Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Происшествия

Reuters

Стрелочники под арестом

Двое подозреваемых по делу об аварии в метро Москвы арестованы

Ксения Баранова, Евгений Сафронов

Двое подозреваемых по делу об аварии в метро Москвы арестованы. Они подозреваются в нарушении требований транспортной безопасности. Машинисты, в свою очередь, уверены, что трагедия произошла по вине руководства, решившего сэкономить на работах и доверить установку стрелки организации-подрядчику. Следователи провели обыски в компаниях, установивших стрелку.

Басманный районный суд Москвы санкционировал арест мастера дорожных путей Валерия Башкатова по делу об аварии в Московском метрополитене. Башкатова арестовали до 15 сентября. Его подозревают в нарушении методики и технологии проведения работ по ремонту стрелки, что, по мнению следователей, привело к аварии. Следом за ним был отправлен под арест второй задержанный — помощник мастера дорожных путей Юрий Гордов.

Подозреваемых завели в здание суда около 19 вечера, меру пресечения выбирали для них поодиночке. Сначала для Бакшатова, потом для Гордова. Оба дорожных рабочих с большим стажем: Башкатов работает в службе путей 20 лет, Гордов 22 года.

Следователь Анатолий Исканцев в начале первого заседания ходатайствовал перевести слушание в закрытый режим, поскольку в процессе могут быть озвучена информация, которую, в интересах следствия, не стоит делать публичной. Тем не менее, суд отклонил ходатайство, и оставил заседание открытым.

По версии следствия, Башкатова нельзя отпустить под подписку о невыезде, так как он может скрыться, уничтожить документы или повлиять на свидетелей.

В ходе заседания Башкатов сообщил суду, что на том участке пути, где произошла авария, он работал с 5 по 7 июля, а в последующих работах в период 13-14 июля уже не участвовал.
В итоге, суд отправил под стражу дорожного мастера службы пути до 15 сентября.

Адвокат Алексей Рыбкин собирается обжаловать его арест.

Жена подозреваемого Гордова Изабелла Юдина, также несколько лет проработавшая в службах метрополитена, в перерыве между заседаниями высказала журналистам версию, что, катастрофа произошла по причине превышений скорости машинистом. Так или иначе, в публичном пространстве появились уже сразу несколько претендующих на достоверность объяснений происшедшего.

Помощник мастера путей Юрий Гордов прошел в зал, прикрывая лицо от объективов журналом.

Комментируя обвинение, он повторил то же самое, что и его старший коллега. По мнению, Гордова, работы на стрелке никак не могли стать причиной аварии.

Уже после 22 часов в редакцию позвонил человек, представившийся экспертом The European Railway Agency Романом Мюнге. Он заявил, что пост, опубликованный в блоге korrus1988 не выдерживает никакой критики.

По версии следствия, с конца мая 2014 года на перегоне станций «Парк Победы» — «Славянский бульвар» начались подготовительные работы, направленные на укладку стрелочного перевода для пуска нового участка. Следователи полагают, что работы были проведены ненадлежащим образом: стрелочный механизм был зафиксирован обычной трехмиллиметровой проволокой, которая порвалась.

В четверг утром в сети появился пост машиниста с фотографиями стрелки метро за несколько минут до трагедии.

Автор поста уверяет, что стрелка была не закреплена по вине ее установщиков, а дорожные работники технически не могли это исправить при всем желании.

«Фотография с видеорегистратора поезда, которую сделал машинист другого состава за 10 минут до трагедии, объясняет все, — считает машинист профсоюза метро Сергей Капусник. – Стрелка не закреплена никак, поэтому болтается, как палец в стакане, — так не должно быть. Там должны быть специальные скобы. Просто метрополитен отказался от услуг строителей, которые всю жизнь этими стрелками занимались именно в метро, и поручили работу сторонним подрядчикам, а их вообще сложно привлечь к ответственности. Проще все свалить на дорожных мастеров».

 Как была установлена стрелка
Как была установлена стрелка
Reuters

«Мы хотели пойти в Басманный суд, но нас пытаются отстранить от всего. Я думаю, что спрашивать надо с подрядной организации. Вы понимаете, руководство метрополитена берет подрядчиков, где подешевле. Тянут людей из железной дороги, но они не понимают ничего в метрополитене. Здесь все по-другому. Мы ждем информации, что будет с руководством метрополитена. Как они это допустили, а не стрелочники и дорожные мастера. Очень хотелось бы в руководстве метрополитена людей из метрополитена, которые давно с этим работают, знают, как это устроено, где экономить можно, а где нельзя», — прокомментировал машинист профсоюза Василий Шеляков.

В четверг утром машинист под ником korrus1988 выложил в ЖЖ пост с фотографиями стрелки поврежденного участка Арбатско-Покровской линии и написал, что у него, как у опытного машиниста, возникает много вопросов к освещению, установке и направлению стрелки. Он отмечает, что стрелка не зафиксирована, а также указывает, что стрелка ведет в тупик. Все это вызывает вопросы именно к тем, кто устанавливал стрелку на этом участке пути.

«Что о нем можно здесь сказать: освещение плохое, стрелка не электрифицирована, основных деталей нет, я не говорю уж о запасных, стрелка ничем не зафиксирована в одном положении, и самое основное: этот стрелочный перевод ведет в никуда! Тем более стрелка ничем не контролируется, и даже камер (направленных на стрелку) не установлено! И в первую очередь нужно спрашивать с руководства метрополитена: для чего эту стрелку решили положить, а не с мастера пути!» — пишет возмущенный машинист Арбатско-Покровской линии. Он также отмечает, что в таком положении стрелка находилась почти сутки.

По делу об аварии в метро в четверг прошли обыски в структурах Московского метрополитена и в ряде компаний.

Обыски организованы в структурах Московского метрополитена и строительно-инвестиционной компании «Ингеоком», которая занимается строительством тоннеля новой линии метро, идущей параллельно синей ветке. Следственный комитет официально не комментирует обыски.

Компания «Ингеоком», в которой в четверг прошли обыски, сотрудничает с Московским метрополитеном с 2000 года. Фирма выиграла тендер на строительство линии от «Киевской» в «Сити», занимался строительством станции «Выставочная». В начале 2014 года был открыт участок «Деловой центр» – «Парк Победы» на Калининско-Солнцевской линии. В настоящее время компания занимается строительством станции «Деловой центр» третьего пересадочного контура.

«Ингеоком» участвовал в строительстве центрального стадиона «Фишт» — главной арены Олимпиады-2014, торгового центра «Охотный Ряд» на Манежной площади, строил подземную часть центрального ядра делового комплекса «Москва-Сити», проводил реконструкцию путей 2-й линии метро в городе Будапеште (Венгрия).

«Мы не даем никаких комментариев до окончания расследования. Мы ни на что не отвечаем вообще и обыски не комментируем», — сообщили «Газете.Ru» в офисе компании «Ингеоком». В пресс-релизе компании сообщается, что в момент аварии рабочие «Ингеоком» находились в соседнем строящемся тоннеле. Они пробили стенки тоннеля и оказывали помощь пострадавшим.

Представитель СК Владимир Маркин пообещал, что будут допрошены и руководители задержанных сотрудников метрополитена. «Следственный комитет намерен установить и привлечь к уголовной ответственности абсолютно всех причастных к этой трагедии, начиная от исполнителей и заканчивая должностными лицами руководящего звена, которые должны были контролировать и обеспечивать в полном объеме требования транспортной безопасности Московского метрополитена», — отметил официальный представитель СК России Владимир Маркин.