Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Происшествия

Цветы на фюзеляже лайнера Boeing 777 Малайзийских авиалиний, потерпевшего крушение в районе города Шахтерск Донецкой области
Цветы на фюзеляже лайнера Boeing 777 Малайзийских авиалиний, потерпевшего крушение в районе города Шахтерск Донецкой области
Андрей Стенин/РИА «Новости»

Все грани катастрофы

«Алмаз-Антей» рассекретил информацию о крушении Boeing на Украине

Артур Громов

Российский концерн противовоздушной обороны (ПВО) «Алмаз-Антей» опубликовал полную версию доклада о крушении год назад малайзийского Boeing в Донецкой области Украины. Презентация, которая состоит из 53 слайдов и трех частей, содержит детальное моделирование встречи ракеты 9М38М1 комплекса «Бук-М1» с самолетом. Как и прежде, о возможных виновниках катастрофы концерн умалчивает.

«Алмаз-Антей» всерьез решил доказать свою непричастность к трагедии, произошедшей прошлым летом в небе над Донецком. Сотрудники концерна работали на месте крушения и изучали обломки самолета. В понедельник концерн обнародовал детальный доклад своего расследования авиакатастрофы, а вместе с ней — массу эксклюзивных фотографий, схем, цифр и другой информации, которая до недавнего времени хранилась под грифом «Секретно». Эти материалы были показаны журналистам во время пресс-конференции на прошлой неделе, теперь же с ними может ознакомиться любой желающий.

Документ, который появился сегодня в распоряжении ТАСС, содержит и новые сведения, о которых ранее журналистам рассказано не было.

Согласно расследованию концерна, экипаж малайзийского Boeing мог в последний момент заметить приближающуюся ракету зенитного комплекса «Бук-М1».

Утверждается, что ракета взорвалась рядом с носом воздушного судна: основной удар пришелся на место первого пилота, а правую часть кабины буквально отрезало от фюзеляжа.

Как уже писала «Газета.Ru», свою невиновность «Алмаз-Антей» намерен доказать, чтобы избавиться от западных санкций, которые были введены против компании после катастрофы Boeing. В компании настаивают на том, что самолет был сбит зенитной управляемой ракетой 9М38М1 комплекса «Бук-М1», снятой с производства еще в 1999 году. Созданный в 2002 году «Алмаз-Антей» никому не поставлял ракеты для этого типа ЗРК, и таким образом концерн не может быть даже косвенно причастен к катастрофе. Подробное доказательство этого содержат 53 слайда, на которых приводится детальное моделирование встречи ракеты с самолетом.

В первой части доклада «Алмаз-Антей» приводит фотографии, наглядно демонстрирующие, какие повреждения нанесла ракета 9М38М1 комплекса «Бук-М1» во время испытаний. На снимках видно, что повреждения, полученные специальной радиоуправляемой мишенью и малайзийским лайнером, идентичны.

Кроме того, компания рассекречивает все данные по ЗРК «Бук», которые ранее являлись коммерческой и военной тайной. Уточняется тип поражающих элементов, их количество, форма боевой части и другие параметры.

Концерн приводит подробные схемы распространения поражающих элементов внутри самолета — в частности, точки их попадания в обшивку и элементы силовой конструкции кабины пилотов. На основе «разреза», проделанного на передней части самолета, специалисты «Алмаз-Антея» определили, как двигалась ракета относительно самолета в момент их встречи.

Тут начинается самая интересная часть доклада: согласно расследованию концерна, ракета двигалась с существенным пересечением курса самолета, то есть не в лоб, а сбоку.

Таким образом, запуск ракеты не мог быть осуществлен из населенного пункта Снежное, как было принято считать ранее, считают специалисты концерна. «Алмаз-Антей» уверен, что стрельба велась из района поселка Зарощенское Донецкой области — эту территорию на момент катастрофы контролировали украинские войска.

Как отметил гендиректор концерна Ян Новиков на брифинге в начале прошлой недели, у «Алмаз-Антея» есть неопровержимые доказательства наличия ракет 9М38М1 комплекса «Бук-М1» на вооружении вооруженных сил Украины. В 2005 году концерн проводил предконтрактную проработку продления срока эксплуатации данных ракет на Украине. На тот момент их количество составляло 991 штуку.

Стоит добавить, что ни во время пресс-конференции на прошлой неделе, ни в докладе, обнародованном сегодня, не содержатся какие-либо утверждения касательно возможных виновников трагедии. Материалы лишь доказывают непричастность концерна к катастрофе малайзийского самолета.

Впрочем, это не помешало украинской стороне категорически отвергнуть выводы «Алмаз-Антея». Так, представитель администрации президента Украины Андрей Лысенко счел выводы концерна «попыткой прикрыться якобы научными доводами». В свою очередь, украинский генштаб заявил о неопровержимых доказательствах того, что ракета была запущена с территории, которую контролировали ополченцы.

Версию «Алмаз-Антея» о причинах крушения «Боинга» также опровергли сами жители поселка Зарощенское, откуда, предположительно, были выпущены ракеты. «На нашем поле «Бука» не было. Ни следа — ни от гусениц, ни от велосипеда», — рассказали они в интервью «Новой газете».

По свидетельствам местных жителей, в день крушения Boeing поселок контролировала ДНР, а не украинские военные, как утверждает Минобороны России. Кроме того, жители Зарощенского рассказали о том, что в небе в тот день летали украинские штурмовики.

«Его [Boeing], может, и не сбили бы. Дело в том, что они [штурмовики ВСУ] под ним прятались, под самолетом [малайзийским]», — рассказал один из местных жителей.

Как ни странно, версию Минобороны и «Алмаз-Антея» не поддерживает и Следственный комитет России. Надзорное ведомство продолжает настаивать на том, что малайзийский лайнер был сбит украинским штурмовиком Су-25. На прошлой неделе СКР опубликовал фото документов главного свидетеля крушения Boeing — им оказался гражданин Украины Евгений Агапов. Официальный представитель ведомства Владимир Маркин назвал этого человека главным свидетелем крушения малайзийского Boeing на территории Украины.

Напомним, что пассажирский Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, летевший рейсом по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур, разбился 17 июля в небе над Донецкой областью. Все 298 человек, находившиеся на его борту, погибли. Авиакатастрофа вошла в десятку крупнейших за всю историю авиации.

Окончательный доклад об авиакатастрофе в небе над Украиной должен быть представлен в течение года после падения лайнера. Официально за все время расследования голландская сторона сделала всего одно заявление по этому поводу, да и то продемонстрировала крайне осторожный подход, избегая резких и однозначных формулировок. Согласно заключению голландских экспертов, лайнер «разрушился в воздухе, вероятно, как следствие структурного повреждения, вызванного попаданием в него большого количества высокоэнергетических объектов». Версии о технической неисправности самолета или ошибках экипажа были отброшены.

Многие независимые наблюдатели неоднократно высказывали опасения, что расследование будет носить технический характер — оно покажет, как и при каких обстоятельствах был сбит самолет, однако реального виновника трагедии установить так и не удастся.