Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«ЕГЭ — это уже давно не тест, где можно угадать ответ»

Преподаватели рассказали, как изменились ученики за 10 лет с ЕГЭ

Десять лет назад были подписаны изменения в законодательство, вводящие ЕГЭ в качестве итоговой формы контроля знаний. До 9 февраля 2007 года экзамен имел экспериментальный статус и проводился только в некоторых регионах России. О том, что изменилось в самом ЕГЭ, как он повлиял на уровень подготовки детей и оправдала ли себя такая форма контроля знаний, «Газета.Ru» поговорила с учителями школ и преподавателями в вузах.

Первые прообразы ЕГЭ стали появляться в России еще в 1997 году, когда в отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников. 9 февраля 2007 года был принят ряд законов, вносящих поправки в сфере образования. После этого ЕГЭ стали проводить во всех субъектах РФ.

Дискуссии о целесообразности ЕГЭ не утихают до сих пор. Противники экзамена уверены, что за время его существования качество подготовки будущих студентов ухудшилось. По их мнению, для сдачи экзамена нужны не знания, а понимание того, что от тебя хотят. Другие считают, что идеального массового экзамена не существует, а ЕГЭ имеет ряд неоспоримых плюсов: появилась возможность поступления для всех, упростилась сама процедура поступления в вузы, прием стал максимально объективным. «Газета.Ru» поговорила с преподавателями о том, какие изменения произошли с отечественной сферой образования за эти десять лет.

Светлана Макарова, кандидат филологических наук, преподаватель подготовительных курсов МГУ:

— За время работы ЕГЭ изменилось многое, и сами образовательные программы, и методики преподавания, и качество абитуриентов. Нельзя однозначно сказать, что с введением ЕГЭ все стало хуже или лучше. С одной стороны, произошло очень серьезное социальное расслоение. Уровень тех, кто много читает, занимается с репетиторами, очень высокий, и в данных условиях ЕГЭ показал себя как эффективная система. С другой стороны, ЕГЭ оставляет возможность поступить для недобросовестных абитуриентов. Кто-то надеется на авось, что-то можно угадать, написать просто так. И таких среди выпускников большинство. Из-за этого общий уровень подготовки поступающих резко снизился и, к сожалению, такие студенты и наводнили вузы.

ЕГЭ выявил большое количество проблем. Учебников по литературе практически нет, школьники перестали читать заданную по учебе литературу.

В основном за информацией обращаются в интернет, а он не может быть источником научных и учебных знаний.

Учитель предпочитает сам надиктовать информацию. Отсюда и все вытекающие проблемы: бедный лексикон, незнание стиля. Все, что стоит сейчас на полках библиотек или магазинов, — это остатки старых изданий и переизданий. Причина не в издательствах и дороговизне, причина в системе преподавания.

ЕГЭ по литературе до нынешнего года все же давал возможность умным преподавателям готовить детей. Были вопросы по теории литературы, которые повышали уровень образованности именно в сфере филологического знания, теории литературы. Письменные задания были разнообразные, в том числе о поэзии, были вопросы сопоставительного плана. И умный учитель мог готовить своих детей очень разнопланово, если он компетентный. Мне в этой системе было очень удобно и комфортно работать, ЕГЭ был профессионально составлен.

Однако с этого года в ЕГЭ были внесены изменения, к ним и основные претензии. Так,

в новом ЕГЭ отменили тестовую часть, и теперь экзамен может носить очень субъективный характер. По письменным работам нельзя судить о профессиональных навыках.

Кто-то знает литературу, но не очень хорошо пишет, то есть тестовую часть он мог бы написать. Изменения неуместны, и продумывать их надо было очень серьезным специалистам.

Михаил Павловец, кандидат филологических наук, преподаватель ВШЭ, доцент Школы филологии:

— Качество знаний абитуриентов по литературе за это время принципиально не изменилось. Возможно, причина в том, что этот предмет для сдачи ЕГЭ выбирают только 5% абитуриентов, то есть это люди, изначально в предмете заинтересованные. В целом, ЕГЭ работает, выполняет свою основную функцию — проверяет базовые знания студентов.

Основная претензия к ЕГЭ — это его направленность на заучивание. Конечно, определенные вещи надо знать, однако это не должно превращаться в зубрежку шаблонов: «психологизм Достоевского» и так далее.

Еще один минус такого подхода в том, что каждому учителю приятно читать именно те шаблоны, которые совпадают с его собственным мнением.

Главная задача в литературе в целом — это развитие у абитуриентов навыка работы с текстом. Важно не то, сколько и что ты заучил, а как ты можешь проанализировать совершенно незнакомый текст. В ЕГЭ со следующего года, например, появятся такие задания: можно будет выбирать, анализировать фрагмент прозы или стихотворение. И вот стихи будут специально стараться подбирать малоизвестные.

В целом же Министерство образования пытается под нас и под наши интересы подстроиться. Это происходит не сразу, но они идут навстречу, пытаются понять, что нам нужно, и меняют задания.

