Происшествия

Полицейское оцепление рядом с местом наезда фургона на пешеходов в центре Барселоны, 17 августа 2017 года
Manu Fernandez/AP

Как спастись: чему учат теракты в Испании

Дешево и сердито: почему террористы атакуют на грузовиках

,

Кровавые события в Барселоне показали, что террористы стали использовать более простые способы совершения своих преступлений. Они не тратят средства и время для изготовления взрывчатки, а врезаются на арендованных машинах в места скопления людей. Эксперты уверены, что самым надежным способом борьбы с такими атаками остается не установка специальных маячков на угоняемые машины или монтаж бетонных блоков, а заблаговременное получение спецслужбами информации о готовящемся теракте.

Способ совершения теракта в Барселоне 17 августа позволил убедиться в том, что экстремистские организации, планирующие атаки в местах массового скопления людей, опробовали новую тактику и способы их совершения. Для этих преступлений злоумышленники все чаще выбирают тяжелые транспортные средства, которые они направляют на толпу.

Именно так поступил 31-летний выходец из Туниса Мохамед Лауэж-Булель в Ницце летом 2016 года. Он арендовал грузовик для доставки продуктов марки Renault и врезался на нем в людей в центре города.

Это произошло в День взятия Бастилии, а потому на улицах Ниццы было много народа. В результате теракта погибли 86 человек, а еще 308 получили ранения. Злоумышленник был застрелен полицией.

Через год по похожему сценарию события развивались в Лондоне. Там трое злоумышленников взяли в аренду фургон и стали сбивать людей на Лондонском мосту через Темзу. После того как их машина врезалась в бордюр, трое террористов выскочили оттуда и начали атаковать прохожих ножами. Жертвами атаки стали восемь человек. Троих преступников застрелила полиция.

В Барселоне террорист выбрал фургон марки Fiat. Он проехал в начало пешеходного бульвара Рамбла, который является главной туристической улицей Барселоны, и врезался в толпу прохожих. Как сообщает сайт газеты El País, водитель вел автомобиль 530 метров зигзагами, чтобы зацепить как можно больше людей. Машина, по сообщению издания, двигалась со скоростью 80 км/ч. Действия злоумышленника унесли жизни как минимум 13 человек, ранения получили больше сотни людей. Водитель фургона скрылся с места происшествия. Во всех трех случаях ответственность за атаки почти сразу взяла на себя запрещенная в России организация «Исламское государство» (ИГ).

Самодеятельные теракты

По словам директора программ Европейского центра стратегических исследований и безопасности (ESISC) Евгении Гвоздевой, одно из ключевых различий «Аль-Каиды» (организация запрещена в РФ) и ИГ заключается в том, что

руководство первой группировки (в эпоху бен Ладена) практически не допускало «самодеятельности» при организации терактов и все операции, их время, место, modus operandi (образ действия) были весьма четко спланированы и скоординированы с верхушкой.

ИГ же практически с самого начала, внедряя своих членов в страны Западной Европы, использовало Auftragstaktik (боевая доктрина XIX века, использовавшаяся прусской армией, при которой руководство ставило перед подчиненным цель и обозначало временной период, предоставляя относительную свободу в выборе средств и конкретной стратегии реализации).

«Именно это мы могли наблюдать уже при подготовке терактов в Париже и Брюсселе, которые являлись наиболее «централизованно организованными» терактами ИГ. Но, в отличие от «Аль-Каиды», руководство «Исламского государства» постоянно адаптировало свою стратегию «войны в Западной Европе», с учетом опыта предыдущих атак, выбирая то, что работает лучше всего, и отказываясь от неэффективных методов», — сказала Гвоздева «Газете.Ru».

Она отметила, что теракт, организованный в Ницце 14 июля 2016 года, задал новый «тренд», показав, что при минимальной подготовке, не имея доступа к оружию и взрывчатке, террорист-одиночка способен осуществить атаку с количеством жертв, сопоставимым с тщательно спланированным и скоординированным терактом в Париже 13 ноября 2015 года. «С этого момента

ИГ начинает активно продвигать стратегию «автомобильных терактов» в своей идеологии, предлагая своим сторонникам выбирать автомобиль и цель по своему усмотрению. Результаты говорят сами за себя: начиная с июля 2016 года три четверти жертв терактов в Западной Европе погибли при «автомобильных атаках».

В большинстве случаев подобные теракты до настоящего момента совершались «джихадистами-одиночками» (исключение — теракт в Лондоне)», — подчеркнула эксперт.

Она также добавила, что атака в Барселоне и попытка теракта в Камбрильсе представляют принципиально новый подход, когда «автомобильный теракт» исполняет именно организованная террористическая ячейка (по последним данным, в атаке в испанских городах было задействовано 12 террористов).

