Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Турецкий демарш

Нападение на Су-24 со стороны Турции вызвало жесткую реакцию Москвы

За один день Россия потеряла союзника в блоке НАТО — Турцию после того, как ее самолеты сбили российский бомбардировщик Су-24. Судьба пилотов до сих пор не ясна, а Анкара весь день не отвечала на звонки из Минобороны РФ. Повлиять на ситуацию пытаются политики других государств, призывая обе стороны вступить в диалог. Тем временем в России готовы к санкциям: МИД РФ уже объявил, что угроза терроризма в Турции даже выше, чем в Египте.

Утром во вторник два российских бомбардировщика Су-24 взлетели с базы российской авиагруппы в Сирии. Они поднялись на высоту 6 тыс. м и направились от моря в сторону Идлиба. Здесь территория Турции узким клином вдается в сирийскую провинцию. Как уверяют представители Турции, они сделали предупреждение российским бомбардировщикам о нарушении воздушного пространства их страны. После этого в воздух поднялись два турецких самолета F-16. Около 9.30 по местному времени они открыли огонь на поражение ракетами «воздух-воздух».

В Минобороны России подтвердили, что бомбардировщик потерпел крушение. «Рассматриваем действия турецких ВВС как недружественный акт», — говорится в сообщении российского военного ведомства.

На борту находились два летчика, их имена не назывались.

«Экипаж самолета катапультировался. По предварительным данным, один пилот погиб в воздухе от огня с земли», — цитирует РИА «Новости» начальника главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Сергея Рудского.

Данные о пилотах в иностранных СМИ разнятся. Сирийские террористы рассказали британскому информагентству AP, что они открыли огонь по катапультировавшимся летчикам и застрелили одного из них. Британский новостной телеканал Sky News сообщил, что оба пилота погибли. Международное информагентство Reuters показало кадры с якобы погибшим пилотом, а позже сообщило, что турецкие власти получили информацию, что оба летчика живы, и работают, чтобы их освободить.

На поиски летчиков выдвигались российские вертолеты Ми-8. Один из вертолетов был подбит и совершил вынужденную посадку.

При этом погиб морской пехотинец-контрактник, пояснил Сергей Рудской.

«Удар в спину пособниками террористов»

Турция твердо стоит на утверждении, что она была вправе сбить чужое воздушное судно, так как оно якобы вторглось в ее воздушное пространство — была даже обнародована карта с траекторией полета. Оба российских самолета получили предупреждение не пересекать границу, говорят представители страны. Премьер-министр страны поручил МИДу проконсультироваться с НАТО и ООН по поводу событий на границе. Турция тем временем связалась с Пентагоном, так как состоит в американской коалиции, борющейся с террористами в Сирии.

Президент Владимир Путин заявил, что Су-24 подлетели к границе на расстояние в 1 км, а обломки самолета упали в 4 км от турецкой территории. Он также напомнил, что есть соглашения насчет воздушных инцидентов. «Мы с американскими партнерами подписали соглашение о предупреждении инцидентов в воздухе. Это при том, что Турция воюет в составе американской коалиции», — сказал президент.

В Пентагоне подтвердили, что два турецких самолета открыли огонь по российским. Однако американские военные не смогли сразу сказать, нарушили ли Су-24 границу.

Вечером представители властей США на условиях анонимности заявили Reuters, что Су-24 вторгся на территорию Турции на несколько секунд.

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты рассказали, что военные не могут просто палить по всем самолетам, которые оказываются в их воздушном пространстве. Всегда есть особая процедура. «Самолет, который по ошибке залетел в чужое воздушное пространство, по существующим нормам, должен как можно быстрее его покинуть. Если вдруг он потерял ориентацию в пространстве, то ему необходимо включить сигнал бедствия», — рассказал «Газете.Ru» экс-командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, генерал-лейтенант, Герой России Валерий Горбенко. Эксперт отметил, что процедура в каждой стране разная. «У нас раньше было так: поднимали истребители, которые давали чужаку команды о том, что он нарушил воздушное пространство. Если не реагировал, то его пытались принудить к посадке. Если не получалось, то принималось решение на его уничтожение. Но это решение принимал командный центр на земле», — добавил собеседник.

Генерал армии, экс-начальник Генштаба Минобороны Юрий Балуевский пояснил «Газете.Ru», что почти месяц шли обвинения со стороны Турции в адрес России в том, что самолеты, участвующие в антитеррористической операции, якобы нарушают границы. «Поэтому я убежден, что и на военном, и на политическом уровнях обсуждались возможные моменты, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, в том числе и ситуации, когда самолет, на языке летчиков, может чиркнуть границу», — поделился он в беседе с «Газетой.Ru».

Заслуженный военный летчик РФ Андрей Гусев напомнил «Газете.Ru» что российские Су-24 не могли угрожать Турции, так как они принимали участие в антитеррористической операции, которая согласована со всеми членами коалиции.

