Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Криминал

iStockphoto

«Я должна увидеть, как он мучается»

Суд арестовал учительницу из Шатуры, заказавшую убийство ученика

Елизавета Маетная, Дмитрий Евстифеев

Скандальная история попытки заказного убийства 15-летнего школьника из Шатуры может обернуться дополнительными проверками на психическое состояние всех педагогов, заявил Павел Астахов. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты считают, что риск профессионального выгорания среди учителей — огромная проблема, о которой все знают, но ничего не делают.

Шокирующая история попытки заказного убийства учительницей музыки своего любимого ученика вызвала сильнейший резонанс в профессиональной среде.

Заказчица убийства дважды была лауреатом муниципального конкурса «Учитель года», у нее почти 30 лет педагогического стажа, двое взрослых детей и два развода за плечами. 100 тыс. рублей, которые она обещала заплатить за расправу над своим учеником, женщина копила целый год и хваталась за любой заработок. Об этом следствию рассказали ее знакомые. Также уже известно, что ученика дама выделяла давно: с 1-го по 4-й класс она была его классной руководительницей и постоянно ставила ему пятерки.

Потом, когда мальчик подрос, она делала ему дорогие подарки (например, подарила хороший мобильник), при этом на собственного сына денег особо не тратила, в поселке говорят, что он вечно ходил в обносках.

Став постарше, мальчик начал встречаться со своей сверстницей, и оскорбленная в лучших чувствах учительница «заказала» его председателю Федерации универсального боя Николаю Руденко, который и обратился в полицию.

«Чтобы ему было больно, — просит учительница Руденко в ходе «контрольной закупки», когда боец под скрытую камеру получал заказ. — Руку сломать, а одну оставить. Ноги сломать можно. Почки отбить, а потом уже вместе будем его добивать. Я должна увидеть, как он мучается. И сказать ему пару ласковых слов».

«Перед смертью что ли?» — уточняет лже-киллер.

Да, подтверждает учительница музыки. Вскоре ей сообщили, что ученик якобы убит, после чего она передала 100 тыс. рублей и была тут же задержана.

Позже суд города Шатуры арестовал учительницу — дожидаться суда она будет в изоляторе. Ей грозит от 8 до 20 лет тюрьмы.

«Профессиональное выгорание учителей — это очень серьезная проблема. Исследования показали, что уже через год у 99% педагогов появляются первые признаки выгорания: начиная от личностных проблем и заканчивая общей неудовлетворенностью жизнью, поэтому так необходима профилактика выгорания, — объясняет «Газете.Ru» психолог Ирина Агличева. — Кроме того, должно быть и обязательное нормирование: нагрузки на учителей очень большие, особенно в Подмосковье и других регионах: из-за небольших зарплат они работают на двух и более ставках, к тому же подрабатывают репетиторством».

Не исключено, что врачи найдут у арестованной учительницы психическое заболевание, замечает Агличева, но тем не менее это не отменяет важность профилактических методов. Ведь если среда здоровая, то и неподходящий человек выявляется сразу и сами проблемы решаются на начальных этапах, говорит она.

«Конечно, ее надо проверять на вменяемость, не исключено, что это случилось на фоне климакса, это такой возраст у женщин, когда часто возможны расстройства, — замечает Любовь Виноградова из Независимой психиатрической ассоциации. — Но покажет это только комплексная экспертиза».

Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования Андрей Демидов указывает на то, что профосмотры учителей носят формальный характер и полноценно обследовать миллион российских педагогов просто невозможно.

«Тотальной защиты от таких ситуаций предусмотреть нельзя, — считает Демидов. — Был человек — и сбрендил.

Тут больше надежды на мнение учеников и коллег. Как правило, если у педагога возникают какие-то особенности поведения, то первыми их замечают дети».

Однако в этом случае возникает другая проблема, указывает эксперт.

«Школа старается не выносить сор из избы, — говорит Андрей Демидов. — Если дети начнут жаловаться на учителя, то жалобе не дают ход. Школа — это авторитарная система на всех своих этажах. Директор — бог для учителей, учитель в свою очередь бог для учеников. Родители фактически не имеют голоса — если только они не бизнесмены или политики. Но большинство родителей простые люди».

Поэтому, считает Демидов, необходимо поменять систему в сторону большей открытости для учета мнения учеников и их родителей.

«Нужны формы мониторинга, чтобы отслеживать подобные ситуации до того, как они случаются, — считает Демидов. — Предполагалось, что чем-то подобным будут общественные советы, но в большинстве школ они формальны — директор кого-то назначает, и никакой помощи реально не оказывается».