Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Происшествия

МЧС России по Мурманской области

Чиновники летели развивать туризм

Мурманские чиновники и бизнесмены летели на вертолете смотреть места для рыболовного туризма

Анастасия Берсенева

Поездку на вертолете по Мурманской области организовали бизнесмены, чтобы показать чиновникам места, где можно создать туристические объекты. Местные экологи говорят, что в правительстве области шло обсуждение развития экологического туризма, в том числе рыболовного. На месте крушения продолжают работать спасатели, разыскивая тела погибших. 2 июня в Мурманской области объявлено днем траура.

В понедельник над озером Мунозеро висели низкие облака, накрапывал дождь, а из воды в 200 метрах от берега торчали шасси рухнувшего вечером в субботу вертолета Ми-8. Его фюзеляж расколот на три части, установили водолазы МЧС. Спасатели продолжают обследовать озеро в поисках тел погибших.

Из 16 пропавших человек были обнаружены тела 14, в их числе вице-губернатор Мурманской области Сергей Скоромохов. Выжить удалось двум пассажирам, они с переломами ног находятся в больнице.

На месте находится глава областного управления МЧС Владимир Гусев. Утром он выходил на связь с правительственной комиссией, рассказав о ходе операции. «Тела доставляются в морг Мурманска», — пояснил он. Глава МЧС России Владимир Пучков заявил, что министерство направляет в Санкт-Петербург самолет Ан-148, который доставит родственников погибших и пострадавших в Мурманск. «Наш приоритет — адресная конкретная поддержка для всех родственников погибших и пострадавших», — подчеркнул министр.

За два дня был уточнен список людей, находившихся в вертолете. Как оказалось, два человека не полетели, это техник Геннадий Волков, а также директор аэропорта Хибины Валентин Бабкин.

«Папа полетел на рыбалку на другом вертолете и с другой компанией людей. Мы знали, что он не должен был принимать участия в деловой поездке, но переживали, что он мог пересесть к ним, — рассказала его дочь Дарья Бабкина «Интерфаксу». — Он только сейчас узнал про катастрофу, сейчас папа находится на работе, помогает руководить спасательной операцией».

Всего на борту находилось 18 человек. Это были высокопоставленные руководители области, а также представители российского химического холдинга «ФосАгро», которые занимаются в области добычей полезных ископаемых, а параллельно зарабатывают на туризме.

Справка:

Пассажиры и члены экипажа Ми-8

Список людей, находившихся на борту вертолета, по данным холдинга «ФосАгро».

1. Товпеко Алексей, командир...

Чиновники и бизнесмены летели на рыбалку, первоначально сообщали источники российским информагентствам. Однако затем пресс-служба «ФосАгро» пояснила, что целью поездки было развитие в области туризма. Инициатива принадлежала компании ОАО «Апатит», входящей в химический холдинг, которая планировала показать правительству области свои туристические предприятия, а также природные места для создания новых объектов, пояснили в «ФосАгро».

Речь идет о рыболовном туризме, рассказал генеральный директор ОАО «ФосАгро» Андрей Гурьев.

«Вылет был организован в рамках нашей совместной работы по развитию инфраструктуры рыболовного туризма на юге Кольского полуострова во исполнение соглашения, заключенного между ОАО «Апатит» и правительством Мурманской области. Инициатором поездки выступил генеральный директор предприятия Алексей Григорьев. Он пригласил представителей науки и регионального правительства, чтобы на месте рассмотреть вопросы экологии», — пояснил Гурьев. Его слова приводятся на сайте холдинга.

Поэтому в поездке и принял участие вице-губернатор Скоморохов: он курировал экологический блок, поясняет Гурьев.

Вопросы развития рыболовного туризма не раз поднимались на рабочих совещаниях под руководством Скоморохова, подтвердила «Газете.Ru» руководитель программы по сохранению лесов и биоразнообразия Кольского центра охраны дикой природы, базирующегося в Апатитах, Ольга Петрова. «В правительстве, в том числе на совещаниях у Скоморохова, были высказывания по реке Варзуге», — пояснила Петрова. «Скорее всего, так и было: руководство «Апатит» встретило, показало и провезло по реке тех людей, от которых зависит экологизация туристической деятельности», — добавляет она. При этом, по ее словам, местное население волнуют вопросы создания рыболовецких лагерей. «В частности, на Варзуге местное население считает, что хорошо бы ограничить туризм в целом, рыболовецкий и сплавной в том числе, так как уменьшается популяция семги, — пояснила Петрова. — По-видимому, собрав такую группу чиновников и ученых, предприниматели и хотели показать, как можно развить туризм в регионе».

В числе пассажиров вертолета были сотрудники ООО «Большой Вудъявр», одной из структур ОАО «Апатит». Этой компании принадлежит горнолыжный курорт в мурманских горах.

В поездке принимал участие мэр города Кировска Андрей Звонарь. «Для Кировска это трудная ситуация. Кроме того, «Апатит» — градообразующее предприятие в Кировске. Со стороны его руководства была большая поддержка города, много проектов было. Также они поддерживали аэропорт Хибины города Апатиты — там шла реконструкция, улучшалось расписание рейсов. Его директор тоже должен был лететь, но остался», — говорит Петрова.

В «ФосАгро» уже заявили, что комбинат «Апатит» работает в обычном режиме.

Крушение произошло вечером 31 мая. Днем вертолет, принадлежавший ОАО «Апатит», вылетел из города Апатиты в район реки Варзуга — лететь туда больше 60 км. Борт произвел промежуточную посадку в районе лагеря Пятка, где взял на борт еще несколько человек. В 20.21 с вертолетом была утеряна связь. Как выяснилось, он рухнул в озеро Мунозеро в 200 метрах от берега.

Авиакатастрофу вертолета видели рыбаки. Они обнаружили и вытащили из воды двух пассажиров вертолета — заместителя директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства по региональному развитию Александра Степченко и главврача санатория-профилактория «Тирвас» Валерия Купцова. Они были госпитализированы с переломами ног. «Два пассажира вертолета, обнаруженные рыбаками сразу же после крушения, дрейфовали по поверхности воды в авиационных креслах, к которым были пристегнуты. Если бы не эти кресла, они бы, скорее всего, утонули», — цитирует «Интерфакс» источник в экстренных службах региона.

Следственный комитет рассматривает две главных версии крушения: отказ техники и влияние плохой погоды.