт говорит, что плохая вентиляция может оказаться косвенной причиной ЧП: «Из-за плохой вентиляции в тоннелях скапливается железная пыль: когда поезд останавливается, тормозная колодка прижимается к колесу и стирается. Эта железная пыль там везде. Хотя в тоннелях и промывки бывают, пытаются ее вымывать, но это, по большому счету, полумеры. Пыль оседает и может привести к короткому замыканию в местах, где протерлась изоляция. А напряжение высокое — 825 вольт, и все легко может загореться».

Когда именно был проложен кабель около станции «Охотный Ряд», инженер затруднился сказать.

«Если бы это был новый, то до пожара бы не дошло. Но кабели точно меняли в 1980-е годы, — пояснил эксперт. — Предыдущие кабели были похуже по своей технологии».

Он добавил, что срок эксплуатации кабелей обычно составляет 20–25 лет.

Изоляция кабеля может нарушиться по разным причинам — от старости, из-за эрозии, из-за случайных действий работников метрополитена. «С поездом кабели не контактируют. Но, может быть, кто-то из людей чирканул, вода покапала и эрозия образовалась. А если поврежденное место было повернуто к стене, то его во время проверки очень трудно обнаружить», — сказал инженер. По его словам, проверки состояния кабелей проходят раз или два в год. «Ночью в тоннелях очень много людей. Если кто-то случайно обнаружит повреждения изоляции или, например, незакрепленный кусок тюбинга, угрожающий отвалиться, то обязательно сразу доложит, не может быть такого, чтобы увидели повреждения и промолчали, — рассуждает наш собеседник. — В моей практике был случай, когда обнаружили поврежденный кабель. Выглядел, словно его перебили кувалдой».

Получить комментарий от пресс-службы Московского метрополитена о том, когда именно меняли кабели в тоннеле около «Охотного Ряда», «Газете.Ru» не удалось.

Сообщение о пожаре в метро поступило в 8.20 утра. Движение поездов в центральной части Сокольнической ветки было остановлено. Более 4,5 тыс. пассажиров были выведены из тоннелей по рельсам. На остальных ветках поезда шли с увеличенным интервалом, а на Кольцевой линии метро возникли давки. Две станции — «Парк культуры» и «Комсомольская» — были закрыты на вход. Пожар был ликвидирован в 9.04 утра. После проветривания тоннелей напряжение было включено и поезда снова пошли. Однако в 12.37 между станциями «Охотный Ряд» и «Лубянка» произошло короткое замыкание, после чего движение снова было остановлено. Спустя час по тоннелю был сделан пробной прогон пустых составов. После 14.00 станции Сокольнической ветки были открыты для пассажиров.