Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Происшествия

Кадр из ролика на Youtube

Опасное сближение

Россия и Испания разошлись в оценках инцидента с самолетом «ЮТэйр», едва избежавшим катастрофы в Барселоне

Ксения Баранова, Елизавета Шагина

В крупнейшем аэропорту Барселоны Эль-Прат два самолета на взлетно-посадочной полосе разошлись, по одним данным, на расстоянии 10 метров, по другим — около километра. Опасное сближение произошло, когда самолет авиакомпании «ЮТэйр», следовавший рейсом Москва — Барселона, заходил на посадку: в это же время на полосу вырулил Airbus A340-300 компании Aerolineas Argentinas. Испанская сторона отрицает ЧП и называет происшедшее штатной ситуацией.

Инцидент произошел в барселонском аэропорту Эль-Прат 5 июля и получил огласку в понедельник, после того как видеозапись происшедшего появилась в интернете. На видеозаписи видно, как аргентинский самолет выруливает на взлетно-посадочную полосу и пересекает ее прямо в тот момент, когда борт «ЮТэйр» заходит на посадку и снижается. Авиалайнеры разделяло, по оценкам экспертов, около 10 метров. Однако в комментарии к видеоролику, звучащему за кадром, отмечается, что расстояние между самолетами было больше километра.

Российские пилоты Boeing 767-300 моментально приняли решение набрать высоту и уйти на второй круг прямо перед носом аргентинского лайнера.

«Это очень редкий инцидент, потому что сейчас технологический уровень обслуживания аэропортов очень высокий. Скорее всего, это ошибка диспетчерского состава или кого-то из группы управления полетами.

Где-то они промахнулись. Допустили опасное сближение. Вообще самые опасные участки полета — это взлет и посадка, посадка сложнее, там малейшая ошибка может привести к катастрофе. В данной ситуации, судя по видеозаписи, они разошлись на расстоянии 10 метров, это, конечно, аварийный инцидент. Тут нельзя сказать: «Ладно, ничего страшного, разошлись», поделился своим мнением с «Газетой.Ru» летчик-испытатель, Герой Российской Федерации Магомед Толбоев.

Собеседник также добавил, что пилоты «ЮТэйр» в этой ситуации сработали оперативно и грамотно.

«В такой ситуации есть два варианта, самый грамотный — это немедленный уход на второй круг, как наши пилоты и сделали. Второй вариант — если уже не хватает мощности взлететь, то можно постараться проскочить самолет и сесть впереди него, полоса длинная. Но это очень опасный вариант, такие маневры близко к земле — крайне опасное занятие», — комментирует Толбоев.

Представители авиакомпании «ЮТэйр» намерены расследовать этот инцидент и выяснить, кто допустил ошибку в управлении полетом.

«В данной ситуации командир воздушного судна авиакомпании «ЮТэйр» своевременно и адекватно оценил сложившуюся ситуацию, проявив при этом хладнокровие и высокое профессиональное мастерство.

Согласно международным правилам, воздушное судно, выполняющее заход на посадку, имеет безусловный приоритет перед воздушными судами, находящимися на земле.

Происшедшее событие расследуется», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе авиакомпании «ЮТэйр», добавив, что сами летчики находятся сейчас за границей и для комментариев журналистам пока недоступны.

Пилоты российских авиакомпаний отмечают, что подобное опасное сближение — крайне редкое явление, ведь пилоты, находящиеся на взлетно-посадочной полосе, всегда четко следуют указаниям диспетчера и всегда знают, какие маневры выполняют все суда, заходящие на посадку или набирающие высоту на одной и той же ВПП.

«В моей карьере такого не было никогда. Это вообще крайне редко происходит, особенно в крупных аэропортах. В Испании погода хорошая, видимость там тоже отличная. Наверное, наши пилоты думали, что самолет не выйдет на полосу, а будет ожидать, пока они сядут.

И в это время выруливает самолет на полосу прямо перед ним. Вообще, это странно: самолет, который стоял на полосе, по идее, слушает ту же частоту, что и тот, который садится.

То есть они должны были не только видеть, но и слышать, что самолет заходит на посадку. Тут только расследование может помочь понять, как такое произошло. Записи переговоров все объяснят», — считает Толбоев.

Впрочем, некоторые эксперты отметили, что опасность ситуации преувеличенна.

«На мой взгляд, там было расстояние больше километра и ничего такого сверхъестественного не произошло, ушел на второй круг самолет. Конечно, диспетчеру нужно было создать побольше интервал между самолетами, но зарубежные аэропорты крайне загружены. Не думаю, что это было настолько опасно, как говорят на форумах и в СМИ», — прокомментировал видеозапись авиационного события заслуженный летчик-испытатель Рубен Есаян.

Любопытно, что в Испании категорически отрицают, что происшедшее было опасной ситуацией.

«Перспектива на видео обманчива, — заявила «Газете.Ru» официальный представитель аэропорта Эль-Прат Наталиа Эстепа Клементе. — Между самолетами было достаточное расстояние.

Пилот решил зайти на второй круг, но с его стороны не было жалоб. Это стандартная процедура, и она полностью находилась под контролем».

Компания Aena, владеющая и управляющая большинством аэропортов в Испании, сообщила «Газете.Ru» об инициации расследования по факту событий, происшедших в субботу в аэропорту Эль-Прат.

«Об инциденте было сообщено комиссии по расследованию аварий и инцидентов в гражданской авиации (CIAIAC) для определения причины происшедшего», — заявили в Aena.