Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Город

ИТАР-ТАСС

Маршрутное отделение города от деревни

«Мосгортранс» объявил о возможности прекращения автобусного сообщения между Москвой и областью

Ирина Резник

Заложниками конфликта между транспортными предприятиями Москвы и области могут стать 265 тыс. пассажиров пригородных автобусов. ГУП «Мосгортранс» заявило о необоснованных штрафах со стороны властей, вынуждающих компанию прекратить сообщение с областью. Подмосковные власти обещают запустить свои собственные маршруты и призывают пассажиров не паниковать.

В Московском регионе разгорается первый со времен Лужкова — Громова скандал между столицей и областью. О том, что московский перевозчик ГУП «Мосгортранс» решил прекратить работу своих автобусов на территории Московской области из-за конфликта с региональными властями, заявил накануне глава предприятия Евгений Михайлов. По его словам,

столичные автобусы 74 маршрутов перестанут заезжать на территорию региона с 1 марта

(всего «Мосгортранс» обслуживает 667 автобусных маршрутов на территории Москвы и Подмосковья). При этом Михайлов уточнил, что предприятие готово восстановить работу всех маршрутов, если удастся достичь компромисса с руководством Подмосковья.

Подмосковные власти на компромиссы идти, похоже, не намерены и обещают справиться с проблемой своими силами.

Как заявил журналистам министр транспорта Московской области Александр Зайцев, основной пассажирский перевозчик в Подмосковье — ГУП «Мострансавто» готово обеспечить транспортное сообщение с Москвой, в случае если «Мосгортранс» отменит свои маршруты на территории области. Причем изменений маршрутов не произойдет (сейчас «Мострансавто» обеспечивает 1,2 тыс. городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутов).

«В случае если перевозчик откажется перевозить население, у областного перевозчика ГУП «Мострансавто» достаточно мощностей для того, чтобы обеспечить эту перевозку»,

— отметил Зайцев. По его словам, после Олимпиады парк «Мострансавто» пополнится 709 новыми автобусами, которые сейчас обслуживают Сочи, и их могут пустить на эти маршруты.

Кроме того, министр сомневается в намерении «Мосгортранса» прекратить сообщение с областью. «Все мы люди здравомыслящие, и органы исполнительной власти Московской области и Москвы прекрасно отдают себе отчет в объемах перевозки и потребности Москвы в рабочей силе и налогоплательщиках, которые едут в Москву, — отметил он. — Ничего экстраординарного не случится, и работа будет организована в обычном формате».

Что до сути конфликта, то он заключается в том, что

власти области признают незаконной деятельность «Мосгортранса» на своей территории,

пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе компании. В результате с октября 2013 года столичный перевозчик был оштрафован на общую сумму почти 40 млн руб. В основном за отсутствие у автобусов маршрутных карт (документа о согласовании маршрута), процедуру получения которых не согласовало именно региональное руководство. По словам представителя пресс-службы, санкции со стороны области были для компании неожиданными, поскольку законодательство в этой области не менялось несколько лет.

А сами маршруты исторически сложились, и некоторые из них действуют уже более 50 лет.

Среди них, в частности, маршруты №851 и №817 — от станций метро «Речной вокзал» и «Планерная» до аэропорта Шереметьево, №542 «Метро «Тушинская» — г. Красногорск», №127 «Метро «Молодежная» — п. Рублево» и другие.

«Однако с конца октября их стали признавать «нелегальными» и штрафовать, — рассказала она. — Штрафы были выписаны самому предприятию, должностным лицам, включая гендиректора, и рядовым водителям. В итоге водители отказываются следовать по этим маршрутам, никто не хочет портить свой послужной список такими вещами».

Как сделать свои маршруты «легальными», в «Мосгортрансе» не знают. «Мы пытаемся понять, что надо для этого сделать. Но, не добившись внятного ответа, решили остановить работу маршрутов», — рассказали в компании.

Между тем, по данным «Мосгортранса», спорными маршрутами ежедневно пользуется 265 тыс. пассажиров. В «Мосгортрансе» не исключают, что конфликт неизбежно скажется на этих людях.

В правительстве области уверены в обратном. «Мы с Москвой проработали возможный вариант соглашения по признанию маршрутов, это элементарное оформление документов», — заявил Зайцев.

