Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Образование

Школьники вновь будут писать выпускное сочинение
Школьники вновь будут писать выпускное сочинение
Василий Смирнов/ИТАР-ТАСС

Сочиненное предложение

Одиннадцатиклассников могут снова заставить писать выпускные сочинения

Елена Мухаметшина

Российские школьники могут снова начать писать выпускное сочинение. По поручению президента правительство разрабатывает разные варианты, в какой форме это будет происходить. «Газета.Ru» попросила учителей русского языка и литературы прокомментировать эти варианты. В результате все сошлись на том, что вводить сочинение как выпускной экзамен нецелесообразно.

Школьники снова будут писать выпускное сочинение. В какой форме это должно происходить, сейчас обсуждает профессиональное сообщество. Пока рассматриваются три варианта — или сочинение как промежуточная аттестация для допуска к ЕГЭ, или защита индивидуального проекта-сочинения, или изменение формы самого ЕГЭ по русскому языку.

Еще 17 ноября Владимир Путин дал правительству поручение, в котором велел ввести публичную защиту учениками школ «индивидуальных проектов в форме сочинения».

Это необходимо сделать для повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы. Выполнить распоряжение президента должны до 1 марта 2014 года.

В среду министр образования и науки Дмитрий Ливанов рассказал о возможности введения сочинения в выпускные экзамены. По его словам, необходимо серьезно повышать мотивацию учеников старших классов к изучению и русского языка, и литературы. Министр пояснил, что сейчас обсуждаются три варианта, в какой форме может быть введено сочинение в итоговую аттестацию.

Первый предполагает, что это будет новая форма промежуточной аттестации, которая станет допуском к ЕГЭ. Второй вариант — изменение формы сочинения в самом ЕГЭ.

Напомним, что сейчас школьники пишут сочинение по прочитанному тексту в обязательном экзамене по русскому языку, а также дают развернутые ответы по прочитанным текстам и сдают сочинения по произведениям писателей XIX–XX веков в рамках необязательного экзамена по литературе.

Третий возможный вариант — защита индивидуального проекта в форме сочинения, о чем и говорил в своем поручении президент.

«Речь идет о том, что ученики 11-го класса в течение нескольких месяцев будут выполнять индивидуальный проект по какой-то теме, связанной с русским языком и литературой, а потом оформят его результаты в виде сочинения, — рассказал Ливанов. —

После этого они должны будут пройти публичную защиту сочинения. Таким образом будут проверены как умения школьников излагать свои мысли в письменной форме, так и навыки публичного выступления.

При этом необходимо, чтобы в комиссии, перед которой проходит защита проекта, были учителя из других школ, а не той, в которой учится выпускник».

По словам министра, введение сочинения в качестве итоговой аттестации обсуждается и профессиональной средой, и общественными организациями. «Эта тема очень важная, поэтому она не допускает непродуманных решений, поэтому необходимо их всестороннее обсуждение. Все изменения, которые вносятся в итоговую аттестацию, будут известны выпускникам до начала учебного года», — сказал Ливанов. Он отметил, что в течение нескольких месяцев будет решено, в какой форме выпускники будут писать сочинение.

Уже в этом году некоторые школьники в тестовом режиме будут писать итоговое сочинение. По результатам этого эксперимента будет принято окончательное решение по введению сочинения в выпускные экзамены. «Окончательное введение сочинения возможно только с 2015 года»,

— добавил министр.

Почему введение выпускного сочинения станет по большей части профанацией, «Газете.Ru» рассказали учителя русского языка и литературы.

Константин Поливанов, учитель русской литературы гуманитарного факультета лицея №1525 «Воробьевы горы», учитель высшей категории, доцент факультета филологии НИУ ВШЭ:

Я не уверен, что ЕГЭ — лучший способ оценивания выпускников по литературе. Но то, что стандартные школьные сочинения, которые писались в качестве выпускного экзамена, были плохи, в этом у меня нет сомнений.

В те времена, когда мне довелось учиться, а потом преподавать, было очевидно, что учеников толкают воспроизводить некоторые готовые шаблоны, а не писать сочинения. А если ты воспроизводишь готовый шаблон, то в чем смысл?

