Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Власть и право

В Питере «пилить»: что ФСБ ищет в метро

Почему ФСБ проводит обыски в петербургском метрополитене

Сотрудники управления ФСБ проводят обыски в ГУП «Петербургский метрополитен» в рамках дела о мошенничестве в особо крупном размере. По данным следствия, неустановленные лица продали контрафактную продукцию на 32 млн рублей «для нужд метрополитена».

В Санкт-Петербургском метрополитене проходят проверки «по факту поставок контрафактной продукции для нужд метрополитена». По данным СК, в декабре 2015 года неустановленные работники одной из коммерческих структур заключили с руководством метрополитена контракт на модернизацию оборудования.

Но вместо указанных в документации материалов мошенники использовали контрафактную продукцию по многократно завышенной стоимости.

Метрополитен в свою очередь выполнил обязанности по соглашению в полном объеме и перечислил на счет подрядчика более 32 млн рублей. Как мошенники распорядились полученной суммой следствием установлено не было.

Сейчас обыски и другие следственные действия идут в помещениях предприятия, офисах подрядчиков и жилищах предполагаемых участников преступной схемы.

Возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество). Как уточняет пресс-служба СКР, дело расследуется конкретно по пункту «б» части 4 статьи 159: «распространяется на случаи преднамеренного неисполнения договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, когда сторонами договора являются индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации».

Это не первый скандал с метро Петербурга за последнее время. Так, в марте 2018 года Следственный комитет возобновил производство по уголовному делу и предъявил новые обвинения начальнику подземки Владимиру Гарюгину, которого обвиняли в превышении должностных полномочий.

По версии следствия, в 2012 году Гарюгин вместе с сообщниками использовали свои полномочия при заключении договора о строительстве наземного вестибюля станции «Адмиралтейская» в ущерб интересам петербургского метро. При этом сам договор, как считали аудиторы Контрольно-счетной палаты, был заключен Владимиром Гарюгиным с нарушением Бюджетного и Градостроительного кодексов.

Ущерб, нанесенный этими действиями бюджету города, оценивается более чем в 466 млн руб.

В 2015 году следствие уже предъявляло Гарюгину обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями (часть 2 статьи 201 УК РФ). Тогда же были арестованы принадлежащие подозреваемому денежные средства в сумме более 31 млн рублей, крупные суммы в иностранной валюте, а также три земельных участка в Ленинградской области, жилой дом, автомобиль Toyota Land Cruiser и три сберегательных сертификата общей стоимостью 2,4 млн рублей.

В августе 2017 года уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления, однако в октябре того же года центральный аппарат Следственного комитета затребовал дело обратно, а в ноябре отменил постановление о его прекращении. После этого в течение 3 месяцев проводилась проверка материалов, которая закончилась предъявлением обвинения по 286-й статье УК.

Ранее подземка Санкт-Петербурга оказалась в центре внимания из-за своего конфликта с Ространснадзором.

3 апреля 2017 года в вагоне поезда между станциями «Технологический институт» и «Сенная площадь» произошел взрыв. В результате теракта погибло 16 человек, более 50 получили ранения, в том числе и особо тяжкие.

Меры безопасности после трагедии были резко усилены во всех метрополитенах России. Однако Ространснадзор назвал план обеспечения транспортной безопасности, разработанный петербургским метрополитеном, «недостаточно отработанным как в части применения технических средств досмотра, так и в части подготовки персонала».

Ведомство выписало метрополитену штрафов на 800 тыс. рублей. Впрочем, вскоре Ленинский районный суд признал, что правила проверки несколько раз были грубым образом нарушены, и отменил три решения о финансовых санкциях.

В метрополитене тогда устроили своего рода «итальянскую забастовку» и стали проверять абсолютно всех входящих пассажиров.

Им приходилось проходить через детекторы до тех пор, пока те не переставали звенеть. Чтобы добраться до вестибюля, пассажирам приходилось ждать по 20–30 минут, при этом места в начале очереди, как сообщали местные СМИ, продавали по 200 рублей.

Критическая ситуация возникла на четырех станциях метро («Спасская», «Звенигородская», «Электросила» и «Крестовский остров»).

«В связи с началом данных мероприятий в Петербургском метрополитене на четырех станциях наблюдалось скопление людей на входах. Сложившаяся ситуация показала неготовность Службы контроля метрополитена к новым условиям работы», — сообщали в Ространснадзоре.

Ведомство предложило ряд мер, которые смогут помочь петербургскому метро усилить безопасность без ущерба скорости движения. В частности, было предложено «увеличить количество рамок-детекторов, организовать применение быстродействующих технических средств на входах / выходах в метро, обеспечить работу оборудования необходимым количеством подготовленного персонала и, наконец, взять на вооружение примеры успешной работы в данной области, например, такой, как опыт Московского метрополитена».