Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Город

Николай Галкин/ТАСС

Станция «Мякинино», посадки нет

Станцию «Мякинино» могут закрыть из-за нерешенных земельных вопросов

Анна Семенова

Станция «Мякинино» закроется с 22 августа из-за несоответствия мерам транспортной безопасности, заявили в пресс-службе московской подземки. Открыть ее для входа и выхода пассажиров планируется после того, как инвестор — Crocus Group — решит имущественно-земельные вопросы, которыми он, по словам метрополитена, манкировал почти семь лет. Впрочем, эксперты считают, что закрытие станции — мера политического давления, которая позволит решить вопрос без того, чтобы закрывать станцию метро.

С 22 августа поезда, следующие по Арбатско-Покровской линии, будут проезжать станцию «Мякинино» без остановок. В подземке уже начали предупреждать пассажиров об изменениях в движении составов, правда, там называется дата 19 августа. В пресс-службе метрополитена уточнили, что закрыть станцию планируется все же 22-го. «Из-за неурегулированных имущественно-земельных отношений между собственником станции (Crocus Group) и Московским метрополитеном не может в соответствующем порядке выполняться закон о транспортной безопасности. Данный

вопрос должен был решиться еще с момента открытия станции в 2009 году, но до сих пор не решен,

— заявили в пресс-службе подземки. — На время закрытия станции «Мякинино» для проезда пассажиры смогут воспользоваться другими станциями метрополитена и наземным городским транспортом. Администрация Московского метрополитена просит пассажиров с пониманием отнестись к временным неудобствам, связанным с закрытием станции «Мякинино», и заранее планировать маршруты своих поездок».

В пресс-службе метрополитена и в департаменте транспорта затруднились уточнить, в чем именно заключаются неурегулированные имущественно-земельные отношения. Источник «Газеты.Ru» в транспортном комплексе Москвы говорит, что речь идет в том числе о парковке рядом с объектами «Крокуса» и станцией метро. Подземка юридически не может обеспечивать должный уровень транспортной безопасности, так как не вправе распоряжаться не подведомственной территорией.

В то же время в пресс-службе Crocus Group сообщили: «Мы не являемся ни подрядчиком, ни заказчиком данного объекта, мы инвестор, для нас эта ситуация является недоразумением. Сейчас пытаемся разобраться в данной ситуации. Руководство компании не было уведомлено городскими властями о том, какие именно проблемы с безопасностью были выявлены на станции», — передает слова сотрудника пресс-службы «Интерфакс».

24 августа в «Крокус Экспо» должен открыться Московский международный автомобильный салон — крупнейшее мероприятие автомобильной тематики. Как организаторы выставки и собственники площадки планируют обеспечивать транспортную доступность для участников и гостей, президент Crocus Group Арас Агаларов не смог ответить. «Не знаю. Снег на голову. Это сегодня же вышло такое решение, что метро будет закрыто, поэтому мы не фокусники, чтобы за один день проработать вопросы транспортной доступности.

Надо закрыть просто все: и «Крокус», и концертный зал, и автосалон, и Павшинскую пойму перекрыть, чтобы люди там не жили, все будет хорошо тогда, и метро не нужно»,

— передает слова Агаларова ТАСС.

«Губернатор Московской области Андрей Воробьев не допустит закрытия станции метро «Мякинино» и призвал Московский метрополитен и компанию Crocus Group найти решение», — сказала вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова.

Станция «Мякинино» была открыта 26 декабря 2009 года, став первой станцией метро в Подмосковье и первой станцией в России, построенной с привлечением частных инвестиций. Финансирование проектирования и строительства путей шло из бюджетов Москвы и Московской области, а также в части строительства самой станции и вестибюля за счет частных инвестиций коммерческой компании Crocus Group. Компания вложила около 600 млн руб.

