Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Образовательная карусель

Отмена тестовой части ЕГЭ будет происходить постепенно и не затронет выпускников этого года

Полный отказ от тестовых заданий может привести к искажению достоверности результатов экзамена, сообщили «Газете.Ru» разработчики ЕГЭ. Такой ответ они дали на появившуюся в СМИ информацию о том, что со следующего года в ЕГЭ будет отменена тестовая часть с вариантами ответов. Сейчас разработчики изучают, по каким предметам целесообразно убирать тестовую часть, а где ее лучше оставить.

В среду некоторые СМИ распространили слова Дмитрия Ливанова о том, что в ЕГЭ отменят тестовую часть, в которой при ответе надо выбирать между несколькими приведенными вариантами. Сообщалось, что это может произойти уже на экзамене следующего учебного года. У школьников не будет вариантов ответов на задания части «А», самой простой в едином госэкзамене.

Однако все не так страшно — тестовую часть действительно могут отменить уже со следующего года. Но это произойдет только после изучения целесообразности таких изменений, которое сейчас проводят разработчики ЕГЭ.

К тому же тестовая часть с вариантами ответов уже несколько лет отменена в обязательном ЕГЭ по математике и в ЕГЭ по литературе, который могут выбрать школьники. Опыт показал, что ничего страшного с отменой части «А» в этих экзаменах не произошло.

«В последние годы существенно усилился критический настрой общественности по отношению к заданиям с выбором ответа ЕГЭ, — рассказала «Газете.Ru» Оксана Решетникова, директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), который занимается разработкой ЕГЭ. — Расхожим стало мнение о том, что эта часть экзамена — самая легкая, что выполнение заданий «А» сводится к угадыванию ответа и не может должным образом отражать уровень знаний учащегося. Поэтому сейчас специалисты в области педагогических измерений, в том числе разработчики контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, тщательно анализируют целесообразность отказа в ЕГЭ от заданий с выбором ответа».

По словам Решетниковой, эксперты считают, что мнение о заданиях части «А» как о самых простых является ошибочным, поскольку задания с выбором ответа содержат вопросы разного уровня сложности.

«Вместе с тем полное исключение заданий данного типа из экзаменационных моделей может отрицательно сказаться на достоверности результатов ЕГЭ», — заявила Решетникова.

Сейчас ФИПИ проводит анализ целесообразности и возможности отказа от заданий с выбором ответа.

«Будут проработаны вопросы, по каким предметам целесообразно сохранить задания с выбором ответа, по каким предметам оправдано их сокращение, а в каких предметах возможно исключить этот тип заданий, как это уже сделано в ЕГЭ по математике и литературе.

Вопрос о проведении ЕГЭ в устной форме будет также обстоятельно обсужден, взвешены все положительные эффекты такого решения и возможные риски. После выработки предложений будет проведена апробация новых экзаменационных моделей, исследованы результаты и приняты обоснованные решения», — сказала Решетникова.

По ее словам, в текущем учебном году никаких изменений ЕГЭ не претерпит.

Руководство Рособрнадзора заявило, что принимать решение, отказываться ли от части «А», можно будет только после обсуждения этого вопроса экспертами. «Мы готовы менять структуру тестов ЕГЭ, — заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. — Если экспертное и профессиональное сообщества придут к выводу, что части «А» в экзаменационных материалах не должно быть, мы готовы постепенно от нее отказаться, пусть даже в экзаменах по всем предметам. Но надо понимать, что это не должно быть решением Рособрнадзора, это решение за специалистами, и решение точно не этого, а следующего экзаменационного года».

«Я рассматривал бы это решение как политическое указание на необходимость усложнения технологии ЕГЭ, достижение более высокой точности и большей глубины оценки, — говорит научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. — Сегодня вопросы с выбором ответа продолжают оставаться во всем мире наиболее часто используемым инструментом для оценки образовательных достижений. При этом развиваются и другие технологии. Отказ от вариантов ответов части «А» может позволить проводить более тонкий анализ образовательных достижений. В эту сторону надо двигаться, но это дорогая и сложная задача. Для создания таких заданий, по сути, должна возникнуть современная индустрия по разработке тестов. Она у нас до сих пор находится в зачаточном состоянии.

Образовательное тестирование относится к сфере высоких технологий. К сожалению, мы этими технологиями в достаточной мере не обладаем».

Учитель литературы школы №57, член общественного совета Минобрнауки Сергей Волков напоминает, что в экзамене по литературе уже несколько лет нет части «А» с выбором ответов. «Первая реакция моих коллег, которые узнали, что часть «А» уберут из ЕГЭ по русскому языку, острая, — рассказал Волков. — Почти половину из максимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку ребенок может получить за решенные задания части «А».

