Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст
Артем Сизов/«Газета.Ru»

Стерджес вернулся в Москву с охраной

На повторно открытой выставке Стерджеса разлили пахучую жидкость

Спустя год после скандала в «Центре фотографии им. братьев Люмьер» повторно открылась выставка американского фотографа Джока Стерджеса «Без cмущения 2.0». В прошлый раз противники выставки обливали экспонаты мочой, и в итоге экспозицию пришлось закрыть. Позже СК признал, что в работах Стерджеса нет признаков детской порнографии. Однако от скандалов это выставку не спасло: уже в первый день открытия некий мужчина, одетый в женское платье, разлил в одном из залов резко пахнущую жидкость.

В Москве после годового перерыва вновь открылась выставка американского фотографа Джона Стерджеса. В первый же день работы выставки неизвестный мужчина в женской одежде попытался облить работы Стерджеса жидкостью с резким запахом, не исключено, что это была моча. Охранник вывел его из зала.

Инцидент, произошедший 8 декабря, стал явным повтором того, что происходило в центре фотографии больше года назад, в сентября 2016 года. Выставка «Без смущения» состояла из коллекции фотографий семей нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. Все герои снимков являются приятелями Стерджеса, которых он фотографировал на протяжении долгих лет своей карьеры. Нагота, изображение обнаженных детей с родителями — именно это вызвало недовольство сенатора Елены Мизулиной и детского омбудсмена Анны Кузнецовой.

1 10

Неоднократные обращения политиков и общественных деятелей в прокуратуру и СК привели к атакам на центр фотографии, угрозам в адрес владельцев и вандализму.

Так, член движения SERB Александр Петрунько облил фотографии Джока Стерджеса мочой. Замоскворецкий суд Москвы впоследствии приговорил его к аресту на семь суток. Сам Петрунько заявил, что не видит в своих действиях хулиганства и считает это «проявлением реакции каждого русского гражданина».

Спустя несколько дней после вернисажа недовольство в соцсетях вызвал тот факт, что активисты организации «Офицеры России» выставили оцепление перед входом на выставку. Глава комиссии по безопасности Общественной палаты Антон Цветков лично осмотрел экспозицию по приглашению организаторов, ничего крамольного не увидел, однако оцепление не было снято, как объясняли общественники, для безопасности самих же сотрудников центра.

В итоге организаторы были вынуждены досрочно закрыть выставку до тех пор, пока следователи не проверят ее на предмет нарушений закона. Куратор фотовыставки и директор Центра фотографии им. братьев Люмьер Наталья Григорьева рассказала «Газете.Ru», что «убытки от закрытия экспозиции были достаточно значительны: полтора месяца никого не было, все считали, что мы закрыты. В целом сумма убытков не превышает 1,5 млн рублей» .

Григорьева сообщила, что тогда она получила несколько десятков угроз в адрес своей семьи: «Говорили, что я не найду своих детей, найду их в мусорных ящиках. Такие же месседжи были в отношении сотрудников центра. Я не понимала, что им может угрожать, когда они выйдут из здания центра фотографии. Многие работают тут по 20 лет».

Результаты проверки СК появились совсем недавно — в начале октября 2017 года.

Эксперты подтвердили отсутствие признаков преступления, а также отметили высокий художественный уровень работ. Следователи отменили 13 исков от граждан, пожаловавшихся на выставку.

Даже позиции сенатора Мизулиной и детского омбудсмена Кузнецовой также не смогли убедить СК в порнографическом характере выставки.

«Название выставки «Без смущения» ориентирует адресата на то, что в представленных экспонатах отражаются те сферы жизни, акцентирование внимание на которых может вызвать чувство неловкости, замешательства. Работы не содержат психологических признаков порнографического характера. Они не имеют никакого отношения к детской порнографии», 

— говорится в постановлении СК от 4 октября 2017 года.

Воодушевленные вердиктом следователей, в центре фотографии решили повторно открыть выставку. За неделю до «второго пришествия» Стерджеса председатель президиума «Офицеров России» Сергей Липовой рекомендовал руководству выставки обратиться в полицию для усиления охраны общественного порядка, а самим организовать постоянную видеофиксацию на самой выставке и прилегающей территории. «Если им нужна помощь в обеспечении соответствующим оборудованием, мы готовы помочь», — заявил он на своей странице в фейсбуке.

Более того, Липовой не исключил, что на выставке могут быть провокации под видом членов «Офицеров России»: «Официально заявляем, мы не занимаемся цензурированием выставок и наших представителей там не будет. Считаем, что правоохранительные органы должны незамедлительно задерживать всех хулиганов и провокаторов». После произошедшего 8 декабря инцидента Липовой от лица организации заявил: «Считаем необходимым ужесточить ответственность за хулиганские действия на выставках и других культурных мероприятиях».

В центре фотографии отметили, что камеры наблюдения установлены всюду, где можно, также организаторы увеличили число охранников на входе в галерею. Кроме того, еще один охранник впервые будет присутствовать в зале, где расположились галерея.

Сама выставка изменилась с прошлого года: помимо работ фотографа, в 2017 году экспозиция пополнилась еще несколькими стендами. На них — хронология конфликта, документы СК, цитаты противников экспозиции из интернет-изданий, скрины гневных комментариев из соцсетей. «Практически в каждой семье есть тонны фотографий детей во время купания: ой, как мы забавно сидим на горшке, ой, а мы пеленочку скинули»,— гласит комментарий одного из сторонников Стерджеса.

«Респект Мизулиной и Кузнецовой — без них так бы и не узнал такого клевого дядьку», — пишет другой защитник фотографа.

Григорьева отметила, что, хотя на данный момент Стерджес чувствует себя хорошо, на выставку в России он не приедет: «Ему 70 лет, и его просто оскорбили — во всех СМИ обвинили в детской порнографии и педофилии. Ни один человек, оскорблявший его, не извинился, не написал ни строчки».

Люди в среднем проводят на выставке около 20 минут. «Год назад мы не успели попасть на экспозицию, ее закрыли слишком рано. Сегодня мы пришли посетить экспозиции «Люмьера» — в том числе и эту выставку. Она зацепила нас этим скандалом. Я залезла в интернет, посмотрела на снимки, и мне очень понравилось. С творчеством Стерджеса ранее не была знакома. У меня отрицательное отношение к этому скандалу — это чрезвычайно отвратительно», — рассказала «Газете.Ru» одна из посетительниц галереи.

«В прошлом году я не была на выставке. Узнала о ней из-за того, что в прессе вокруг нее были разговоры. Она на слуху сейчас из-за скандала. Я не так часто хожу на выставки, так как недавно приехала в Москву, а в моем городе нет культуры хождения на экспозиции», — рассказала «Газете.Ru» студентка факультета журналистики НИУ ВШЭ Анастасия Лобанова. Девушка сравнивала историю Стерджеса со скандальной лентой «Матильда». «Тогда люди тоже, еще не увидев произведение, начали заявлять о том, что в ней содержатся антироссийские настроения. Есть группы людей, для которых идея патриотизма выше здравого смысла», — считает студентка.