Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Смольный» вышел из тени

Задержанный «украинский» танкер-призрак оказался российским судном

В скандальной истории с задержанием у берегов Крыма украинского танкера-призрака «Смольный» появились новые подробности. Как выяснила «Газета.Ru», танкер на самом деле принадлежит крымским бизнесменам, которые жаловались депутатам российской Госдумы на пограничную службу ФСБ. Судовладельцы заявили, что крупные суда не могут заходить в керченский порт из-за малых глубин, а работать на стоянках в 15 милях от Керчи им запрещает ФСБ.

Скандал вокруг танкера «Смольный», который в СМИ уже успели окрестить кораблем-призраком, разгорелся 23 июля 2015 года. Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым отчиталось о задержании украинского танкера, который якобы с 2012 года находился в Черном море и при этом ни разу не заходил в порты.

«При осмотре выяснилось, что на танкере нет капитана. У экипажа, состоящего из десяти человек, отсутствовала вся служебная документация, а также автоматизированная идентификационная система. То есть корабль фактически являлся призраком — невидимым для государственных контролирующих органов», — заявили в погрануправлении ФСБ по Республике Крым.

По данным пограничников, танкер занимался нелегальной скупкой и продажей топлива в открытом море. На судне найдено более 1 тыс. т мазута и свыше 160 т дизельного топлива без документов.

Арестованный танкер был препровожден на временную стоянку в порт Керчи.

«Сейчас по факту его деятельности проводится проверка», — заявили в погранслужбе. — А за нарушение режима госграницы владельцу судна грозит административный штраф в размере более 3 млн руб.».

Буквально сразу же после задержания судна украинские власти открестились от корабля, заявив, что в реестре морских судов Украины такой танкер не значится.

Между тем, по данным fleetphoto.ru, танкер «Смольный» принадлежит компании «Ювас-Транс», которая зарегистрирована в Керчи по адресу: ул. Свердлова, 49.

По данным «Интерфакс-Украина», собственниками ООО «Ювас-Транс» с уставным капиталом 60 млн грн выступают руководитель компании Ярослав Народицкий (65%), а также Анатолий Народицкий (25%) и Олег Васенко (10%).

При этом за три месяца до скандала крымский бизнесмен Ярослав Народицкий жаловался депутатам российской Госдумы на то, что пограничное управление ФСБ по Республике Крым фактически блокирует работу судовладельческих компаний.

В ходе «круглого стола» «Модернизация отечественного рынка портовых услуг», состоявшегося 18 марта 2015 года в пресс-центре «Парламентской газеты» в Москве, Ярослав Народицкий заявил, что до присоединения Крыма к России значительную часть грузов перегружали на рейде, так как глубины у причалов составляют 8 м, в то время как на якорной стоянке — 20 м.

После того как Крым стал контролироваться российскими властями, ФСБ России запретила работать в режиме закрытой границы. Это привело к замораживанию морской транспортной отрасли.

Судовладельцы попросили власти России разрешить работы в якорном районе Керчи №471 (подрайон Д) в режиме закрытой границы.

«Мы обращались в правительство Крыма, у нас это основная проблема. Если бы нам разрешили работать, как мы работали ранее в режиме закрытой границы на якорной стоянке, то это бы возобновило и обслуживание рейда, и шипчандлеры (компании, поставляющие судам продовольствие. — «Газета.Ru»), и порты бы заработали», — рассказывал тогда Ярослав Народицкий.

Член комитета по транспорту Госдумы РФ Михаил Брячак, участвовавший в заседании, пообещал разобраться в ситуации и поддержать судовладельцев из Керчи. Он отметил, что федеральные чиновники создают искусственные трудности, тем самым не способствуют развитию в Крыму бизнеса, а, наоборот, тормозят процесс.

Как заявил «Газете.Ru» Михаил Брячак, он с удивлением услышал новости о задержании якобы украинского танкера, который на самом деле принадлежит керченским бизнесменам, и теперь будет разбираться в этой истории.

Между тем в самом «Юванс-Транс» заявили «Газете.Ru», что задержание судна «Смольный» было изначально незаконно.

«Госграница проходит в 12 милях от Керченского порта, экономзона в — 20 милях, а наше судно стояло на якоре в 14 милях, — поясняет официальный представитель компании Анатолий Народицкий. — У нас была практика свободного плавания. То есть из-за того, что действует режим закрытой границы, перевалка груза с маленьких на большие суда осуществлялась за пределами российских территориальных вод».

По словам Народицкого, таким образом судовладельцы, работающие в у побережья Крыма, убивают сразу двух зайцев: загружают крупные танкеры, которые из-за большой осадки не могут заходить в порт, и обходят санкции.

«Малые суда подвозят грузы и «перекидывают» их на более большие «накопители». А с накопителей нефть, мазут и дизтопливо забирают уже другие суда и расходятся по всему миру, — рассказывает представитель судовладельца. — Весь груз на «Смольном» был задокументирован и находился в режиме экспорта. Все экспортные пошлины были уплачены».

По словам Народицкого, компания будет бороться за свое честное имя и опротестовывать арест судна и действия пограничников.

В Погранслужбе управления ФСБ по Крыму комментировать «Газете.Ru» заявления судовладельцев отказались, еще раз заявив, что действовали в рамках законов Российской Федерации.