Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Религия

Священнослужитель и верующие в праздник Входа Господня в Иерусалим в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Хабаровска, 1 апреля 2018 года
Священнослужитель и верующие в праздник Входа Господня в Иерусалим в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Хабаровска, 1 апреля 2018 года
Игорь Онучин/РИА Новости

«И вошел Он в Иерусалим»

Православные христиане отмечают Вербное воскресенье

Православные христиане празднуют Вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье. На всенощной службе в субботу патриарх московский и всея Руси Кирилл освятил прихожан с веточками вербы — они символизируют пальмовые ветви, устилавшие путь Иисусу Христу, верхом на осле въезжавшему в Иерусалим. За Вербным воскресением следует Страстная седмица — самая строгая неделя Великого поста. «Газета.Ru» рассказывает о традициях и значении этого праздника.

Воскресенье 1 апреля в этом году — Вербное, это народное название христианского праздника Входа Господня в Иерусалим. Этот день символизирует окончание шестой недели («седмицы») Великого поста.

Кроме того, Вербное воскресенье в церковных книгах называется Неделей Цветоносной. Неделя — это церковнославянское название выходного воскресного дня. Название «вербное» связано с тем, что

пальмы в российском климате не растут повсеместно, и приходится заменять их вербой, расцветающей как раз к середине весны.

В пресс-службе патриарха московского и всея Руси Кирилла сообщили, что предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) совершит сегодня литургию в храме Христа Спасителя. В ходе всенощной службы в субботу патриарх Кирилл освятил прихожан с веточками вербы в руках. Освященные на богослужении вербы хранятся в домах верующих до следующего Великого поста.

Отмечается, что по традиции из алтаря храма Христа Спасителя в Вербное воскресенье вынесут святыню — ковчег с кусочком Ризы Господней (хитона, снятого с Иисуса после распятия).

Настоятель храма Петра и Февронии в Марьине отец Павел Гумеров в разговоре с ТАСС рассказал, что по русскому обычаю в Неделю Цветоносную прихожане идут в храм с ветвями вербы — вспоминая «царскую» встречу Иисуса Христа, которому под ноги осла бросали пальмовые ветви.

По словам протоиерея Александра Агейкина, настоятеля Богоявленского собора в Елохове, основной

смысл Вербного воскресенья — попытка осознать дихотомию отношений Бога и человека: порой Господа встречают «всем сердцем», а после отворачиваются от него.

«Те же люди, которые встречали Иисуса на входе в Иерусалим, срезали ветви пальм и стелили ему под ноги свои одежды, как царю, они же через три дня кричали «Распни его!», — отметил отец Александр. Добавим, что торжественная встреча Иисуса была вызвана его чудесным исцелением Лазаря.

Праздник символизирует признание Иисуса Мессией — собственно, слово «Христос» означает в переводе «мессию», помазанника. Кроме того, Вербное воскресенье — это прообраз входа Сына Человеческого в Рай. Осел же для въезда в город был выбран, вероятно, из-за того, что это животное — символ мира, а конь — символ войны.

В Евангелии от Матфея (в Синодальном переводе) Вход Господень в Иерусалим описывается так:

«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;

народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». После этого Иисус вошел в храм и изгнал оттуда торговцев голубями и меновщиков.

В день Входа Господня в Иерусалим в самом Святом Городе совершается крестный ход — его возглавляет патриарх Иерусалимской православной церкви Феофил III. Израильская полиция перекрыла по маршруту хода движение автотранспорта. Процессия с иконой праздника шествует дорогой Иисуса Христа — с Елеонской горы доходит до Гефсимании, а оттуда — вступает в Старый город.

Отметим, что праздник Входа Господня в Иерусалим сопряжен с интересной традицией, распространенной в XVI веке в России. Крестный ход в Вербное воскресенье сопровождался «шествием на осляти» — митрополит и, впоследствии, патриарх восседал на изображающем осла коне. Вел под уздцы этого символического «ослятю» царь.

В последние несколько лет традицию возрождают в нескольких городах Центральной России и Санкт-Петербурге. Неизвестно, впрочем, предпринимались ли попытки возродить шествие на осляти в Москве с участием патриарха.

Праздник православных христиан и Страстная седмица перед Пасхой сопровождается визитами верующих на кладбища — почтить усопших. Для поездок на кладбища столичные власти организовывают бесплатные автобусные маршруты. Также добавим, что с 1 по 17 апреля в Москве на множестве улиц будет ограничено движение личного автотранспорта. Подробнее об этом можно прочитать в материале «Газеты.Ru».