Свое отношение к происшедшему президент России Владимир Путин объявил на встрече с королем Иордании днем во вторник.

Он подчеркнул, что Турция всегда была для России дружественным государством. «Это трагическое событие будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений. Мы всегда относились к Турции не просто как к близкому соседу, а как к дружественному государству. Не знаю, кому было нужно то, что сделано сегодня, во всяком случае, не нам».

«Наши самолеты никак не угрожали Турецкой Республике. Это очевидные вещи. Они проводили операции по борьбе с ИГИЛ (запрещенная в России организация)», — сказал президент.

Затем Путин дал жесткий ответ турецкой стороне, фактически обвинив ее в связях с террористами. Он отметил, что нападение на Су-24 стало «ударом, нанесенным в спину пособниками террористов». «Мы давно фиксировали тот факт, что на территорию Турции идет большое количество нефти и нефтепродуктов с захваченных территорий. Отсюда и большая денежная подпитка бандформирований», — добавил президент.

Мир призывает к миру

Судя по заявлениям государств, они не спешат осуждать Турцию, но при этом призывают стороны конфликта к мирному урегулированию споров. Между тем Россия делает такие попытки: несмотря на то что глава МИД РФ Сергей Лавров отменил свой рабочий визит в Турцию на 25 ноября, на связь с Анкарой пытаются выйти специалисты Минобороны РФ, но пока безрезультатно.

Помощь решил оказать премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, дозвонившийся до Анкары. Он настойчиво призвал премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу обеспечить прямой диалог между турками и россиянами. Глава МИД Великобритании Филип Хаммонд заявил, что нападение на Су-24 — это потенциально серьезный инцидент, но пояснил, что не будет давать комментарии до полного выяснения обстоятельств.

Постоянный представитель Великобритании при ООН Мэттью Райкрофт подтвердил, что Турция прислала письмо в организацию, но в нем было лишь сообщение о факте. «Важно, чтобы мы поняли уроки относительно снижения конфликтности. Я призываю всех, кто вовлечен, снизить напряженность», — подчеркнул он.

Глава МИД ФРГ Франк Вальтер Штайнмайер заявил прессе, что реакция обеих стран показывает, что инцидент они считают серьезным. Он высказал надежду, что это не скажется негативно на сирийском урегулировании, и добавил, что и в Москве, и в Анкаре «возобладает разум».

Даже президент США Барак Обама призвал обе стороны конфликта к диалогу. «Я думаю, очень важно сейчас, чтобы Россия и Турция разговаривали друг с другом и выяснили, что именно произошло, и приняли меры, чтобы не допустить дальнейшей эскалации», — заявил он.

В Генштабе ВС Сирии пояснили, что акты агрессии по отношению к их союзникам только прибавят им упорства и решимости продолжать борьбу с террористами.

Скоропортящиеся отношения

Уничтожение Су-24 турецкими военными — первый острый эпизод в отношениях России и Турции, которая является членом НАТО. России «нанесен удар в спину пособниками террористов», — заявил Владимир Путин, и это — самое жесткое высказывание, сделанное российским президентом в адрес Турции. Новый карибский кризис вряд ли произойдет, однако, по мнению ведущего эксперта фонда Джорджа Маршала в Вашингтоне Йана Лессера, «инцидент произошел в то время, когда именно подобных рисков опасаются и в Турции, и в России». Впрочем, замечает он, пока рано делать серьезные выводы из этого инцидента.

Сигнал к тому, что отношения между Россией и Турцией значительно ухудшатся, уже дан. Глава МИД России Сергей Лавров во вторник отменил свой визит в Турцию, намеченный на 25 ноября. Он планировал участвовать в заседании Совместной группы стратегического планирования, на котором должен был обсуждаться сирийский конфликт.

В свою очередь, ведущий эксперт вашингтонского центра Gulf State Analytics Теодор Карасик отмечает, что Москва и Анкара занимают противоположные стороны в сирийском конфликте, что является тормозом к урегулированию ситуации. Он считает, что своими жесткими словами Путин дает понять, что Турция должна согласиться с «требованиями России» по Сирии.

Сейчас Россия может усилить внешнеполитическое давление на президента Турции в международных организациях, тем более что претензии к нему накопились давно, и не только в России,

также считает тюрколог, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский. Турецкие власти неоднократно обвинялись в поддержке экстремистских групп в Сирии, давлении на прессу и гражданское общество. Россия «не должна оставлять без внимания» действия Турции, однако действовать нужно осторожно. «У нас широкие экономические отношения, в которых не только покупатель зависит от продавца, но и продавец от покупателя. Поэтому любые действия в экономической сфере должны быть хорошо продуманы», — говорит эксперт.

Отношения Эрдогана и Путина, которые, несмотря на разногласия, были достаточно уважительными, теперь серьезно ухудшатся, не сомневается тюрколог. Турецкий лидер известен своим переменчивым характером. «Это человек очень импульсивный, — говорит Надеин-Раевский. — Когда-то с Башаром Асадом они были очень близкими друзьями, Эрдоган объединился с ним на общем неприятии Израиля, но в какой-то момент Эрдоган захотел в одиночку стать лидером исламского мира».

