Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Образование

Валерий Шарифулин/ИТАР-ТАСС

Студент ректору не советчик

Российские студенты и ректоры попытались обсудить проблемы современного образования

Елена Мухаметшина

У российских студентов впервые появилась возможность напрямую обсудить вопросы с ректорами вузов. Площадка «Ректор-студент» состоялась в рамках Всероссийского студенческого форума в Санкт-Петербурге. Правда, первый открытый диалог не совсем удался — ректоры обвинили студентов в отсутствии острых вопросов, которых на обсуждении практически не было.

В Санкт-Петербурге в рамках Всероссийского студенческого форума впервые состоялась дискуссия «Ректор-студент», на которой собрались ректоры 30 учебных заведений со всей России и около 50 студентов из разных вузов. Мероприятие должно было стать попыткой установить открытый диалог между студентами и руководством вузов. Однако студенты стали задавать волнующие их вопросы только под конец трехчасового мероприятия, после того, как ректоры сами посетовали на их отсутствие.

Председатель Российского студенческого союза Артем Хромов поднял тему открытости университетов, которую должны обеспечить прозрачные выборы ректоров. Он отметил, что сейчас увеличивается административная функция студенческих советов, поэтому необходимо, чтобы ректорское сообщество поддержало выборы членов студенческих союзов.

Это особенно актуально в нынешней ситуации, когда студсоюзы представляют, как правило, только свои собственные интересы или интересы руководства вузов, а не интересы большинства студентов.

Затем модератор дискуссии предложила обсудить, кем видят себя студенты в системе подготовки специалистов. Уже после мероприятия, кстати, именно модерацию студенты назвали «Газете.Ru» самым слабым местом, из-за чего дискуссия первые два часа шла в далеком от студенческих проблем направлении.

Первой руку подняла Светлана Бахова, студентка Пензенского госуниверситета: «На мой взгляд, современный университет — среда для развития гармоничной личности, потому что именно молодость — лучший период для усвоения качеств любой личности, любого профессионала». «Современный университет не должен делать нас умнее, он должен научить нас думать», — обозначил свою позицию Руслан Соколов из Новосибирского госуниверситета.

Им ответил Борис Якимович, ректор Ижевского технического университета имени Калашникова.

«Наши студенты работают в концерне «Калашников», еще учась. Они учатся и работают, проектируют современное оружие.

Это важно еще в университете доверять студентам», — сказал он.

Потом ректор Южного федерального университета Марина Боровская решила обсудить модульное образование. «В рамках бакалавриата модульный принцип рано вводить. Студенту в 17 лет еще рано выбирать модули, он не может определиться, какие предметы ему изучать. А для магистрантов, конечно, нужна модульная система», — заметил студент из Иркутского государственного технического университета. На этом можно было бы и закончить эту тему, тем более что молодой человек предложил перейти к студенческим объединениям, власть которых увеличилась с принятием нового закона «Об образовании». Но модератор сосредоточилась на модульном образовании. «Если бы меня спросили про модульное образование в 17 лет, то я бы его выбрала. У меня ребенку сейчас семь лет, во время войны первоклассники стояли на снарядах (у станков изготавливали снаряды. — «Газета.Ru»). Поэтому в 17 лет вполне можно сделать сознательный выбор», — заявила генсек Российского союза ректоров Ольга Каширина.

Потом студенты решили обсудить, можно ли работать во время учебы:

«На мой взгляд, работа недопустима. На сегодняшний день есть возможности получения достаточной стипендии, чтобы не работать», — заявила одна из аспиранток Донского техуниверситета.

Еще одна тема, которую удалось поднять студентам, — совет по идеологии в вузах, который недавно организовали в Санкт-Петербурге. «У нас нет государственной идеологии, а есть система взглядов, — объяснил председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга Владимир Васильев. — Совет ректоров Петербурга беспокоит, что происходит атомизация общества. Реализация (проекта совета по идеологии. — «Газета.Ru») уже идет — был проведен конкурс среди студентов, основная идея — чтобы студенты вышли к обществу. Были отобраны 20 проектов. Например, студенты пошли обучать пенсионеров компьютерной грамотности. Экологические проекты и так далее. Все зацепились за слово «идеология», но все эти разговоры — популизм. Идеология есть у всех».

«Заявления лидеров государства не могут быть популистскими, — возразила Каширина. — Развитие сверху обречено на провал. Стране нужна идеология, но идеология в рамках отдельно взятой структуры, вне системы федеральной идеологии невозможна».

Затем студенты решили поднять проблему мониторинга эффективности вузов, но ректоры их быстро остановили. «Мне кажется, что у студентов сложился спрос на некачественное образование, — заявил ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. — Мы должны бороться за качественные вузы, а не за то, чтобы их было много».

«Я очень переживал, когда сюда ехал», — заявил ректор Донского государственного технического университета Бесарион Месхи.

«Но сегодня не было задано ни одного острого вопроса. Никто не спросил про слияние университетов. Да тысячи студентов плачут! Мы сами прошли четыре реорганизации, мне пришлось отчислять по сотне студентов, потому что непонятно, кого набрали вузы, которые к нам присоединили. Дорогие студенты! О чем мы говорим? Вы не задали ни одного нормального вопроса», — сказал Месхи.

Голос разума прозвучал под конец второго часа мероприятия.

«Я хотела бы продолжить тему. Современный студент очень даже неплохо устроился. Посмотрите, что для нас делается. Но среди студентов возникла гонка не за качество, а за количество», — внимательно послушав ректора, сообщила студентка Анастасия Баранова из Алтайского госуниверситета.

Студент из Петрозаводского госуниверситета поднял проблему отъезда студентов из России:

«Наши студенты уезжают в Финляндию. Что делать, чтобы наши выпускники оставались в Карелии?»

«Необходимо просто сделать так, чтобы в региональные вузы приезжали студенты из других регионов, тогда они смогут остаться у вас. Это то, что делает Томский политехнический университет, мы сейчас пытаемся взять на вооружение», — предложил Андрей Белоцерковский, ректор Тверского госуниверситета.

После выступления ректора Месхи был задан наконец-то и самый острый вопрос — про «взлетевшие» цены на общежития. «Сегодня наши общежития выглядят лучше, чем 40 лет назад, когда я сам учился в университете, — поделился опытом ректор Томского политехнического университета Петр Чубик. — Уже четыре года наши общежития ремонтируют наши студенческие отряды. Мы их обучаем рабочим профессиям, студенты получают хорошую зарплату. В этом году они отремонтировали 500 комнат. Когда студенты это делают своими руками, то сохранность великолепная. Если у кого-то такой практики нет, предлагаю взять на вооружение».

Потом студенты поинтересовались судьбой диссертационных советов: «Успеют ли студенты защититься, если диссертационные советы ждет реорганизация?»

«Диссертационные советы не будут закрыты. Будет организована новая сеть советов с более высокими требованиями к членам советов и к защищаемым в советах работам.

Но все аспиранты смогут защититься», — заявил Владимир Васильев из Союза ректоров Петербурга.

Конец встречи подвел директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Александр Страдзе.

«Говоря о качестве образования, надо начинать с расклада сил, который мы имеем, — все-таки большинство студентов, которых почти 7 млн, идут в вузы не за знаниями, а за корочками.

Чтобы они пошли за знаниями, должно смениться хотя бы поколение», — нашел причину всех проблем российского образования чиновник.