По условиям соглашения, инвестору разрешали построить станцию рядом с объектами компании: многофункциональным комплексом «Крокус Сити», международным выставочным центром «Крокус Экспо», концертным залом «Крокус Сити Холл», торговыми и развлекательными центрами «Крокус Сити Молл», Vegas и «Твой дом». Взамен инвесторы должны были построить мост через Павшинскую пойму, чтобы обеспечить транспортную доступность для жителей Красногорского района. Им в отсутствие моста приходилось добираться либо до «Волоколамской» полчаса пешком, рискуя попасть под электричку, либо до «Тушинской» на маршрутке, до остановки которой еще надо было 20 минут идти. Зимой добирались до «Мякинино» по льду, рискуя провалиться в воду.

Однако мост не был построен ни в год открытия станции, ни в последующие четыре года.

Правительство Московской области в качестве полумеры организовало для жителей Красногорска речную переправу. Мост открыли только 24 ноября 2014 года. Задержку тогда инвестор объяснял нехваткой денег (на мост, по подсчетам экспертов, требовалось около 1 млрд руб.). Однако в правительстве Подмосковья говорили, что инвестор просто опасается превращения торгового центра и других объектов в проходной двор.

Пропускная способность «Мякинино» — около 40 тыс. человек в сутки. Учитывая, что пользуются ей не только посетители «Крокуса», но и жители Павшинской поймы после открытия моста, сотрудники и гости зданий правительства Московской области и Мособлсуда, расположенных рядом, ее закрытие станет ощутимым ударом по пассажирам, отмечает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. «Это беспрецедентный случай, когда закрывают станцию в принципе и уж тем более, если она не аварийная», — сказал эксперт «Газете.Ru».

«Останавливать поезда на конкретной станции или нет, находится в компетенции правительства Москвы. И если город и метро со своей стороны все обязательства выполнили, логично ожидать от инвестора того же, — рассказал «Газете.Ru» сопредседатель межрегионального общественного движения «Город и транспорт» Александр Морозов. — Без остановки поездов станция потеряет смысл и инвестиционная привлекательность и зданий, и мероприятий упадет в разы. Этот участок МКАД проблемный, там сложно со съездами из Москвы и с альтернативными подъездными путями. Нет внеуличного общественного транспорта, нет выделенных полос, которые подводили бы к объектам».

Эксперт назвал опыт строительства станции метро на частные деньги неудачным:

«Станция была сдана голая, с техническими недочетами, без отделки, и та отделка, что есть сейчас, больше напоминает станцию пригородной электрички.

Это не соответствует по уровню тому, что есть на остальных станциях, уступает им на порядок. Инвестор явно получал от «Мякинино» больше, чем жители района».

Морозов также отметил «практически полное отсутствие интеграции между Москвой и областью». «У нас с областью нет единого билета, только идет постоянная транспортная война: то льготники областные в городе теряют право на проезд, то еще что. От этого не выигрывает ни область, ни Москва — ведь в отсутствие компенсационных маршрутов и при невозможности попасть именно в «Мякинино», что удобнее всего, жители Павшинской поймы все пересядут на личный транспорт», — сказал эксперт.

При этом в городе в последние несколько лет активно выстраиваются механизмы государственно-частного партнерства. Коммерческие компании вкладывают собственные деньги в инфраструктуру, правда, как правило, это происходит в рамках обременения инвестиционного проекта. Таким образом, например, был сделан выезд на Садовое кольцо с набережной Яузы. Много подобных проектов в активно застраивающейся Новой Москве, большинство транспортно-пересадочных узлов строящегося Московского центрального кольца делаются на частные деньги. Ситуация с «Мякинино», по мнению экспертов, не ухудшит взаимоотношения бизнеса и города. «Полагаю, это ценный опыт для остальных. И после этого случая юристы с обеих сторон будут еще внимательнее к составлению соглашений, учитывать все возможные негативные сценарии и заранее подробно согласовывать санкции», — пояснил Александр Морозов.