Сейчас в ЕГЭ есть часть С, которая представляет собой сочинение. Она не идеальная, нет точных критериев для ее оценки, но зачем вводить новое сочинение, я не понимаю. Вернее, не столько вводить новое, сколько возвращать старое, причем плохое. Разумнее было бы совершенствовать критерии оценки части С. Еще один аспект, который меня волнует, — это то, что сочинение должны будут писать все выпускники, а не только те, кто сдает ЕГЭ по литературе. Это ерунда, ведь в ЕГЭ по русскому языку тоже есть сочинительная часть, хоть она и формальная. Но и прежние выпускные сочинения тоже были формальностью. Если ребенок в рамках прежних выпускных сочинений умудрялся написать что-то умное и глубокое, то он смог бы написать это умное и глубокое, в каком бы виде ни проводился экзамен.

Если же школьников заставят готовить три месяца проект по литературе, то пусть тогда увеличат количество часов по литературе. Как можно физически успеть сделать хороший проект, когда выпускник готовится к поступлению в вуз?

В сегодняшних школьных условиях это станет профанацией, поскольку это будет делаться только для галочки и не даст никакого образовательного результата.

Возвращение сочинения — это отчасти готовность пойти на уступки со стороны властей, потому что до сих пор сохраняется недовольство ЕГЭ. В то же время и в позапрошлом, и в прошлом учебном году степень списывания ЕГЭ была немыслимая, поэтому введение сочинения — еще и вопрос организации безопасности выпускных экзаменов, которую необходимо обеспечить. Но если безопасность не обеспечена, это означает только то, что деньги, которые были на нее выделены, ушли в какое-то другое место.

Лев Соболев, заведующий кафедрой словесности гимназии №1567, заслуженный учитель школ России, лауреат гранта Москвы:

Было бы идеально, если бы школьникам предоставили выбор между тестом и сочинением. Если же выпускников заставят писать сочинение, то все будет зависеть от того, как их учили и кто это сочинение будет проверять.

Сочинение — форма традиционная и во многом себя оправдавшая. Но сочинение списывали точно так же, как ЕГЭ.

В школе вместо «двойки» ставили «три». Поэтому идей хороших может быть много, но все будет зависеть от их реализации.

Давайте рассмотрим все предложенные министром варианты. Первый вариант, когда сочинение — допуск к ЕГЭ. Но в школе и так существует допуск к экзаменам. Если школьник получает «два» в году по какому-то предмету, то он не допускается до ЕГЭ. Устраивать на этом пути еще одно препятствие я не вижу смысла. Для чего? Чтобы нагрузить ребенка? Мы ЕГЭ вводили для того, чтобы разгрузить вступительные экзамены, поэтому перегружать выпускные экзамены смысла нет.

Если полноценное сочинение будут писать в рамках существующего ЕГЭ, то сколько же этот экзамен будет длиться?

Шесть часов, то есть столько, сколько писали сочинение раньше? Но ведь опять же ЕГЭ был введен для того, чтобы избавиться от недостатков предыдущих экзаменов.

У всех ли школьников будет время для написания и защиты итогового проекта по русскому языку и литературе?

Если мальчик собирается на медицинский факультет, то зачем ему месяц или два тратить силы на написание сочинения на тему «Моя будущая профессия» или «Образ старухи Изергиль»?

Допустим, он готовит этот проект и защищает его перед другой школой — в этом тоже может быть специфика: у разных школ могут быть просто разные представления о том, что такое литературоведческий разбор. В нашей школьной комиссии была дама, которая работала методистом в другом районе, а также работала в нашей школе. Одна девочка перед комиссией отвечала на тему «Лирический герой Есенина», причем отвечала блестяще. Я всегда спрашиваю оценку и рецензию у членов комиссии. И эта дама сказала: «Три». —

«Какие претензии»? — «Девочка не любит Есенина».

