Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Неудобно, но безопасно

В Общественной палате обсудили работу Московского метрополитена

Московское метро с каждым годом работает лучше, сообщил в четверг глава Московского метрополитена Иван Беседин на заседании в Общественной палате. Причина же постоянных перебоев в работе метро заключается в том, что при малейшем сбое подвижные составы сразу же отправляются на проверку, а пассажиры вынуждены пересаживаться в другой поезд.

«Круглый стол» в Общественной палате, где собирались обсуждать работу метро, начался со сбоя. Все эксперты и журналисты, пришедшие на заседание, еле поместились в небольшом помещении. Дело в том, что накануне из-за аварии системы отопления затопило зал, где должно было проходить заседание. Кажется, проблемы подземка принесла с собой и в Общественную палату. Правда, руководитель Московского метрополитена Иван Беседин считает, что никаких серьезных проблем в вверенном ему ведомстве нет.

«В 2010 году на метрополитене было 2011 сбоев, которые повлияли на график движения, в 2013 году — 1500. И эта динамика сокращается. Сегодня мы делаем ставку на гарантию безопасной перевозки. За последний год в московском метро ни один человек не получил травм по вине метрополитена за исключением случая, когда пассажиры надышались дымом. Но это особый случай», — сообщил Беседин, вспоминая аварию 5 июня, когда произошло возгорание кабеля между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Охотный ряд».

Он объяснил, как сегодня работает московское метро: как только фиксируется малейшее подозрение на отказ в подвижном составе (к примеру, не закрылась дверь), по регламенту пассажиров высаживают, а состав отправляют в депо.

«Прежде всего мы заботимся о пассажирах. Пусть лучше пассажиры испытают неудобство, чем будут рисковать своим здоровьем. Мы их высадим, а состав перепроверим», — сказал Беседин.

Впрочем, со словами Беседина о том, что статистика сбоев работы московского метро сокращается, мало кто из участников «круглого стола» был согласен. «Это нельзя называть сбоями. Это чрезвычайные происшествия, потому что любой инцидент разрастается в геометрической прогрессии. Отсутствие регламента реагирования и координации наземного транспорта может дестабилизировать работу всего города», — заявил член Общественной палаты Владимир Слепак.

Он пожаловался на официальные комментарии, которое дает руководство метрополитена после таких ситуаций. «Все под контролем» — это единственная реакция руководства. Метрополитен молчит и никак не реагирует. В единственном интервью руководство заявило, что сбои были, есть и будут, а компенсация будет выплачена, если только будет доказан сбой. Но если человек опаздывает на несколько часов на работу, пусть он хотя бы на выходе из метро получит талон, что попал в такую ситуацию», — сказал Слепак.

Председатель Федеральной палаты пожарно-спасательной отрасли и обеспечения безопасности Алексей Додонов заявил, что на метрополитене порядка больше, чем в любой другой сфере, однако его все же недостаточно. По словам эксперта, основной причиной происшествий является отсутствие контроля за соблюдением норм качества продукции, в частности запчастей, которые поставляются на метрополитен. «Сейчас основанием о принятии той или иной продукции является формальная бумага. Приведу пример, не касающийся работы метро. В прошлом году было решено проверить работу огнетушителей. Было представлено 80 огнетушителей 11 производителей. Ни один огнетушитель не смог потушить огонь», — сказал Додонов. По его словам, необходимо создавать отраслевые стандарты и систему контроля над ними. Также на «круглом столе» была поднята проблема предоставления некоторыми предприятиями поддельных документов, которые гарантируют качество тех или иных запчастей, поставляемых в том числе и на метрополитен.

Руководитель экспертного совета при Координационном совете негосударственной сферы безопасности, бывший глава департамента транспорта Александр Корсак одной из проблем назвал нехватку времени на техническое обслуживание подземки — всего лишь три часа по ночам. «У безопасности есть две стороны — техническая и так называемый человеческий фактор. Надо провести анализ проблем с участием независимых экспертов», — считает Корсак.

Зампред комитета Торгово-промышленной палаты по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов считает, что все формальные меры по обеспечению безопасности на транспорте приняты. С 2007 года работает федеральный закон «О транспортной безопасности» и другие документы. «Только на безопасность российского метрополитена выделено 12 млрд руб. Чего не хватает должностным лицам, чтобы обеспечить предъявляемые требования, непонятно. Я считаю основной причиной нарушения правил — человеческий фактор, который не позволяет должностным лицам выполнять свои функции в полной мере», — говорит Данилов.

О человеческом факторе заявила и прокурор Анастасия Ефремова. Она отметила, что Генпрокуратура проверяет все случаи сбоев, которые были зафиксированы СМИ. «В этом году в восемь субъектов, где находится метрополитен, были направлены поручения с целью проведения проверок. Картину печальной я не назову, но хорошего тоже мало. Повсеместно игнорируются требования промышленной, пожарной безопасности, СанПиН и другие нормы. Причин две — человеческий фактор и техника. Но чаще всего все-таки проблемы возникают именно из-за человеческого фактора», — сказала Ефремова. По ее словам, сами сотрудники метро нарушают технику безопасности. «Проверка эпизода, который был 5 июня на «Охотном ряду», подтвердила тот факт, что виной было действие сотрудников метрополитена», — заявила прокурор.

«Прокуратура обратила внимание на полное отсутствие контроля работы метро со стороны департамента транспорта. Они являются распорядителем бюджетных средств, выделенных на пожарные мероприятия. В прошлые годы было выделено 318 млн, в 2013-м — 286 млн, и эти деньги до сих пор не освоены», — говорит Ефремова.

