Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Происшествия

На абордаж: 6 россиян захвачены пиратами

У берегов Африки пираты захватили шестерых россиян

Шестеро россиян были захвачены пиратами в Гвинейском проливе у берегов Бенина. Похищенные граждане России входили в состав экипажа контейнеровоза MSC Mandy, следовавшего под флагом Панамы. Сейчас судно стоит на якоре в порту Лагос. Консульские отделы российских посольств в Нигерии и Бенине занимаются вопросом освобождения похищенных пиратами людей: дипломатические службы работают в контакте с правоохранительными органами обеих стран. «Газета.Ru» следила за развитием событий в режиме онлайн.

На этом, дорогие друзья, «Газета.Ru» заканчивает онлайн-трансляцию. Как видно из истории подобных происшествий, ждать освобождения российских моряков можно будет от нескольких недель до двух месяцев, однако мы верим, что все с ними будет хорошо, и российские дипломаты вместе с судовладельцем и правоохранительными органами Нигерии и Бенина как можно скорее убедят пиратов отпустить наших граждан.

В августе 2018 года Россия и Грузия несколько дней искали нефтяной танкер Pantelena IMO 9321469, следовавший под панамским флагом, на борту которого были 17 граждан Грузии и два россиянина. Танкер в ночь с 13 на 14 августа пропал с радаров в районе Гвинейского залива. Он перевозил семь тысяч тонн топлива по заказу греческой компании Lotus Shipping. Когда судно в последний раз выходило на связь, оно находилось в 31 километре от порта Либревиль.
Судно удалось обнаружить с помощью космических спутников США. 24 августа оказалось, что танкер пришвартован в габонском порту Овендо.

Восьмого февраля стало известно, что в территориальных водах Нигерии произошло пиратское нападение на судно BBC Caribbean: были похищены семь граждан России и гражданин Украины. В начале марта они были отпущены пиратами — переговоры об условиях их освобождения вел судовладелец, немецкая компания Briese, совместно с российскими дипломатами.

27 ноября в территориальных водах Бенина в результате бандитского нападения на судно-рефрижератор «Сароник Бриз», принадлежащего судоходной компании ООО «Дальрифер», были захвачены трое российских моряков — нападавшие увезли их в неизвестном направлении. Судно с остальными членами экипажа возвратилось в порт Котоноу в Бенине. Похищенные российские моряки были освобождены 20 декабря 2016 года.

25 марта российский МИД сообщил об освобождении российского моряка Ивана Рудного. Он был захвачен в конце февраля вместе с другими членами экипажа французского судна Bourbon Liberty 251. Позже он рассказал журналистам, что освобождение прошло профессионально, без боя.

В начале февраля группа боевиков в Нигерии атаковала танкер MT Leon Dias, взяв в заложники двоих россиян. Через некоторое время заложников удалось освободить.

Два года для российских моряков выдались спокойными, но уже 2016 год ознаменовался многочисленными захватами. 30 января в нейтральных водах Атлантического океана на расстоянии 100 морских миль от берега Нигерии группа из 13 человек, вооруженных до зубов, совершила пиратское нападение на принадлежащий судоходной компании Leon Shipping танкер Leon Dias, следовавший с дизельным топливом из морского порта Ломе (Того) в морской порт Бата (Экваториальная Гвинея). На борту танкера, шедшего под флагом Либерии с портом приписки Монровия, находился 21 член экипажа, из которых двое были из России. С целью выкупа пираты захватили в заложники пять членов экипажа танкера, в том числе 60-летнего гражданина РФ, и покинули судно. Позже судовладелец передал требуемый выкуп, и заложники были освобождены.

В том же 2013-м, 23 апреля, в плен к пиратам у побережья Экваториальной Гвинеи попали члены экипажа контейнеровоза Hansa Marburg — двое украинцев, россиянин и гражданин государства Кирибати. Через месяц их освободили.

Трижды российские моряки оказывались в плену пиратов в 2013-м. В феврале с разницей в десять дней сначала в районе нигерийског порта Порт-Харкорта был захвачен британский сухогруз Esther C — тогда вместе с двоими россиянами в плен попал гражданин Румынии, — а затем там же, у берегов Нигерии, был атакован буксир «Армада Туа 101», принадлежащий нигерийскому филиалу компании «Буми Армада Навигейшен». Были похищены шестеро членов экипажа судна — россиянин, трое украинцев и два гражданина Индии. В обоих случаях заложники были освобождены, причем экипаж буксира провел в плену чуть больше недели.

15 октября в территориальных водах Нигерии пираты атаковали буксир «Бурбон Либерти 249» французской компании Bourbon. Судно занималось обслуживанием морских платформ по добыче углеводородов у южного побережья Нигерии. С буксира были похищены шесть россиян, а также гражданин Эстонии. Первого ноября в результате переговоров все захваченные были освобождены.

