Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Образование

Лауреат премии за выдающийся вклад мирового масштаба в образование WISE Prize 2013 колумбийка Викки Колберт и спецпосланник ЮНЕСКО по образованию, супруга бывшего эмира Катара шейха Моза бинт Насер
Лауреат премии за выдающийся вклад мирового масштаба в образование WISE Prize 2013 колумбийка Викки Колберт и спецпосланник ЮНЕСКО по образованию, супруга бывшего эмира Катара шейха Моза бинт Насер
wise-qatar.org

«Не может человек учить чему-то, чего не знает сам»

Всемирный образовательный саммит в Катаре рассмотрел извечные российские вопросы

Ирина Резник

Самые больные вопросы отечественного образования — как и чему учить, где взять деньги и что делать с «бесполезными» дипломами — актуальны и для всего остального мира. Именно они стали главными темами прошедшего в столице Катара Дохе Всемирного образовательного саммита WISE 2013.

В последние дни октября в столице Катара Дохе прошел пятый Всемирный инновационный саммит в сфере образования (WISE 2013). Для обсуждения вечных вопросов — как учить и чему учить — собрались ведущие эксперты из сферы образования, политики, общественные деятели и представители корпоративного сектора более чем из 100 стран мира. Авторы шести лучших проектов, участвовавших в течение года в конкурсе WISE Awards, получили награды из рук спецпосланника ЮНЕСКО по образованию, супруги бывшего эмира Катара шейхи Мозы бинт Насер.

Справка:

Международный инновационный саммит в сфере образования (WISE)

Учрежденный в 2009 году Фондом Катара по инициативе супруги бывшего эмира Катара шейхи Мозы бинт Насер WISE является международной...

Как показал саммит, актуальные для России вопросы волнуют весь мир: главными темами обсуждения стали все более увеличивающийся разрыв между подготовкой специалистов и тем, что требуется работодателям, и необходимость приблизить обучение к жизни. А также извечные проблемы нехватки инвестиций в образование и недооцененности самих педагогов.

О том, что у выпускников высшей школы нет практических знаний, опыта, критического мышления и творческого подхода, а сами они разочарованы своими бесполезными дипломами, говорили и еврокомиссар по вопросам образования, молодежи и культуры Андрулла Вассилиу, и представитель крупнейшей IТ-компании из Азии, и ректор университета из ЮАР. Это вынуждает предприятия тратить время и средства на повторное обучение молодых специалистов. А заодно является одной из причин растущего уровня безработицы среди молодежи.

Лучшим на сегодняшний день решением этой проблемы жюри саммита признало британский проект Studio Schools, представляющий собой партнерство между учебными заведениями и местными работодателями.

Смысл партнерства заключается в том, что разрабатываемая совместно с представителями бизнеса, экспертами сферы образования и самими учащимися программа обучения позволяет выпускникам сразу же приступить к полноценной работе. Во время учебы студентам предоставляется наставник — представитель выбранной ими компании, — они изучают рабочий процесс непосредственно на производстве и создают проекты, базируясь на полученном практическом опыте.

Еще один финалист WISE Awards 2013 — чилийский проект Elige Educar по повышению статуса педагогической профессии.

Авторы проекта поставили перед собой цель переломить очень схожую с российской ситуацию, при которой низкооплачиваемая работа учителя давно перестала быть престижной.

Также он призван привлечь талантливых студентов в педагогические вузы, изменив отношение к преподавателям. В рамках проекта удалось задействовать прессу, госаппарат и сами университеты, была организована широкая кампания в СМИ, организованы масштабные курсы повышения квалификации для преподавателей, увеличены студенческие стипендии.

Лауреатом премии за выдающийся вклад мирового масштаба в образование WISE Prize 2013 стала колумбийка Викки Колберт. Созданная ею более 30 лет назад для улучшения качества образования в непривилегированных школах педагогическая модель «Новая школа» доказала свою эффективность в Колумбии и за ее пределами. И была признана ООН и Всемирным банком как одна из самых успешных государственных реформ в развивающихся странах.