От Эрдогана можно ожидать чего угодно, когда он «окончательно закусит удила», считает Надеин-Раевский.

В свою очередь, представители новосформированного кабмина Турции уверяют, что не намерены враждовать с Россией. «Анкара будет предпринимать усилия для улучшения отношений с Москвой, несмотря на инцидент со сбитым российским Су-24», следует из заявления нового министра Турции по делам ЕС Волкана Бозкыра. «У нас с Россией очень хорошие отношения. Уверен, что Турция будет предпринимать усилия для того, чтобы они были еще лучше. Я хочу, чтобы эта проблема в долгосрочной перспективе не нанесла ущерба российско-турецким отношениям. Конечно, в ближайшие дни все эти события будут расследованы и будут сделаны соответствующие заявления», — заявил Бозкыр.

Изменения коснутся, вероятно, и российской базы в Сирии. Военный летчик, попросивший не указывать его фамилию, говорит, что, скорее всего, Россия в ближайшее время усилит свою группировку истребителями Су-30, которые должны инспектировать турецко-сирийскую границу, не давая противнику приближаться, охраняя таким образом наши самолеты. «Су-24 и Су-25 прикрывают Су-30, но их сейчас в районе конфликта явно не хватает, поэтому логично, что их присутствие увеличат», — объясняет полковник ВКС.

Угроза туризму и авиасообщению

Практически моментально обострение российско-турецких отношений почувствовала на себе туриндустрия. Ростуризм рекомендовал туроператорам и агентам приостановить продажу путевок в Турцию после заявления Лаврова. «Министр иностранных дел заявил, что МИД не рекомендует посещать Турцию, угроза терроризма из Турции не меньше, чем из Египта. Ростуризм начинает работу по выполнению данных рекомендаций», — сказал ТАСС руководитель ведомства Олег Сафонов.

По оценке Российского союза туриндустрии (РСТ), в Турцию продано 4–5 тыс. туров с вылетами в ближайшие месяцы. Туроператоры начали продавать Турцию как альтернативу Египту после закрытия этой страны из-за теракта на борту пассажирского самолета А321 компании «Когалымавиа». Турция была многолетним лидером по числу поездок среди россиян. В 2014 году там побывали 3,3 млн россиян, в первом полугодии 2015 года — 1,03 млн (на 26% меньше, чем за аналогичный период прошлого года).

Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина считает, что закрытие и Турции станет для туриндустрии ударом. «Туроператоры сейчас остановят продажи, у них нет выхода.

Это еще один тяжелейший удар по туротрасли, так как закрылась самая адекватная альтернатива запрещенному Египту, которую можно было предложить.

Зимой в Турции открыты хорошие пятизвездочные отели с бассейнами и спа-центрами. Все остальные направления находятся дальше и стоят дороже. В соседнем с Египтом Эйлате отдых также стоит дороже», — приводит ее слова «Интерфакс». «Вообще ситуация развивается так катастрофично, что, похоже, люди вообще не захотят куда-либо ездить, в том числе и по России. Так как у них не будет настроения это делать», — сказала она.

Каковы могут быть потери туроператоров от приостановки турпотока в Турцию, пока неизвестно. Первый замминистра финансов России Татьяна Нестеренко сообщила журналистам, что «в правительстве есть резервы на сложные непредвиденные обстоятельства в случае, если будет необходимо оказывать какую-то финансовую поддержку туроператорам или авиакомпаниям».

Стоит отметить, что пока речь не идет об эвакуации российских граждан и приостановлении авиасообщения с Турцией. Поскольку основной туристический сезон закончился, россиян сейчас в Турции, по оценке РСТ, всего около 10 тыс. Что касается авиасообщения, то пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что «об этом речи не шло». «Безусловно, здесь не нужно поддаваться какой-то кампанейщине в данном случае», — заявил он.

Не обсуждаются (по крайней мере на официальном уровне в публичном пространстве) и другие экономические меры реагирования России на инцидент с самолетом.

Турция — один из крупнейших торговых партнеров России (занимает шестое место) с товарооборотом в $31,6 млрд по итогам прошлого года. По данным ФТС России, в январе — июле 2015 года российско-турецкий товарооборот снизился по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 21,5% и составил $14,4 млрд, в том числе экспорт составил $12 млрд (снижение на 16,5%), импорт — $2,4 млрд (снижение на 39,8%).

Страна является крупнейшим поставщиком в Россию продуктов питания (прежде всего овощей и фруктов). Ввести эмбарго на поставку продуктов из Турции весьма проблематично, альтернативы ей просто нет, ведь импорт из стран ЕС уже запрещен. На продовольственные товары и сельхозсырье приходилось 33,2% турецкого экспорта в Россию.