Что до самих штрафов, то министр назвал их «обычной практикой» и пояснил, что «как в рамках административного делопроизводства, так и в судах» санкции применялись и прежде. «Когда документы все оформлены нормально, мы не применяем никаких мер», — подчеркнул он. Действительно, подмосковный минтранс регулярно сообщает о проведении рейдов по борьбе с нелегальными перевозчиками на территории Московской области и прекращении их «нелегальной деятельности».

В ГУП «Мострансавто» подтвердили готовность «закрыть» своими силами возможную брешь, хотя вслед за министром не очень верят в то, что столичное предприятие прекратит обслуживание маршрутов.

В настоящий момент готовится официальное заявление на этот счет, рассказал в среду «Газете.Ru» пресс-секретарь предприятия Дмитрий Сазонов. В частности, в заявлении будут приведены данные по мощности «Мострансавто»: при том, что сейчас на Олимпиаде в Сочи работает 1700 водителей и 700 автобусов, предприятие справляется и обеспечивает бесперебойное движение пассажирского транспорта в области.

В ответ на вопрос о возможности «ответных» мер со стороны столичных властей, представитель «Мострансавто» выразил уверенность, что власти соседних регионов не допустят ситуацию, при которой жители области не смогут доехать в Москву. При этом легкой жизни никто не ждет. «Процесс согласования маршрута — очень сложная вещь, и из-за этого даже идут суды, — рассказал Сазонов. — Но такие правила установил регулятор, и этим надо заниматься. У нас для этого создана целая служба по работе с документацией. И я не могу понять коллег из очень уважаемого мною «Мосгортранса», которые не хотят этим заниматься, возможно, у них есть на это какие-то причины».

Близкий к подмосковному минтрансу источник «Газеты.Ru» рассказал, что в области действительно не поняли демарш «Мосгортранса»: до сих пор действия с обеих сторон были достаточно «симметричны».

И только ГУП «Мострансавто» было оштрафовано в Москве за тот же период на 37 млн руб. Не говоря уже о частниках. Штрафуют перевозчиков на территории соседей (как, впрочем, и на своей) в случае «невыполнения законодательных требований» к региональным правилам перевозки на регулярных маршрутах.

Что до получения маршрутных карт, то, по словам источника, областные перевозчики постоянно сталкиваются с тем, что «Москва не согласовывает маршруты по формальным причинам, цепляясь к каждой запятой». Поэтому, по его мнению, несмотря на достаточное количество автобусов, областному перевозчику будет не так просто занять место столичного на его популярных маршрутах. «Руководству надо перестать делать громкие заявления, а просто сесть за стол переговоров и разобраться в ситуации. Иначе пострадают люди», — считает он.

В Мосгордуме считают, что до этого не дойдет — в конце концов, в ситуацию вмешается руководство двух регионов, всячески демонстрирующее готовность «жить дружно».

«Слава богу, сейчас мы начали конструктивно общаться с областью, Громов вообще не шел ни на какие переговоры», — отмечает и председатель комиссии по экологической политике Мосгордумы Вера Степаненко. В частности, речь идет о совместной работе в области переработки и утилизации отходов, 90% которых сегодня вывозится на полигоны в Подмосковье. Другие «экологические» разногласия касались перевода областными властями земель лесозащитного пояса Москвы в категории, позволяющие их застройку. А также неспособности области справляться с лесными пожарами.

В столичном департаменте транспорта ситуацию пока не комментируют.

Настоящие войны шли между регионами за спорные территории на границе Москвы и Подмосковья. Так, за участок площадью 390 га в Щербинке, на котором столичные власти решили строить жилье для военнослужащих, борьба шла и в судах, и на самой стройплощадке. Затяжные конфликты касались также Химок и Некрасовки. Постоянно то принимались, то отменялись противоположные решения, касающиеся льготного проезда и действия медицинских полисов.

Между тем в конце 2012 года чуть было не вспыхнул серьезный конфликт уже между новыми властями региона — по вопросу движения большегрузных машин по МКАД.

Тогда правительство Москвы приняло постановление, ограничивающее движение по МКАД грузового автотранспорта с разрешенной максимальной массой более 12 тонн. Со своей стороны тогда еще и.о. губернатора Подмосковья Андрей Воробьев заявил, что областные власти не могут допустить, чтобы большегрузные машины скапливались в регионе и ждали до 22.00. Достичь договоренности на уровне министров транспорта соседи не смогли — потребовалась встреча первых лиц при участии министра транспорта РФ Михаила Соколова.