На «круглый стол» в Общественную палату представители департамента не пришли.

Также, по словам Ефремовой, большой проблемой является отсутствие единого органа, который бы занимался контролем за соблюдением технической безопасности на метрополитене, и федерального закона, который бы регулировал эти вопросы.

Почти каждый эксперт приводил в пример случай с мотоциклистом, который проехался по платформе станции «Войковская». «Этому случаю можно дать положительную оценку, потому что он показал недостатки в работе службы безопасности», — сказал один из участников «круглого стола».

Переполох на заседании вызвала глава независимого профсоюза Московского метрополитена Светлана Разина. По ее данным, количество сбоев в работе подземки выросло в разы, причем некоторые случаи скрываются.

Она перечислила несколько самых свежих: на станции «Варшавская» у состава отвалился тягловый двигатель, на «Краснопресненской» поезд отправился с открытыми дверьми, на «Полянке» загорелся пульт в кабине машиниста, произошло возгорание кабеля на «Охотном ряду», на «Тульской» 52 минуты состав стоял в туннеле, в «Филях» отвалился амортизатор и упал на токоприемник, в депо «Варшавская» и «Владыкино» около 140 вагонов стояли с перепробегом и так далее.

По словам Разиной, в метро не хватает рабочей силы. «Из-за нехватки людей сотрудников заставляют перерабатывать, не оплачивая это время», — говорит Разина. Еще одной проблемой она считает нехватку деталей. «В депо «Измайлово» запчасти снимали с новых вагонов», — отметила Разина. По ее словам, ремонтный персонал не обучен работать с новым типом подвижного состава.

«Специфика метрополитена отличается от железной дороги. У руководителей с железной дороги не хватает компетенции», — отметила Разина, имея в виду Ивана Беседина, который пришел работать на метрополитен из РЖД.

У Беседина был ответ на каждое замечание, высказанное его оппонентами. «Когда профсоюз говорит, что вагоны с перепробегом, это неправда. В депо «Варшавская» 75% новых вагонов, старые мы убрали. Ни один вагон с перепробегом не используется», — сообщил глава метрополитена.

По его словам, причины всех крупных сбоев на метро известны. «В частности, была вина одного из заводов, который поставлял детали. Мы наладили контроль за поставкой. Повторов больше не будет. Мы перестаем сотрудничать с теми, кто предоставляет некачественные детали. Я могу назвать все крупные аварии, произошедшие в метро, они известны и расследуются. Когда был случай возгорания, был ремонт на одном из заводов. Этот случай расследовался. Мы наладили контроль за деталями. И повторов не будет. Я могу назвать причины каждой аварии, могу сказать, что было сделано и как это отразилось на деятельности метрополитена», — сказал Беседин.

Глава метрополитена объяснил, почему происходят постоянные сбои на Серпуховско-Тимирязевской линии. «По серой ветке — в районе Петровско-Разумовской — мы вынуждены были ввести ограничения по скорости составов. Это связано с тем, что под ней проходит строительство новой линии. Мы высаживаем часть пассажиров на Савеловской станции, потому что количество пропускаемых поездов сократилось. С четверга расписание в полном объеме восстанавливается», — объяснил Беседин.

Глава метрополитена сказал, что с 2011 года на 6% выросло количество поездов, поскольку из-за строительства новых линий увеличился пассажиропоток. «После его роста мы обязаны гарантировать безопасность. Сегодня в обучении находится 350 машинистов, мы все время набираем новых людей. За последнее время мы добавили 4000 человек нового персонала. А тех, кто нарушает правила безопасности, мы будем увольнять. Требования к персоналу будут продолжать оставаться жесткими», — заявил он. Также Беседин отметил, что в независимом профсоюзе Московского метрополитена, которым руководит Разина, состоит всего 52 человека, а в их профсоюзе — 34 тысячи.

Беседин рассказал, как будет модернизироваться московское метро. «Из-за перезагрузки необходимо создавать более благоприятную среду: делать новые пересадочные контуры и радиусы, разгружать сверхзаполняемые станции. Сейчас происходит обновление подвижного состава, с 2011 года мы получили 800 новых вагонов. Ни один эскалатор не работает сверх нормы. И как бы это не было неудобно, но лучше мы закроем один из выходов из метро и проведем реконструкцию эскалатора, чем люди будут подниматься по эскалатору, срок эксплуатации которого прошел», — заявил глава метро.

Между тем, пока в Общественной палате обсуждали Московский метрополитен, только за первую половину четверга на его Люблинско-Дмитровской и Калининской линиях произошли два сбоя в движении поездов.

Новости и материалы
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Американского бизнесмена посадили из-за антироссийских санкций
В Ираке произошли взрывы на военной базе ополчения
В Оренбуржье начинает снижаться уровень воды в реках
Первый ярус набережной в Ишиме ушел под воду
В Калужской области сообщают о проблемах с электроэнергией
Латвийского рэпера Платину задержали во время концерта в Томске
Офицер ВСУ предрек новый прорыв российских военных на фронте
Психолог назвала пять женских типов, которые отпугивают мужчин
КНДР провела новый пуск ракеты
США ввели санкции против белорусского завода и трех китайских предприятий
Москвичей ждет возвращение теплой весны с начала следующей недели
Во Франции Евросоюз назвали преступной организацией
Все новости