Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Жертва оперативного эксперимента

Бывший депутат Госдумы заочно арестован и объявлен в международный розыск

Мосгорсуд заочно арестовал экс-депутата Госдумы Валерия Панова в рамках резонансного «дела Сугробова» — о превышении полномочий сотрудниками антикоррупционного подразделения МВД РФ. Бывший парламентарий объявлен в международный розыск по линии Интерпола. По версии правоохранителей, Панов был агентом бывших сотрудников полиции и возможным соучастником провокаций с их стороны. Впрочем, экс-депутат мог и сам быть марионеткой в руках преступников.

Поймать депутата

Интерпол приступил к поискам бывшего депутата Госдумы Валерия Панова — одного из фигурантов громкого «дела Сугробова» о должностных преступлениях в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК). Соответствующее уведомление с так называемым красным углом (лица, разыскиваемые правосудием) появилась в среду на официальном сайте международной полиции. «Панов Валерий 1961 года рождения разыскивается правоохранительными органами России для уголовного преследования. Обвинения: пособничество в превышении должностных полномочий», — следует из сопроводительного документа.

Одновременно с заявлением Интерпола Мосгорсуд обнародовал информацию о том, что заочный арест экс-парламентария состоялся еще 7 апреля этого года, а 15 июня апелляционная инстанция утвердила данное постановление.

26 марта 2015 года СК РФ объявил экс-депутата в международный розыск в связи с появившимися данными о том, что Панов скрывается от правосудия за рубежом. Срок предварительного следствия по делу был продлен до 14 августа этого года.

«Постановление о привлечении Панова в качестве обвиняемого в преступлении, предусмотренном ст. 33 ч. 5 и ст. 286 ч.3 УК РФ (пособничество в злоупотреблении должностными полномочиями) было вынесено 12 марта. Само же уголовное дело в отношении Панова и других неустановленных лиц возбуждено еще 30 января 2015 года. Оно было объединено в единое производство с делом против сотрудников ГУЭБиПК», — говорится в тексте определения. По словам знакомого с ситуацией источника «Интерфакса», Панова считают агентом бывших сотрудников антикоррупционного подразделения МВД и возможным соучастником провокаций с их стороны.

Старый друг

Адвокат Эдуард Исецкий, защищающий бывшего начальника ГУЭБиПК генерала Дениса Сугробова, в разговоре с «Газетой.Ru» выразил уверенность, что заочный арест Панова — это искусственно созданный эпизод. «Никакого отношения депутат Государственной думы к сотрудникам ГУЭБиПК не имеет и никогда не имел. Это просто плод больной фантазии следователя. И во время дальнейших судебных состязаний мы намерены это доказать», — подчеркнул Исецкий.

Знакомый с ситуацией источник «Газеты.Ru» рассказал, что Панов все-таки был связан с «делом Сугробова», а именно — с эпизодом о запугивании бизнесмена из Германии Владимира Райзвиха. Это один из 10 эпизодов, в которых обвиняется генерал Сугробов. В 2012 году его ведомство заинтересовалось делами немецкого предпринимателя и решило привлечь его старого университетского друга Панова для участия в следственно-оперативном эксперименте. Депутат был вынужден согласиться: на то время у него самого уже были проблемы с законом (помимо всего прочего, его подозревают в организации убийства бывшего вице-мэра города Троицка Челябинской области Федора Сахарова). «Ему сказали: либо ты работаешь на нас, либо ты сядешь. Панов, как законопослушный гражданин, согласился», — добавил источник.

После этого Панов «от лица власти» приходил к Райзвиху и принуждал его к заключению невыгодной для предпринимателя сделки — «таким образом офицеры оказывали давление на бизнесмена». Впрочем, на суде Райзвих о визитах Панова не рассказывал. Зато сообщил о том, что в 2012 году офицер ГУЭБиПК принуждал его к заключению сделки с дружественным оперативникам коммерсантом на поставку медицинской техники Accuray в Россию. Райзвих воспринял угрозу всерьез и передал эксклюзивные права на торговлю медоборудованием гендиректору ООО «СПб Медика» Игорю Скакунову. Но бизнес у того не заладился, продажи провалились, и немецкий бизнесмен понес убытки, которые оценили в $300 тыс.

По мнению источника, Панов не может нести ответственность за эпизод с Райзвихом. «Обвинение незаконно — у оперов есть право привлекать граждан к оперативной работе, назначать их своими агентами и так далее. Эту практику никто не отменял, и с точки зрения закона здесь все было чисто», — отметил источник.

В свою очередь, адвокат Исецкий считает, что Райзвих сам должен быть привлечен к ответственности за откаты, которые он в свое время давал представителям власти. «Правоохранительные органы, занимающиеся этим делом сейчас, фактически обеспечивают защиту человека, который систематически, на протяжении продолжительного времени занимался подрывом экономической безопасности: известно, что против него заведено несколько уголовных дел», — подчеркнул Исецкий.

Детектив о коррупции

Уголовное дело в отношении девяти сотрудников ГУЭБиПК и трех гражданских лиц было возбуждено в феврале 2014 года. Его фигурантами стали, в частности, начальник главка генерал Денис Сугробов и его заместитель Борис Колесников. Летом 2014 года последний покончил с собой — выпал из окна здания Следственного комитета во время очередного допроса следователем Сергеем Новиковым. По данным СК, до этого Колесников дважды пытался наложить на себя руки. Адвокаты Колесникова усомнились в обстоятельствах гибели генерала, однако никакого расследования по этому поводу инициировано не было.

Напомним, что по версии следствия Сугробов и его сообщники занимались фабрикацией уголовных дел, подталкивая чиновников к даче взяток. Сугробову и Колесникову вменялось «создание преступной группы, увеличение количественных показателей своей работы, присвоение внеочередных специальных званий, различных ведомственных и государственных наград, в пользу себя лично и вовлеченных членов преступного сообщества». Сами полицейские ранее заявляли, что могли стать жертвами провокаций со стороны тех, чьи громкие аферы они раскрывали и пресекали. Однако впоследствии некоторые из «сугробовцев» заключили сделку со следствием и получили тюремные сроки.

Особый резонанс это дело получило из-за того, что Сугробов был одним из самых молодых генералов в системе МВД — на момент ареста ему было всего 38 лет. То же самое можно сказать и о Колесникове — звание генерал-майора полиции он получил в 36 лет.

«Генерал Сугробов в связи с системными нарушениями своих прав отказался от дальнейшего ознакомления с материалами дела. Стало очевидно, что все это дело шито белыми нитками и не имеет под собой никакой основы. А защитники продолжают изучать материалы дела (в итоге они могут составить около 200 томов, четверть из которых содержится под грифом «секретно». — «Газета.Ru»), — подытожил адвокат опального офицера.