Начав с малого — объединения опытных сельских учителей для выработки эффективной методики образования, — «Новая школа» дошла до реформы образования. По словам председателя WISE шейха Абдуллы бин Али аль-Тани на церемонии вручения премии WISE Prize 2013, разработки Викки Колберт «внесли огромный вклад в образование, значительно увеличив возможности для получения доступного и качественного образования наименее привилегированными слоями населения».

Как рассказала Колберт «Газете.Ru», основанная ею модель не требует больших финансовых затрат и при этом позволяет существенно поднять успеваемость и дисциплину учеников, а также самоуважение учителя.

«Это реформа психологической модели, — считает лауреат WISE Prize 2013. — Мир за последние десятилетия очень изменился, при этом образование и преподавание практически единственная сфера, которую не затрагивают перемены. Мы предложили с помощью простых инструментов полностью поменять традиционную систему преподавания, не затрагивая содержание образования.

Роль учителя в XXI веке — не просто передавать информацию, а быть модератором, посредником между учеником и окружающим миром. А его главная цель — научить тому, чему не учат компьютеры, — находить информацию, проявлять инициативу и работать в команде.

Основные принципы — приоритет интересов ученика, его активное участие в образовательном процессе, развивающая гражданскую позицию работа на равных в небольшой группе. И ключевой момент — все, что изучает ребенок, должно также быть интересно и применяться в его семье».

Предложенные Колберт базовые вещи могут быть адаптированы в любой стране, считает представитель Катарского фонда развития образования ирландец Роберт Бакстер. «WISE изначально задумывался как площадка для обмена опытом, чтобы представители одних стран брали на вооружение лучшие теории и практики других, а политики видели, какими средствами достигаеются успех и благополучие нации, — рассказал Бакстер «Газете.Ru». —

Так, если еще 20–30 лет назад основой обучения было повторение и заучивание наизусть, то для нашего времени такие способы не годятся. Нужны аналитические подходы, умение общаться с людьми из других стран и культур.

И ни в коем случае нельзя забывать об учителе — самом важном звене в образовании. На конкретных примерах можно видеть связь межу условиями работы учителей и уровнем образования населения и экономическими успехами страны».

Справка:

WISE Awards 2014

На саммите WISE 2013 был открыт период приема заявок на соискание премии WISE Awards 2014, которую получат шесть инновационных...

По словам представителя российской делегации, ректора Тюменского института развития регионального образования Ольги Ройтблат, WISE — это «глобализация в действии». «Мы увидели, что весь мир волнуют одни и те же проблемы, — рассказала Ройтблат «Газете.Ru». — Узнали о массе полезных идей и успешных практик, которые можно применить в России и к которым нашей системе стоит прислушаться. Сегодня мы лишь начинаем говорить не только об уровне фундаментальных знаний, а и о развитии ребенка, о том, насколько он себя хорошо ощущает в той или иной области. А это те критерии, по которым в мире оценивают труд педагога и успешность ребенка.

Весь мир очень толерантен, и нам надо учиться уважению к личности — ребенка и учителя».

И начинать движение в этом направлении следует с педагогического образования (вузовского и постдипломного), считает ректор. «Не может человек учить чему-то, чего не знает сам, если он не толерантен, не знаком с психологическими возрастными особенностями учащихся и может нанести урон их психике, — говорит Ройтблат. — У нас власть над ребенком получают педагоги, которых не учат быть классными руководителями, воспитателями.

А многие даже опытные предметники не знают таких простых вещей, как то, что у ребенка работает 85% зрительной памяти, и можно сколь угодно утомлять его устными объяснениями, толку от этого не будет».

Кроме того, надо кардинально менять программы подготовки студентов педагогических вузов, считает Ройтблат. «На саммите много говорится о необходимости взаимодействия студента и будущего работодателя, — говорит она. — Работодателем педагога по большому счету является общество. В России давно сокращена педагогическая практика. Но что мешает нам сейчас организовать образовательный кластер «школа-вуз», сделать так, чтобы студент с первого курса общался с детьми — на факультативах, внеурочных мероприятиях, в лагерях. И тогда, придя после вуза в школу, молодой педагог будет понимать, что за дети перед ним, а не бояться их».