Происшествия

Владимир Трефилов/РИА «Новости»

Прилетел с рекордом

Федор Конюхов сутки не спал в гондоле аэростата ради мирового рекорда

Анастасия Берсенева

Российский путешественник Федор Конюхов и мастер спорта по воздухоплаванию Иван Меняйло побили мировой рекорд по продолжительности полета на тепловом аэростате — воздушном шаре. Они пробыли в воздухе свыше 32 часов, улучшив показатель более чем на два часа. «Газета.Ru» следила за приземлением шара.

В понедельник вечером Федор Конюхов праздновал установление очередного мирового рекорда. «Вот они пролетают над поселком Шестуниха Ивановской области, в метрах пятидесяти над землей, мы даже видим их — Федора Филипповича и Ивана Меняйло, они нам машут, — сообщал «Газете.Ru» по телефону офицер экспедиционного штаба Федора Конюхова Владислав Яшкин. — Сейчас они снизились и летят на 15 метрах.

Всё, касание! Они приземлились на окраине деревни метрах в пятидесяти от меня. Туда побежали операторы. Приземление мягкое, снег глубокий — около метра».

Для Яшкина и группы сопровождения аэростата последние 1,5 суток были такими же напряженными, как и для двух пилотов в гондоле шара: они проехали за аэростатом более 400 км по земле.

Путешественники, взлетев в воскресенье в 7.55 утра, приземлились в начале пятого часа вечера в понедельник. Таким образом, они провели в воздухе более 32 часов, улучшив мировой рекорд по длительности нахождения в воздухе на тепловом аэростате на два часа. Предыдущий рекорд — 29 часов 15 минут в воздухе — был поставлен в 1993 году американским пилотом Уильямом Басси.

Это уже вторая попытка Конюхова побить рекорд. После прошлогоднего полета, который продлился более 19 часов, путешественник вместе с мастером спорта по воздухоплаванию Иваном Меняйло хорошенько поработал над гондолой аэростата. Она была облегчена и модифицирована. Для длительного полета нужно было много топлива, поэтому на гондолу подвесили 50 баллонов, каждый объемом 46 л газа. С собой путешественники взяли термосы с чаем и еду.

Взлетали из Тульской области, при температуре минус 30 — оптимальной для полета, но не для людей.

«В зимний период погода благоприятна для воздухоплавания, кроме того, предыдущий рекорд устанавливался тоже зимой, при температуре минус 27–30, — говорит Яшкин. — Сейчас метеорологи дали хороший прогноз погоды, поэтому и стартовали. В ночное время было минус 30. В это время было самое эффективное потребление газа. Подъемная сила лучше, значит, надо меньше разогревать горелку. Но все-таки температура не должна быть ниже минус 30, потому что тогда становится холодно пилотам. От горелки тоже тепло идет, но нерегулярно: включили горелку, продули, выключили, подождали несколько минут, снова включили, и так весь полет».

В первые часы пилоты гондолы были очень сильно заняты: приходилось чаще менять баллоны. Иван Меняйло отвечал за навигацию, смотрел за прохождением шара по карте, связывался с землей по рации, а Федор Конюхов переставлял баллоны и скидывал пустые вниз, облегчая аэростат. Там их подбирали члены штаба, следовавшие за шаром по земле.

Ночью спать не пришлось — оболочка аэростата обледенела, и надо было решать этот вопрос.

«Ночь была сложная по температурному режиму, пилоты сутки не спят. На рассвете сбросили все оборудование, которое не требуется для дневного полета, а также два термоса и кое-какую экипировку, чтобы максимально облегчить корзину. Расход топлива — один баллон на час», — сообщала команда путешественника на его сайте.

Как пояснил «Газете.Ru» Владислав Яшкин, термосы были пустые: горячий кофе путешественники к тому времени выпили.

«Еда у них, конечно, оставалась. Но там такой адреналин, понимаете, что уже не до еды — на рекорд идем», — рассказал Яшкин. Группа сопровождения также практически не спала всю ночь, только в одном месте, обогнав шар по дороге, люди подремали пару часов.

После того как был установлен мировой рекорд, у путешественников оставалось еще несколько баллонов с газом. «Было принято решение лететь до тех пор, пока не выработается топливо, и максимально закрепить рекорд за российскими воздухоплавателями», — говорит Яшкин.

Этот полет стал для Конюхова тренировкой перед совершением нынешним летом кругосветного путешествия на аэростате.

Ожидается, что шар поднимется на высоту в 11 тыс. м и обогнет землю всего за 14–18 дней. Конюхов планирует стартовать из Австралии и пролететь через Новую Зеландию, Чили, Фолклендские острова, Аргентину, ЮАР и завершить путешествие также в Австралии. Предварительно протяженность маршрута составит 35 тыс. км.

Американец Билл Басси уже знает о том, что его рекорд побит. «Огромные поздравления за хорошо сделанную работу», — написал он в фейсбуке. Его друзья замечают, что рекорд был поставлен 23 года назад, и за это время никто его не смог побить. «Интересно, сколько времени пройдет, прежде чем еще кто-нибудь побьет его», — интересуются друзья Билла. «Все рекорды имеют короткую жизнь, — философски отвечает Басси. — Они вдохновляют других людей побить их. Я был вдохновлен рекордами Мичио Канда из Японии и Кэрол Раймер-Дэвис из США».

Стоит также добавить, что дольше всех в воздухе на тепловом аэростате — 50 часов 38 минут — провел в 1997 году со своим напарником японец Мичио Канда. Однако их аэростат был другого класса. В отличие от американца Бассе, который летал на аэростате AX-9, у японцев был аэростат AX-10 с большим объемом оболочки. Федор Конюхов в своем нынешнем полете использовал аэростат класса АХ-9.