Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Происшествия

Борт ВВС Новой Зеландии во время поисковой операции пропавшего самолета MH370 авиакомпании Malaysia Airlines, март 2014 года
Борт ВВС Новой Зеландии во время поисковой операции пропавшего самолета MH370 авиакомпании Malaysia Airlines, март 2014 года
Rob Griffith/AP

Тайна Boeing залегла на дно

Поиски малайзийского Boeing MH370 приостановлены

Сайхан Цинцаев

Министры транспорта Австралии, Китая и Малайзии заявили о приостановке поисков пропавшего два года назад самолета с 239 пассажирами на борту. Спасатели покинули последнюю зону поисков в южной части Индийского океана общей площадью 120 тыс. кв. км. Страны договорились полностью прекратить поиски в 2017 году, если не появится новая информация, «заслуживающая доверия».

Представители Австралии, Малайзии и Китая сделали совместное заявление о приостановке поисков Boeing MH370. «Сегодня последнее судно покинуло зону поисков, самолет «Малайзийских авиалиний», выполнявший рейс MH370, в зоне в южной части Индийского океана общей площадью 120 тыс. кв. км обнаружен не был, — отмечается в заявлении. — В связи с этим было

решено приостановить подводные поиски самолета, это решение было нелегким и печальным.

Мы сохраняем надежду на то, что в будущем появится новая информация, которая поможет обнаружить пропавший самолет».

Самолет Boeing MH370, на борту которого находились 239 человек, вылетел 8 марта 2014 года из аэропорта Куала-Лумпур в Пекин и исчез c экранов радаров. Позднее выяснилось, что самолет еще около семи часов находился в воздухе. The Sydney Morning Herald со ссылкой на данные расследования отмечала, что тревогу в Куала-Лумпуре забили только через 5 часов 13 минут после последнего выхода экипажа на связь. Старший авиадиспетчер в Куала-Лумпуре спал на посту еще четыре часа после исчезновения Boeing 777-200.

Примечательно, что командир самолета Захария Ахмад-Шах за месяц до полета смоделировал на домашнем симуляторе практически такой же маршрут, какой воздушное судно проложило в реальности, то есть на юг Индийского океана, а вовсе не в Пекин, как значилось на рейсе. Это выяснилось после того, как малайзийская полиция попросила ФБР США восстановить информацию с жестких дисков домашнего компьютера. Траектория одного полета в программе начиналась в Куала-Лумпуре, проходила над Малаккским проливом, потом поворачивала налево и следовала на юг через Индийский океан. Сопоставив этот маршрут с данными реального полета, как отмечает New York Magazine, следователи обнаружили аналогии. Однако предполагаемая конечная точка расчетного реального пути отстоит от конечной точки полета на симуляторе на расстояние, превышающее тысячу километров.

По данным экспертов управления транспортной безопасности Австралии, Boeing не готовился к приземлению и посадке на воду, поскольку его закрылки не были выпущены. И

это подтверждает гипотезу представителей управления о том, что перед непосредственным падением самолет не управлялся пилотами. Это опровергает также предположения, что пилоты судна действовали умышленно.

По версии экспертов из минобороны Австралии, крушение могло быть неуправляемым. Эта версия появилась на основе того, что падал он на очень высокой скорости: до 20 тыс. футов (6096 м) в минуту, согласно автоматическим сигналам лайнера. При этом нормальная скорость самолета при посадке — 2 тыс. футов (609 м) в минуту. В свою очередь математики из США и Катара, смоделировав разные траектории самолета, пришли к выводу, что самолет вошел в воду вертикально или под тупым углом. Об этом свидетельствует тот факт, что в Индийском океане не было обнаружено ни обломков, ни следов авиационного топлива. Лишь при таком падении на фюзеляж почти не действуют изгибающие моменты, которые разламывают его на части.

В отчете, выпущенном спустя год после исчезновения, отмечалось: в самолете был установлен подводный локационный буй, срок годности которого истек более года назад на момент катастрофы. Но если не считать изношенности локационного буя, полет проходил в нормальном режиме.

Путем анализа сигналов, переданных самолетом на спутник, и расчета оставшегося топлива эксперты рассчитали район предполагаемого крушения и начали вести поиски.

При этом почти трехлетние поиски, на которые три страны совместно потратили около $150 млн, в обозначенном районе оказались безуспешными.

Австралийские эксперты из управления транспортной безопасности заново смоделировали полет, сопоставили с наиболее вероятным положение закрылок при ударе на воду, просчитали течения и заявили: «Область поисков с вероятностью 95% не содержит обломки». Так и оказалось: все обломки обнаружились севернее, на островах у побережья Африки.

В частности, 29 июля 2015 года на северо-восточном побережье острова Реюньон в Индийском океане местные жители, занимавшиеся разборкой мусора, обнаружили фрагмент самолета, покрытый ракушками и водорослями, что свидетельствует о его долгом пребывании в воде. Найденный обломок длиной два метра — элемент механизации крыла самолета, так называемый флаперон (элерон-закрылок). Эта управляющая поверхность служит для создания дополнительной подъемной силы при взлете и посадке, а также для отклонения по крену. В августе 2015 года премьер-министр Малайзии Наджиб Разак подтвердил, что обломки принадлежат тому самому самолету. Сразу по обнаружении фрагмента самолета выяснилось, что

еще три месяца назад местный житель видел на побережье острова самолетное кресло синего цвета, которое сжег вместе с остальным мусором.

Отметим, что остров Реюньон находится примерно в 4 тыс. км от района ведения поисков самолета и в 6 тыс. км. от предполагаемого места падения. Также обломки лайнера обнаружены на Маврикии (там нашли часть задней кромки крыла самолета), в Танзании, Мозамбике и других странах.

Добавим, что это не первый случай приостановки работ по поиску пропавшего лайнера: такое же решение уже принималось 22 июля 2016 года властями Малайзии, Австралии и Китая «в связи с отсутствием новых серьезных доказательств местонахождения самолета». Тогда министр транспорта Малайзии подчеркнул, что «подобное решение не означает отказа от поисков лайнера».