В 2012 году российские моряки сталкивались с пиратами у африканских берегов дважды. 28 августа в Гвинейском заливе, недалеко от побережья государства Того, пираты захватили греческий танкер — им управлял российский экипаж в составе 24 человек. Захваченный танкер зарегистрирован на британском острове Мэн компанией Energy Centurion. 30 августа пираты освободили судно, выкачав из трюмов около 3 тыс. тонн нефтепродуктов. Двое моряков пострадали во время атаки.

Сомалийские пираты с начала 2010-х терроризируют грузовые суда, следующие мимо западных берегов Африки. При этом власти Сомали считают, что они действуют не самостоятельно — вероятно, они входят в международную преступную группировку. По мнению посла Сомали в Москве Мохамеда Хандуле, пираты — это наемники. «Как пример: с одного полуторамиллионного выкупа группировка пиратов, состоящая из 20-25 человек, получила всего 250 тысяч долларов, - рассказал Хандуле в апреле этого года изданию kp.ru. – Куда ушла остальная часть денег, большой вопрос. Но для нас, очевидно, что сами пираты ничего не решают. Им говорят, что делать, какую сумму требовать – они требуют».

В 2011 году гражданин России погиб в схватке с сомалийскими пиратами. Тогда в конце января стало известно о захвате судна Beluga Nomination, шедшего под флагом Антигуа и Барбуды — это случилось в 100 километрах от Сейшельских островов. В составе экипажа были 12 человек: граждане Украины, Филиппин, Польши и двое россиян, петербуржец Владимир Исайкин и калининградец Дмитрий Гудков. Силы береговой охраны Сейшельских островов предприняли попытку освободить судно, но она оказалась неудачной. В результате столкновения с пиратами Владимир Исайкин погиб.

Судно же было освобождено в апреле после уплаты выкупа в размере $5 млн.

27 декабря в Аденском заливе у побережья Омана сомалийские пираты взяли в плен грузовое судно EMS RIVER, принадлежащее немецкой судовладельческой компании GRONA SHIPPING GMBH CO. KG, — оно шло из ОАЭ в Грецию под флагом Антигуа и Барбуды. В составе экипажа судна, кроме граждан Филиппин, был россиянин. 1 марта 2011 года сухогруз был освобожден после уплаты выкупа, сумма которого не сообщалась.

11 ноября 2010 года сомалийские пираты захватили шедшее под флагом Панамы судно MV HANNIBAL II, на борту которого находился 31 член экипажа, в том числе один россиянин. Танкер, перевозивший растительные масла из малайзийского города Пасир-Гуданг в египетский Суэц,подвергся нападению в 860 морских милях к востоку от Африканского рога. В марте 2011 года судно было освобождено за выкуп в два миллиона долларов.

При нападениях пиратов у берегов Африки, начиная с 2010 года, не раз страдали россияне. Так, 5 мая в Аденском заливе пираты захватили плавающий под либерийским флагом танкер «Московский университет» с 23 россиянами и 86 тысячами тонн нефти на борту. Уже 6 мая танкер освободили моряки с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Десять пиратов были задержаны, один убит.

Международной морской организацией ООН было зафиксировано 45 случаев нападения на суда в 2010 году и 64 случая нападения в 2011 году, однако также многие нападения не были документально зафиксированы.

Американская организация «Океаны без пиратства» («Oceans Beyond Piracy») — проекта американского фонда «One Earth Future» признала в 2016 году Гвинейский залив самым опасным местом на Земле для мореплавателей. И действительно, начиная с 2010 года проблема пиратства у западного побережья Африки достигла глобальных масштабов.

Ситуацию вокруг захвата российских моряков в Гвинейском заливе рассмотрят на заседании комитета Госдумы по международным делам, когда он начнет работать, сообщил РИА «Новости» член комитета Антон Морозов. «Я думаю, мы рассмотрим сразу же, как только начнет работать Государственная Дума, обязательно, на комитете по международным делам (ситуацию с захватом российских моряков)... мы, конечно, в стороне не останемся», — сказал агентству Морозов.

«Я думаю, что здесь, конечно, будет нота протеста и скорее всего, я надеюсь, все вернутся целыми и невредимыми», — уверил депутат.

Член СПЧ, председатель комиссии по международному сотрудничеству в области прав человека Александр Брод тоже считает, что вопрос о наличии вооруженной охраны на судах, следующих через опасные территории, нужно решать. «Подобные инциденты в данном регионе возникают уже не в первый раз относительно российских судов. И уже не в первый раз ставится вопрос о том, что необходимо снабжать подобные суда вооруженной охраной, но этот вопрос до сих пор не решен. Поэтому, я думаю, на будущее нужно, так сказать, подумать об этих мерах», — сообщил Брод РИА «Новости».

