Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Образование

Валерий Шарифулин/ИТАР-ТАСС

Первичные образовательные признаки

Минобрнауки представило данные мониторинга, по которому каждый пятый российский вуз имеет признаки неэффективности

Елена Мухаметшина

Каждый пятый российский вуз имеет признаки неэффективности. Это следует из предварительных итогов мониторинга вузов, которые представило Минобрнауки. Десятая часть вузов не предоставила данные для мониторинга. Информация по ним отправлена в Рособрнадзор и в Генпрокуратуру. До конца ноября пройдут заседания рабочих групп, на которых будет принято окончательное решение о признании соответствующих вузов неэффективными.

У каждого пятого вуза Министерство образования и науки нашло признаки неэффективности. На сегодняшний день они обнаружены у 18,4% головных вузов и 20,4% филиалов. Доля негосударственных вузов, имеющих «признаки неэффективности», составляет более 35%, государственных — 7,5%.

«Хочу особо обратить внимание, что образовательные организации, которые попали в этот предварительный список, имеют реальные шансы выйти из него и впоследствии быть признаны эффективными, — заявил Дмитрий Ливанов.

— Для этого есть и реальный инструментарий, который будет использовать Министерство образования и науки при проведении дальнейших этапов мониторинга».

Около 11,5% головных российских вузов не представили в Минобрнауки необходимые сведения. По ним информация была направлена в Рособрнадзор, который должен провести внеплановые проверки этих учебных заведений, а также в Генпрокуратуру с просьбой рассмотреть вопрос о нарушении федерального законодательства. В свою очередь Рособрнадзор попросил выделить дополнительные средства, поскольку увеличится количество контрольно-надзорных мероприятий.

Вторым этапом оценки эффективности вузов будет заседание рабочих групп, которые до 23 ноября предложат межведомственной комиссии рассмотреть вопрос о признании соответствующих университетов, академий и институтов неэффективными. В свою очередь, некоторые из этих вузов могут быть отнесены к тем, которые потребуют оптимизации или реорганизации. Предполагается, что такая реорганизация будет проходить путем присоединения к другим, более сильным высшим учебным заведениям, а филиалы будут просто закрываться.

В нынешнем мониторинге крупных вузов вроде МАРХИ, МАИ, РГГУ, которые попали в список неэффективных в прошлогоднем первом мониторинге, не оказалось, поскольку были пересмотрены критерии признания вузов неэффективными.

В Москве оказалось пять государственных вузов с признаками неэффективности — Российская академия правосудия, Госакадемия славянской культуры, Московский государственный гуманитарно-экономический институт, Российский госуниверситет инновационных технологий и предпринимательства и Московский институт открытого образования.

Кроме того, в столице работают 48 негосударственных высших учебных заведений с признаками неэффективности. Напомним, что негосударственные вузы приняли участие в мониторинге впервые. Кроме того, 70 московских вузов не предоставили информацию для проведения мониторинга.

В Санкт-Петербурге признаки неэффективности выявлены у Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров и Санкт-Петербургского госинститута психологии соцработы, а также у десяти негосударственных вузов. В свою очередь, 14 высших учебных заведений не предоставили информацию Минобрнауки.

В Московской области есть четыре негосударственных вуза с признаками неэффективности и 24 филиала, среди которых четыре филиала государственных вузов. В Ленинградской области нет государственных вузов с признаками неэффективности, но есть девять филиалов, среди которых четыре филиала государственных вузов.

Есть регионы, в которых вообще не оказалось вузов с признаками неэффективности — как государственных, так и негосударственных. Среди таковых оказались Брянская, Владимирская и Воронежская области.

В Центральном федеральном округе признаками неэффективности обладают 13 учебных заведений, в том числе Калужский госуниверситет им. Циолковского, Костромской госуниверситет имени Н.А. Некрасова, Курская государственная сельхозакадемия им. И.И. Иванова, Рязанский госуниверситет им. Есенина и Современный технический институт. В Северо-Западном федеральном округе признаки неэффективности выявлены в Институте управления и Северном институте предпринимательства в Архангельской области, Международном институте бизнес-образования в Мурманской области, в Калининградском институте управления.

В Приволжском федеральном округе признаки неэффективности имеет 21 вуз,

в том числе Пермский институт муниципального управления, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфимский госуниверситет экономики и сервиса, Альметьевский госинститут муниципальной службы, Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт, Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чувашский государственный институт культуры и искусств и другие.

В Южном федеральном округе неэффективными могут признать 14 вузов,

среди которых Новочеркасская государственная мелиоративная академия, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, а также негосударственные вузы. В Северо-Кавказском федеральном округе 12 подобных вузов. В их число вошли Кабардино-Балкарская государственная сельхозакадемия имени В.М. Кокова, Чеченский государственный педагогический институт, Дагестанский государственный педагогический университет и другие. В Уральском федеральном округе признаки неэффективности есть у трех вузов, причем только у одного государственного — Челябинского педагогического университета.

В Сибирском федеральном округе с признаками неэффективности работают десять вузов. Среди них — Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина, Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия и т.д. На Дальнем Востоке признаки неэффективности есть у пяти вузов, причем все они — государственные: Амурский госуниверситет, Камчатский госуниверситет им. В. Беринга, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, Арктический государственный институт искусств и культуры в Якутии, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет.

Среди вузов, которые признаны неэффективными, большую часть составляют государственные педагогические вузы. Таковые обнаружены в Челябинске, в Барнауле, Махачкале, Грозном, Глазове, Чебоксарах, Уфе, Ульяновске.

Всего в этом году в мониторинге эффективности приняли участие 1054 вуза и филиала, в том числе 480 негосударственных. Не предоставили информацию для мониторинга 108 высших учебных заведений, а также 14 вузов не предоставили объяснения в расхождении данных.

Эффективность деятельности, согласно новым правилам, оценивается на основе 50 показателей, из которых шесть используются для базовой группы вузов. Остальные применяются для оценки филиалов и специфических вузов. С этого года учебные заведения разделены на шесть групп с ярко выраженной спецификой деятельности — военные, медицинские, сельскохозяйственные, творческие, спортивные и транспортные.

Основные шесть показателей, по которым в этом году оценивается деятельность вузов, следующие: средний балл ЕГЭ зачисленных абитуриентов, объем средств, направленных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в расчете на одного педагогического работника, доля иностранных студентов (в том числе из стран СНГ), доходы в расчете на одного педагогического работника, общая площадь учебно-научных помещений и инфраструктура в расчете на одного студента, а также трудоустройство выпускников. Чтобы вуз был признан эффективным, он должен выполнить три из шести требований.