Так что уверены ли мы с вами, что ребенок, защищая свое сочинение «Средства изобразительности в «Мастере и Маргарите», в комиссии не натолкнется на человека, который будет иначе эту тему понимать или которому не понравится что-то в сочинении? Если же защищать сочинение перед своим учителем, то субъективность также не исключена, но свой учитель хотя бы знает, чему он школьника научил.

Сколько можно еще теребить многочисленное сообщество учителей и учеников? Мы привыкшие. С тех пор как я пошел в школу, а потом стал в ней работать и сейчас уже работаю 40 лет, что с нами только ни делали.

Но прежде, чем что-то делать, все-таки лучше подумать. Я допускаю, что президент тоже хотел как лучше, но он не специалист.

Он послушал разумных людей, которые хотят разного. И получается, что тот, кто ближе к министру и лучше всего ему на ухо объяснит, тот и победит. Я в этом не вижу особенного педагогического прогресса.

На самом деле школьники не стали хуже знать русский язык и литературу — это просто обнаружилось. ЕГЭ ведь чем хорош? Это независимая от учителя оценка. И когда перед нами поставили зеркало, мы стали на него пенять.

Мы ставим вместо двойки тройку — и у нас стопроцентная грамотность и успеваемость. Когда ЕГЭ ввели, стало понятно, что всех не уговоришь.

Так что ЕГЭ — независимый экзамен, если играть честно и не устраивать такой комедии, как в 2013 году, когда у ребенка два телефона, он один сдает, другой оставляет и выходит на полчаса в туалет. В таком случае ЕГЭ теряет смысл. Так что моменты недобросовестности есть всегда, ими пользуются те, кто к этому склонен, так что недостатки могут быть у экзамена в любом виде.

Всеволод Луховицкий, учитель русского языка школы-интерната «Интеллектуал», член Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»:

Никакого сочинения срочно вводить не надо, потому что все уже привыкли к нынешней системе сдачи экзаменов. Ее можно менять, как обговаривалось: обязательная сдача частей А и В, а часть С сдают только те, кто поступает в вузы. Но это относится ко всем предметам.

Предложенные варианты кажутся несколько странными, потому что объективно оценить какую-либо творческую работу по русскому языку и литературе практически невозможно.

Если взять трех экспертов, то они одно и то же сочинение могут оценить совершенно по-разному. Поэтому нарушится главный принцип, который заявлялся много лет, что ЕГЭ создан для объективной оценки реального уровня знаний. Ни по сочинению, ни по защите проекта объективной оценки знаний дать невозможно.

Вообще я не думаю, что за этими предложения стоят какие-то серьезные разработки. Даже если это поручению правительству. Говорили о введении многих новых предметов в школе, но их до сих пор нет. В любом случае введение сочинения противоречит всему подходу, связанному с ЕГЭ. А если сочинение будут писать помимо ЕГЭ, то это совершенно неоправданная нагрузка. Если дети должны писать еще творческую работу, то непонятно, почему они должны ее делать по русскому языку, а не по математике.

К тому же в 11-м классе предлагать школьнику, который собирается поступать, допустим, на химфак, работать над проектом по литературе означает не дать ему возможности заниматься любимой химией в должной мере. И уровень его знаний при поступлении на химфак будет резко меньше.

Хотя многим учителям было бы проще готовить школьников к сочинениям по стандартной схеме. Но по крайней мере с конца 1970-х годов сочинения абсолютно профанировались. Темы сочинений были известны заранее. В 1980-е появились сборники лучших сочинений. Непонятно, почему дети, когда писали сочинения, должны были освоить только один жанр — литературоведческая работа. Почему они не должны были уметь писать публицистическую статью, грамотно формулировать заявление или приказ?

Когда ввели ЕГЭ, учителя были недовольны тем, что вопросы противоречили школьной программе, но за это время учителя привыкли и перестроились. Сейчас наибольшее возмущение вызывает часть С, то есть то самое сочинение, которое оценивается субъективно. Хотя ЕГЭ по литературе в нынешнем виде сделан очень плохо, но его сдают только избранные. Поэтому учителя могут обучать литературе, не обращая внимания на ЕГЭ, а тем, кто будет сдавать ЕГЭ, они могут помогать отдельно.