Эксперт по морскому праву Михаил Войтенко считает, что защитить суда от захвата было бы проще, если бы на них было разрешено держать частную вооруженную охрану. Однако сейчас многие страны это запрещают. «В среднем же проходит месяц [с момента захвата до выкупа заложников]. ...Если бы дали волю судовладельцам, если бы разрешили держать частную вооруженную охрану на судах, то не было бы никакой проблемы, не было бы никаких пиратов... [Не иметь охраны на борту] это требование определенных стран, в том числе практически всех стран Западной Африки, ЮАР, Индии. Необходимо на уровне ООН принять конвенцию, разрешающую на судах держать частную вооруженную охрану в опасных районах плавания на определенных условиях», — заявил эксперт.

Главный редактор «Морского бюллетеня», эксперт по морскому праву Михаил Войтенко считает, что похищенных россиян можно освободить за две-три недели, если судовладелец будет действовать активно и вступит в переговоры с бандитами. «Такие ситуации в Гвинейском заливе происходят регулярно, это бизнес. Мы, скорее всего, имеем дело с нигерийскими пиратами. Обычно берут заложников с компаний малых, средних судовладельцев. Когда речь идет о такой масштабной транснациональной компании, важно, чтобы перевозчик был активный, дипломатично провел переговоры. Тогда освобождение может произойти в течение двух-трех недель», — рассказал он РИА «Новости».

Посольства России в Нигерии и Бенине работают в тесном контакте с представителями местных правоохранительных органах: их задача — установить местонахождение похищенных россиян. «Посольства Российской Федерации в Нигерии и Бенине осуществляют оперативные контакты с местными правоохранительными органами, а также судовладельцами по установлению местонахождения заложников и их скорейшего освобождения», — говорится в сообщении на сайте МИД РФ.

В Агентстве морского транспорта опровергли информацию о том, что на борту судна, подвергшегося нападению, находились два гражданина Грузии. «Информация о нахождении на судне граждан Грузии была проверена нами. Выяснилось, что граждан Грузии не оказалось среди экипажа и, следовательно, среди захваченных», — цитирует РИА «Новости» пресс-службу ведомства.

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил проверить факт захвата моряков. Об этом сообщила официальный представитель СК Светлана Петренко.

«Бастрыкин поручил Главному следственному управлению СК России организовать процессуальную проверку», — цитирует ТАСС представителя ведомства.

Глава СК поручил также международному управлению СК организовать взаимодействие с подразделениями МИД России, чтобы обстоятельства случившегося были установлены как можно скорее.

Известно, что на борт ворвались 7-9 человек, вооруженные огнестрельным автоматическим и холодным оружием. Пираты начали грабить экипаж.

«Через два часа бандиты покинули судно, похитив шесть членов экипажа, все граждане РФ (капитан, старший помощник капитана, 3-й помощник капитана, боцман, фиттер-сварщик, повар). Среди оставшихся 18 членов экипажа раненых, пострадавших нет», — сообщается в материалах структуры Росморречфлота.

Ранее РИА «Новости» опубликовало данные спасательно-координационного центра Росморречфлота. Из них следует, что на судно напали в 20 милях от порта Котоноу, Бенин, в Гвинейском заливе.
«Судно MSC MANDY (флаг Панамы), на борту которого находились 24 члена экипажа, в том числе 23 гражданина России и один гражданин Украины, 1 января подверглось пиратскому нападению во время дрейфа в 20 милях от берега на траверзе порта Котоноу (Бенин) в Гвинейском заливе», — говорится в материалах СКЦ.

Как сообщили РИА «Новости» в Международной федерации транспортных рабочих (ITF), обращений от судовладельца и экипажа к ним пока не поступало.

Меры по освобождению моряков предпринимает также посольство РФ в Нигерии, сообщает ТАСС. Там уточнили, что из 24 членов экипажа россиян было 23 человека.

«2 января 2019 года на судно MSC Mandy, находившееся в районе территориальных вод Бенина, было совершено пиратское нападение. В этот момент на борту судна находились 24 человека, большинство из которых — граждане России», - сообщается на официальной странице российского посольства в Бенине в фейсбуке.
«Нападавшие захватили шесть человек в заложники, включая капитана судна, и скрылись. Все захваченные — граждане России», — подтвердили в дипмиссии.

Посольство России подтвердило, что все шестеро членов экипажа судна, атакованного в Гвинейском заливе у берегов Бенина, имеют российское гражданство.

На борту судна MSC Mandy, следовавшего под флагом Панамы в Нигерию, находились 26 человек, среди которых 20 россиян, четыре украинца и два гражданина Грузии.

Добрый день, дорогие друзья! Тревожные новости поступают из Африки — у берегов Бенина шестеро россиян попали в плен к пиратам.