Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Оборона Сердюкова

СК: Сердюков не признал свою вину и отказался от дачи показаний

Бывший министр обороны Анатолий Сердюков не признает свою вину и отказывается сотрудничать со следствием, заявили в СК. Несмотря на это, по итогам очередного допроса ему была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, так как пока речь идет лишь о подозрении в халатности. В СК уверяют, что в ближайшее время предъявят Сердюкову обвинение.

Военные следователи во вторник днем допросили бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова в качестве подозреваемого по уголовному делу о халатности при строительстве в Астраханской области автодороги к базе отдыха за счет средств Минобороны. Ему также была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, уточняют в Следственном комитете.

«Свою вину он не признал и отказался от дачи показаний, воспользовавшись статьей 51 Конституции Российской Федерации, которая дает право не свидетельствовать против себя», — подчеркнул официальный представитель СК Владимир Маркин. Он также напомнил, что таким же правом ранее воспользовалась и бывшая подчиненная Сердюкова, обвиняемая по делу «Оборонсервиса», экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева.

«Но это не помешало следствию собрать основательную доказательственную базу для предъявления ей обвинения по нескольким статьям Уголовного кодекса», — пригрозил Маркин.

По его словам, в деле Сердюкова следствие и без показаний подозреваемого располагает достаточным объемом доказательств, которые подтверждают «непосредственную причастность экс-министра к противоправным действиям».

Кроме того, в отношении подозреваемого в соответствии со статьей 102 УПК РФ избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Это означает, что Сердюков не имеет права без разрешения следователя покидать место жительства и обязан являться в назначенный срок по вызовам следователя, а также не должен препятствовать расследованию.

Расследование дела в отношении Сердюкова ведет Главное военное следственное управление (ГВСУ) СК, которое находится в переулке Хользунова у станции метро «Фрунзенская». Однако для допроса его вызвали в Военное следственное управление (ВСУ) по Москве, которое расположено в районе Хорошевского шоссе.

Экс-министр обороны прибыл туда в сопровождении адвокатов Генриха Падвы и Константина Ривкина. Внутри они пробыли около полутора часов, а потом вышли из здания без своего клиента.

Как Сердюков покинул здание ВСУ, адвокаты рассказывать не стали.

Следственный комитет возбудил дело в отношении Сердюкова на прошлой неделе. Главное военное следственное управление СК усмотрело признаки халатности (ч. 1 ст. 293 УК) в распоряжении построить за счет бюджетных средств автодорогу до базы отдыха и благоустроить ее территорию. По версии следствия, Сердюков, будучи министром обороны, «в устной форме поручил подчиненным сотрудникам построить за счет бюджета министерства автомобильную дорогу» в Астраханской области от села Краса до острова Школьный, на территории которого располагается база отдыха «Житное», принадлежавшая мужу родной сестры министра — Валерию Пузикову.

Работы по благоустройству частной базы отдыха проводились бойцами-срочниками авиационной части, а дорогу строил батальон железнодорожных войск.

«То есть вместо службы и обучения военному делу одни солдаты занимались высаживанием тополей в астраханской степи, а другие — прокладкой не железнодорожных путей, а автодорог. В итоге была построена дорога, которой могли пользоваться лишь владельцы и посетители объекта частной собственности», — подчеркивают в СК.

По данным следствия, свое распоряжение Сердюков мотивировал желанием создать базу отдыха для нужд Минобороны. При этом каких-либо распорядительных документов, приказов или директив, которые обосновывали бы трату бюджетных средств или устанавливали бы права Минобороны на дорогу, не издавалось. Поставить ее на баланс министерства удалось только в ходе расследования махинаций с имуществом Минобороны.

В январе 2013 года по факту благоустройства базы отдыха «Житное» за счет бюджета Минобороны было возбуждено уголовное дело по ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями). В его рамках обвинение никому не предъявлялось, а подозреваемыми числились «неустановленные лица». В сентябре родственник Сердюкова принял решение передать «Житное» учреждениям Минобороны — Студии военных художников им. М.Б. Грекова в Москве и Центральному музею бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. Несмотря на это, следователи оценили ущерб государству от действий экс-министра более чем в 56 млн рублей.

Пока, согласно предъявленному обвинению, Сердюкову грозит наказание в виде штрафа, исправительных работ или ареста до трех месяцев. Впрочем, в СК оговорились, что дело может быть переквалифицировано.

«В ближайшее время Сердюкову будет предъявлено обвинение, причем не исключено, что квалификация содеянного экс-министром может измениться как на стадии предъявления обвинения, так и в ходе дальнейшего расследования», — говорится в сообщении СК.

Скандал о масштабных финансовых махинациях в Минобороны разгорелся в конце октября 2012 года, когда СК сообщил о возбуждении сразу пяти уголовных дел. Все они касались продажи военного имущества по заниженным ценам через подконтрольное Минобороны ОАО «Оборонсервис». Изначально ущерб оценивался в 3 млрд рублей, позже в ходе расследования сумма постоянно росла. На волне скандала 6 ноября прошлого года Сердюков был отправлен в отставку. В общей сложности было возбуждено более десятка уголовных дел о коррупции в Минобороны. В сентябре дела о махинациях с военным имуществом были объединены в одно.

Ранее в рамках основного дела «Оборонсервиса» Сердюков неоднократно вызывался к следователям на допрос в качестве свидетеля, но, как правило, отказывался от дачи показаний, ссылаясь на 51-ю статью Конституции России, которая позволяет не свидетельствовать против себя и родственников. При этом никаких обвинений против Сердюкова следствие до последнего времени не выдвигало. Сам он с комментариями по поводу коррупционного скандала в Минобороны никогда не выступал.