Ирина Леках, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии ИАТЭ НИЯУ МИФИ:

— Формат единого государственного экзамена в целом намного объективнее, честнее, чем традиционные выпускные экзамены. Вопросы ЕГЭ только по школьной программе, оценки выставляются по всей стране, экзамен дает поступать детям хоть с Чукотки. Важно отметить, что люди сдают всего три-четыре экзамена, а не по семь-восемь. ЕГЭ дает возможность сдать экзамены в июне, а потом полтора месяца отдыхать. А не так, как раньше, — учили все лето, сдавали экзамены в разные вузы.

ЕГЭ по биологии — один из лучших, на мой взгляд. За последние годы он стал абсолютно корректным. Это совсем не игра в «угадайку».

Даже когда была тестовая часть, а сейчас и ее отменили, вопросы были не из тех, ответ на которые можно угадать, можете спросить любого квалифицированного биолога.

Там во многих заданиях надо было строить логическую цепочку в два-три звена для выбора ответа.

За свой ЕГЭ я отвечаю: зная балл по ЕГЭ, могу спокойно сказать, какой уровень у человека. По крайней мере, в том, что касается знания школьной программы. А он и рассчитан на школьную программу, это не Всероссийская олимпиада.

Невозможно получить высокий балл, не зная предмет. Другое дело, если человек провалил экзамен, потому что нервная система сдала. Но такому и любой другой экзамен, ЕГЭ или не ЕГЭ, сложно сдать. Раньше такие в обморок на экзамене падали.

Что касается общего уровня образования, то он действительно снизился за последние 25 лет. Мне даже

коллеги с эмгэушной олимпиады говорили, что они сейчас ставят высший балл за то, за что им бы в свое время в кабинете поставили три.

Но дело не в ЕГЭ. Уровень образования стал падать еще в 90-е годы, когда многие хорошие учителя разбежались из школы, многие ушли, потому что жить надо было на что-то. Ну и общая начитанность школьников и уровень культуры тоже стали меньше. По студентам сразу видно, кто книжки читает, а кто нет.

Андрей Сиденко, учитель информатики школы №29 Мытищинского района Московской области, лауреат премии «Учитель года – 2013»:

— Такая форма единого экзамена, особенно в последние годы, объективно оценивает уровень образования ученика по итогам программы в школе. ЕГЭ дает возможность одновременно и заканчивать школу, и с этим же экзаменом поступать в вуз. Нет необходимости готовиться по разным требованиям в разные университеты. У каждого ученика есть возможность хорошо подготовиться благодаря открытым банкам заданий, пробных диагностических работ и различных сервисов, которые можно использовать не только в 11-м классе, но и намного раньше, главное, чтобы было желание посмотреть эти материалы. ЕГЭ — это уже давно не тест, где можно угадать ответ. Этот экзамен имеет большое количество вопросов с произвольной формой ответа.

Экзамен не должен быть сюрпризом, «котом в мешке», когда вы можете получить с равной вероятностью вопрос из раздела по ядерной физике или из раздела по динамике.

На мой взгляд, ЕГЭ позволяет всем иметь равные возможности, одинаково готовиться, он не ставит в приоритет абитуриентов из привилегированных школ.

Если есть недостатки, то они всегда частные и легко поправимы. Хорошо, что экзамены меняются. Из года в год какие-то пояснения, нововведения, чтобы не было проблемных зон. Не учитывалось в английском языке умение говорить — ввели устную часть. Все ругались, что ЕГЭ — это тест, теперь отказались от теста. Правда, почему-то вопросы все равно остаются и по какой-то причине в СМИ все равно можно услышать мнение об этом экзамене как о проходящем в виде теста.

Экзамен гибкий, в него вносят правки — для этого есть инструментарий. К тому же во время кампании ЕГЭ, да и не только, принимаются звонки от граждан на «горячую линию» Рособрнадзора и Министерства образования: что можно изменить, добавить, поправить. Все это учитывается и обсуждается. Постоянно даются разъяснения и комментарии по вопросам проведения экзамена.

Новости и материалы
Делегация Северной Кореи отправилась в Иран впервые за 5 лет
В Харькове повреждены многоэтажные здания, есть раненые
Экс-спикер Рады: отказ украинцам в консульских услугах приведет к потере целого поколения
Две трети россиян признали бесполезным худеть к лету
Ученые узнали, почему людям так сложно возрождать старую дружбу
Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
Госсекретарь США обсудит в Китае Россию
Ученые создали искусственные клетки и научились программировать их поведение
В аэропорту Сочи на борту самолета был задержан неадекватный пассажир
Половина россиян не знают симптомы диабета
Армянский архиепископ пригрозил проклятием за забвение геноцида
Нападающий ЦСКА заявил, что рад смене тренера
Стали известны подробности задержания замминистра обороны
Эрдоган назвал Нетаньяху Гитлером
Байден заявил, что США являются единственным мировым лидером
В органах рассказали об оперативной разработке по делу замминистра обороны
Канада разрешила делать Airbus из российского титана
Канадец из ЦСКА назвал Москву лучшим местом для жизни
Все новости