И исчезновение этой части — гром среди ясного неба, поскольку она позволяла получить тройку всем. Но есть и те, кто говорит, что тесты давно пора отменить, поскольку они приводят к дебилизации и натаскиванию».

По его словам, большинство заданий части «А» по русскому языку можно переформулировать так, чтобы исключить выбор из существующих ответов. «Дается предложение, в котором пропущены запятые. И предлагают несколько ответов, где эти запятые должны стоять. Можно дать ребенку то же предложение, но попросить его своей рукой поставить запятые, не обозначая места, где эти запятые могут стоять. Уровень сложности повышается, но зато ситуация становится реальнее — когда человек пишет, он сам должен расставлять запятые, ему никто не предлагает варианты ответов», — привел пример Волков.

Эксперты пока, правда, не понимают, каким образом отказ от вариантов ответов в части «А» можно соотнести с обещанием министерства, что ЕГЭ в ближайшие годы будет разделен на базовый и профильный уровни.

Предполагалось, что выпускникам достаточно будет решить часть «А» и «В», чтобы получить аттестат о среднем образовании. Тем, кто захотел бы поступать в вузы, нужно было бы сдавать еще и самые сложные задания — часть «С».

«Газете.Ru» ситуацию прокомментировал директор Московского центра непрерывного математического образования и один из составителей ЕГЭ по математике Иван Ященко. Он напомнил, что в обязательном ЕГЭ по математике часть «А» перестала существовать еще в 2010 году. Точно так же части «А» нет и в необязательном ЕГЭ по литературе.

«Задания с вариантами ответов противоречили российской традиции образования — вместо решения задач получалось обычное натаскивание и угадывание ответов.

Для слабых детей часть «А» — это имитация экзамена: они просто угадывают ответ. Для меня очевидно, что по физике, информатике часть «А» можно убрать сразу же. И это существенно улучшит обучение соответствующим предметам. У нас огромные проблемы с физикой, поскольку школьники не понимают физические явления. Огромное количество ребят сдает ЕГЭ по физике, но они не могут объяснить, почему зимой холодно, а летом тепло», — говорит Ященко. По его словам, на Западе, где в выпускных тестах есть варианты ответов, другая ситуация. Поскольку подобную форму экзамена там начали вводить еще 50 лет назад, тогда просто не было технологий, которые бы позволили проводить массовые экзамены без заданий с выбором ответа.

По его словам, никакого противоречия в отмене части «А» и планируемого разделения ЕГЭ на базовый и профильный уровни — нет. «Математики давно говорили о том, что экзамен надо разделить на два уровня, потому что мерить одной линейкой знания человека, который планирует поступать на мехмат МГУ, и человека, которому математика нужна для поступления в вуз с невысокими требованиями, нельзя.

Главная цель экзамена — возможность ребенка продемонстрировать свои способности. Поэтому мы сейчас по поручению Минобрнауки разрабатываем двухуровневый экзамен по математике, который скоро будет представлен на общественное обсуждение», — заявил Ященко.

По форме базовый экзамен будет включать определенное количество задач из школьной программы, которые нужно будет решить, а на экзамене повышенной сложности задач будет меньше, но они будут труднее.

«ЕГЭ у многих ассоциируется с тестами, но сейчас идет эволюционный процесс, — говорит Ященко. — Когда ЕГЭ вводился, наши коллеги, проводившие экзамен, исходили из того, как не провалить данную процедуру. Результаты были получены. Отладив процедуру, отказались от части «А» в математике и литературе, теперь и по другим предметам происходит то же самое. Это не шаг назад, а развитие. Цель ЕГЭ — единый экзамен по всей стране и возможность ребят из далеких городов поступать в ведущие вузы. А изменение содержания и формы заданий — это правильное решение».

Кроме того, Минобрнауки планирует ввести устную часть по всем гуманитарным предметам. О введении устной части в ЕГЭ по иностранному языку, который станет для школьников обязательным с 2020 года, было известно уже давно. Однако теперь ведомство сообщает, что устная часть ЕГЭ будет введена и по другим гуманитарным дисциплинам — истории, литературе и других.

Все изменения будут подготовлены к августу, чтобы школьники со следующего учебного года готовились уже к новой форме ЕГЭ. «Многие учителя отмечают, что способность ребенка говорить — как способность, которую формируют и проверяют, — ушла из школы. А с введением ЕГЭ ушла и способность составления длинных связных текстов как на бумаге, так и устно, — напоминает учитель литературы Сергей Волков. — Мои коллеги и я как председатель Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе решили с этого года ввести на олимпиаде по литературе устный тур. Так что введение устной части я могу только поддержать. Хотя необходимо создавать технические условия, нужно опробовать устную сдачу экзамена. Все-таки на устном экзамене большую роль играет человеческий фактор, что нужно учитывать. Пока устная часть касается только экзаменов по выбору, так что нужное количество экспертов, которые будут принимать экзаменов, найти возможно».