Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Вышка слева

Москвичей научат не бояться излучения от базовых станций сотовой связи

На подъездах столичных домов появятся плакаты, объясняющие, как работают базовые станции сотовой связи. Такую акцию запускает московский департамент информационных технологий совместно с городским управлением Роспотребнадзора и Роскомнадзором. Это связано с резким ростом проявлений радиофобии среди жителей Москвы: до 80% жалоб горожан, поступающих по теме сотовой связи, связаны с боязнью излучения установок, обеспечивающих сотовую связь.

В середине этого года радикально изменился характер жалоб жителей Москвы по поводу сотовой связи. «В 2012–2013 годах основным мотивом были жалобы на плохое качество связи — отсутствие сигнала, разрывы, шум, невозможность дозвониться, длительную доставку SMS и т.д., причем обращения, как правило, были обоснованными.

А сейчас порядка 80% жалоб от горожан по сотовой связи можно охарактеризовать как проявление радиофобии», — рассказала пресс-секретарь департамента информационных технологий Елена Новикова.

По словам Новиковой, рост обращений связан с тем, что в московских проблемных точках городские власти совместно с операторами стали активно ставить новые базовые станции. «Операторы получили доступ на здания, принадлежащие городу, стали устанавливать оборудование на столбах Моссвета, ставить фемтосоты (маломощные и миниатюрные станции сотовой связи) на зданиях малой высотности, центральных тепловых пунктах во дворах например, — перечислила она. — Оборудование, которое раньше было высоко на крышах, просто стало более заметно».

Новикова отметила, что при этом серьезно улучшилось качество сигнала. «Больше всего обращений приходит из Западного, Юго-Западного и Южного административных округов, где раньше действовали частотные ограничения Минобороны и сейчас идет активное строительство сетей 3G и 4G», — сказала она.

По словам пресс-секретаря департамента информационных технологий, операторы обратились с просьбой помочь разъяснить жителям базовые вещи. «В частности, это вопросы, как работает сотовая связь, от чего зависит качество сигнала, какими нормами регулируется установка базовых станций, почему они безопасны, — сказала Новикова. —

Также будем пояснять, что излучение от СВЧ или теплого пола больше, чем от базовой станции во дворе.

Общими усилиями разработан пакет материалов с ответами на ключевые вопросы и обучающие плакаты, которые будут размещаться в подъездах жилых домов».

Основной акцент в разъяснениях сделан на том, что базовые станции сотовой связи — залог безопасности, потому что чем их больше, тем быстрее можно прийти на помощь человеку, находящемуся на другом конце провода. «Оборудование базовых станций проходит обязательную сертификацию под строгим контролем Роскомнадзора и Роспотребнадзора, а также соответствует всем мировым стандартам безопасности», — написано на плакатах. Более того, приводятся примеры предельно допустимых уровней электромагнитного излучения. Так, в России он составляет 10 мкВт/кв. см, а в США или скандинавских странах — уже 100 мкВт/кв. см.

Пресс-секретарь ОАО «Мобильные телесистемы» Дмитрий Солодовников пояснил, что за последние два года МТС запустила в Москве тысячи новых базовых станций, в том числе с использованием инновационных технических моделей: малых базовых станций, репитеров, indoor-решения для того, чтобы покрытие было в торговых центрах, спортивных объектах и аэропортах.

Как добавил Солодовников, МТС соблюдает все предписанные законом правила по установке телекоммуникационного оборудования, взаимодействует с контролирующими органами и гарантирует безопасность сетевой инфраструктуры для населения. «Это подтверждается собственными мониторингами компании и независимыми исследованиями. В частности, МТС соблюдает нормы допустимых уровней электромагнитного поля на каждом объекте собственной сети», — сказал он, добавив, что в последние годы количество жалоб от абонентов на установку или эффект от работы базовых станций стало минимальным.

Как рассказала пресс-секретарь ОАО «Вымпелком» Анна Айбашева, горожанам не надо бояться их сетей. «Все уровни электромагнитных излучений радиоэлектронных средств, используемых нами при оборудовании сетей, соответствуют установленным санитарным требованиям, причем как российским, так и международным», — добавила она. По словам Айбашевой, компания также проводит «постоянный мониторинг и анализ уровня электромагнитных излучений стационарного оборудования связи» и соблюдает «установленные регулирующим органом в области связи требования по размещению оборудования».

Пресс-секретарь столичного региона компании «Мегафон» Павел Ларин сообщил, что только за вторую половину августа и сентябрь 2014 года в сеть были введены 92 новые базовые станции, чего хватило бы для полноценного покрытия города площадью 60 кв. км с населением порядка 300 тыс. жителей. И еще более 200 столичных базовых станций прошло комплексную модернизацию. По его словам, при установке оборудования все действия и техника обязательно проходят проверку Роспотребнадзора.

«Иногда возникали случаи, когда жалобы на некое излучение поступали в адрес еще не подключенных базовых станций», — добавил представитель «Мегафона».

Руководитель исследований компании ComNews Research Евгений Евдокименко подтвердил, что качество сотовой связи в Москве за последнее время существенно улучшилось. «Действительно, были некоторые ограничения Минобороны, связанные с тем, что средства противовоздушной и противоракетной обороны работали на тех же частотах, что и 3G. Поэтому сама сеть 3G в Москве появилась и начала развиваться на один-два года позже, чем в других городах России. Но в итоге эти средства Минобороны перенесли на другие частоты, и вопрос был решен еще два-три года назад», — сказал эксперт.

По мнению члена совета Гильдии маркетологов Николаса Коро, столичные власти выбрали не самый эффективный способ борьбы с радиофобией. «Никогда рациональные объяснения не смогут повлиять на испуганный разум, человек просто не сможет воспринять такую информацию», — говорит эксперт.

Способов борьбы с радиофобией, по сути, два, оба связаны с обращением к эмоциям, а не к разуму, продолжает Коро. «Во-первых, можно поиронизировать, высмеять такую фобию. Конечно, шапочки из фольги — это скорее американский вариант, у нас его многие не поймут, но какой-то аналог можно найти, — пояснил он. — И во-вторых, заместить страх более сильной эмоцией. В данном случае выбрана правильная эмоция — страх за безопасность близких, потому что мы в этом плане отличаемся от, скажем, англичан, которые в первую очередь волнуются за себя, а потом — за других».

В то же время Коро считает, что формат кампании выбран неверно. «Плакаты на двери уместны, когда она чистая и ничем не заклеена, — пояснил эксперт. — Но поскольку нас изобилует рекламная расклейка, причем зачастую маскирующаяся под информационную, глаз попросту не воспринимает, что конкретно написано на плакате».