Бывший начальник управления ФСБ по борьбе с международным терроризмом Юрий Сапунов рассказал «Газете.Ru», что в новой тактике террористов нет ничего удивительного и переход в ней вполне логичен.

«Это самый дешевый способ, который требует минимум затрат. Тяжелых грузовиков и автобусов в Европе много, некоторые из них стоят брошенные, но еще могут ездить. Террористы об этом положении вещей прекрасно осведомлены», —

сказал эксперт. По его словам, множество транспортных средств, которые потенциально можно использовать для теракта, законопослушные владельцы могут оборудовать специальными маячками и системой GPS.

«Таким образом, можно будет отслеживать перемещение машин и попытаться принять оперативные меры, если авто резко изменило курс или же водитель машины дал иной повод для подозрения. Вероятно, эта система дорогостоящая, поэтому ее далеко не всегда устанавливают», — сказал Сапунов.

По его словам, также в туристических зонах европейских городов возможно установить специальные заграждения, причем местная полиция обращала внимание властейй крупных туристических центров на данное обстоятельство уже неоднократно.

«Но даже если все это примут, то панацеей от подобных атак это, конечно, не станет. Главным элементом в противодействии терроризму остается информация о терактах, которая позволит их вовремя предотвратить.

Например, зачастую много данных об этом стекается в ЦРУ США, но эта спецслужба не спешит ей делиться с коллегами из других стран. Кроме того, необходимо вербовать агентов в террористических организациях абсолютно всем странам, которые потенциально могут стать объектом атаки террористов», — отметил специалист.

Стучите на всякий случай

Его мнение разделяет и ветеран спецподразделения «Альфа» ФСБ РФ Андрей Попов. «В этом плане ряд стран Европы мог бы использовать опыт Москвы, когда никто не ставит тяжелые бетонные блоки, уродующие город (вообще после наезда на ярмарку в Берлине в Москве как раз были установлены несколько тяжелых бетонных блоков на пешеходных зонах. — «Газета.Ru»).

У нас есть в ряде общественных мест тяжелые цветочные клумбы, которые позволяют свести к минимуму возможные негативные последствия от такого «автомобильного терроризма», — пояснил он «Газете.Ru».

Эксперт подчеркнул, что критически важна для подразделений спецслужб, борющихся с терроризмом, информация, которую могут предоставить самые простые граждане:

«И к полиции, и к ФСБ сейчас предъявлены жесткие требования реагировать на любые обращения граждан. Причем всегда подчеркивается, что люди могут не опасаться негативных для себя последствий, если их подозрения не подтверждаются. В большинстве стран мира, в том числе в Израиле, имеющем огромный опыт противодействию терроризму, значительная часть работы строится именно на сообщениях обычных людей».

По словам Попова, недавнее обращение пожилой москвички позволило предотвратить теракт в столице России.

«Около года назад пожилая женщина, которая живет в районе метро «Полежаевская», услышала обрывок разговора на лестничной площадке двух людей, которые обсуждали теракт. Она позвонила в полицию, и таким образом спецслужбам удалось предотвратить атаку террористов в Москве.

Поэтому всем гражданам рекомендуется сообщать в органы внутренних дел и ФСБ о случаях, когда, например, у вас на этаже появился новый сосед, ведущий подозрительно замкнутый образ жизни, или когда вдруг внезапно какие-то ремонтные работы начались, а в ЖЭКе о них не знают», — сказал специалист.

В США еще с 1976 года практика обращения граждан в полицию о готовящихся преступлениях стала ставиться на поток. Тогда в городе Альбукерк штата Нью-Мексико была создана организация Crime Stoppers. Она открыла «горячую» телефонную линию, чтобы принимать от граждан сообщения о совершённых или готовящихся преступлениях.

Опыт деятельности этой структуры был столь удачным, что ее аналоги появились в большинстве американских штатов. Схема их работы следующая: человек звонит по телефону «горячей линии» и передает информацию оператору, не раскрывая ни своего имени, ни адреса, ни источника информации, оператор регистрирует звонок и сообщает доносителю регистрационный номер, после чего передает сообщение куда следует. Информатор может перезвонить на «горячую линию» позднее и поинтересоваться, имел ли его звонок какие-либо последствия.

Если благодаря звонку было раскрыто или предотвращено преступление, информатору из фонда Crime Stoppers выплачивается вознаграждение: оператор «горячей линии» сообщает информатору пароль, по которому последний может анонимно получить деньги в банке.

Размер вознаграждения обычно зависит от тяжести предотвращенного преступления и составляет в среднем около $1 тыс. Аналогичные структуры есть не только в США, они созданы в Канаде, Австралии, ЮАР и некоторых других странах мира.