Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Происшествия

На месте крушения самолета Ту-204 у аэропорта Внуково. Самолет Ту-204 авиакомпании Red Wings
На месте крушения самолета Ту-204 у аэропорта Внуково. Самолет Ту-204 авиакомпании Red Wings
ИТАР-ТАСС

Аварийная тяга

Ошибки экипажа и отказ техники названы причинами крушения Ту-204 во Внуково

Анастасия Берсенева

Ошибки пилотов оказались в числе официальных причин крушения самолета авиакомпании Red Wings в столичном аэропорту Внуково в конце 2012 года. Ряд действий экипажа привел к ухудшению ситуации. А когда на судне не сработали тормоза, у пилотов было мало времени, чтобы принять спасительное решение.

Межгосударственный авиационный комитет опубликовал итоговый отчет о крушении самолета Ту-204 в московском аэропорту Внуково, которое произошло 29 декабря 2012 года. Машина не смогла затормозить, выкатилась за пределы взлетно-посадочной полосы, пробила ограждение и остановилась рядом с Киевским шоссе, развалившись на три части. Самолет совершал рейс без пассажиров, на борту находилось только восемь членов экипажа. Пятеро из них, в том числе оба пилота, погибли.

Официально причиной ЧП были названы нарушения в механизме управления реверсивного устройства обоих двигателей.

Это устройство позволяет менять направление реактивной тяги, благодаря чему самолет тормозит. Проблемы с реверсом были озвучены еще год назад, в самом начале расследования.

Однако после изучения деталей сотрудники МАК пришли к выводу, что ситуацию усугубил ряд ошибок в действиях пилотов.

Они зашли на посадку со слишком большой скоростью — на 45 км/час превышающей предписанную. В результате самолет коснулся взлетно-посадочной полосы в километре от ее начала, достаточно далеко. И поэтому в критической ситуации пилотам не хватило времени для обдумывания ситуации и выбора правильного решения.

После приземления не сработали интерцепторы — поднимающиеся створки на крыле, создающие эффект паруса и позволяющие машине затормозить. Одновременно не сработал механизм обратной тяги. Пилоты могли бы поднять створки на крыле в ручном режиме, но они не заметили, что створки не открылись. Командир несколько раз пытался запустить обратную тягу, в том числе перешел с режима «малый реверс» в режим «максимальный реверс». При этом он не отслеживал работу других систем и потерял важные секунды.

Авторы доклада отмечают, что у экипажа была установка на торможение — летчики не рассматривали такой вариант, как попытка взлета и уход на второй круг. Между тем из-за неисправности системы при включении режима максимального реверса двигатели начали снова разгонять самолет, и его скорость начала увеличиваться — до 240 км/час.

С такой скоростью можно было попытаться уйти на второй круг, говорят специалисты МАК, но, как показали записи речевого самописца, пилоты об этом варианте даже не обмолвились.

При этом в отчете МАК указывается, что «данная возможность (уход на второй круг. — «Газета.Ru») не может и не должна использоваться экипажами как «нормальное» средство по устранению последствий нестабилизированных заходов на посадку».

Ответственность за эксплуатацию самолета с разрегулированным механизмом управления реверсивного устройства сотрудники МАК возложили на организации, заменявшие двигатели. Механики слишком формально подходили к регулировке системы управления двигателем в течение долгого времени. «Это не позволило обеспечить обратную связь с разработчиками самолета и двигателя и своевременно устранить недостатки», — говорится в отчете.

Между тем члены комиссии МАК разошлись в причинах увеличения скорости самолета, последовавшего после отказа реверсов. Один из членов комиссии указал в отчете, что, возможно, речь идет о конструктивной ошибке в системе автоматического ограничения режима работы двигателя в случае невключения реверсивного устройства. Однако после изучения ответов от разработчиков самолета и двигателя — ОАО «Туполев» и ОАО «Аэродвигатель» — комиссия МАК пришла к выводу, что конструктивной ошибки нет. Комиссия еще раз подчеркнула, что, если бы пилоты отслеживали данные на экране дисплея, они бы увидели, что створки реверса не раскрылись, и не стали бы переключаться с малого реверса в режим «максимальный реверс», из-за которого скорость двигателя начала расти.

Трагедия произошла 29 декабря 2012 года около 16 часов. Самолет возвращался из Чехии. Это был перегоночный рейс, поэтому на борту пассажиров не было. При посадке самолет выкатился за пределы ВВП, пробил ограждение аэропорта, пересек глубокий овраг и остановился перед Киевским шоссе, развалившись на три части. На борту было восемь членов экипажа. Оба пилота и бортинженер погибли. Кабина рухнула на шоссе и сильно деформировалась. Фюзеляж самолета разломился рядом с креслом, в котором сидела бортпроводница. Ее вместе с креслом выбросило на землю. Еще одна бортпроводница была не пристегнута. Обе получили тяжелые травмы и скончались. Два бортпроводника и одна стюардесса остались в живых. Кроме того, отлетевшее шасси самолета протаранило автомобиль, ехавший по шоссе. Его водитель получил перелом шейных позвонков, но врачи поставили его на ноги.