Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дорога в будущее: как правильно строить карьеру

Как профориентация и профнавигация помогают найти работу мечты

Выбор будущей профессии – очень важный шаг в жизни любого человека, но на нем запросто можно споткнуться. Нужно объективно оценить свои слабые и сильные стороны, понять, где имеющиеся навыки могут быть полезны. В западных странах для родителей и старшеклассников давно созданы специальные сервисы по профориентации, подобный проект «Профлайнер» есть и в Москве — помощь профессионалов дает лучший результат по выбору траектории образования и развития.

Государственные и общественные институты во всём мире всё больше внимания уделяют ранней профориентации учащихся. Накопленных человечеством знаний становится всё больше, структура производства – всё сложнее, и чем раньше школьник поймёт к чему лежит его душа – тем лучше будет и ему, и его будущему работодателю, и всей национальной экономике.

«Ключевой подход, который получает распространение сегодня, это профориентация не за счёт рассказа о разных профессиях, а за счёт развития осознанности и ответственности за личное профессиональное и личностное развитие», — рассказал «Газете.Ru» партнер-эксперт BCG Константин Полунин.

К сожалению, в школах специально не развивают эту компетенцию, сетует он, поэтому основная нагрузка в плане помощи подрастающему поколению с профориентацией ложится на дополнительное образование и сторонние ресурсы. По словам Полунина, в России при выборе будущей профессии исторически очень велика роль родителей и среды, в которой растет ребенок. Но в современном мире, где все меняется с огромной скоростью, такой подход уже не работает.

«Профессии сегодня и вчера не всегда то, что востребовано завтра», — подчеркивает Полунин. Кроме того, если раньше карьера строилась по принципу «от рабочего до главного инженера», то сейчас – «одна жизнь, много карьерных путей». А для этого необходимо постоянно учиться и самосовершенствоваться, причем не бездумно, а понимая свои сильные и слабые стороны, ситуацию на рынке труда и запросы работодателей.

«По прогнозам, средняя продолжительность жизни следующего поколения составит 80-90 лет, и большинству людей потребуется работать в возрасте старше 65 лет, чтобы иметь достаточно сбережений для выхода на пенсию. Подростки должны готовиться к будущему из нескольких карьер, охватывающих шесть десятилетий, плюс выход на пенсию», — говорит профессор Гарвардской высшей школы образования Крис Диди.

По его словам, школьники и студенты должны не только учиться, но и развивать свои навыки для будущих профессий, которые они пока не могут даже представить.

Люди разные нужны, люди разные важны

Профнавигационные системы не отменяют важности мнения родителей и нисколько не умаляют их роль в процессе выбора достойного будущего для их ребенка. Но мамам и папам трудно определить, в чем именно заключаются таланты их чада, и как эти способности можно применить в востребованных на рынке профессиях.

«Большое счастье, когда человек одарен вполне конкретными способностями – тогда они будут вести его за собой всю жизнь. Но людей с такими выраженными, явными талантами на белом свете не так уж много», — рассуждает декан факультета маркетинга, рекламы и сервиса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Елена Косарева. Всем остальным, по ее словам, нужна профессиональная помощь, чтобы понять свою принадлежность, осознать, что тебе интересно, и узнать, как соотносятся мои умения с тем, где я потом смогу их применить.

Более того, представители старшего поколения зачастую просто не знают о новых специальностях, появившихся в последние годы, фокусируясь на базовых представлениях о «престижных» должностях – врач, учитель, юрист и так далее. А детские мечты далеко не всегда выдерживают столкновение с реальностью.

Зачастую люди тратят время, силы и деньги на получение высшего образования или обучение профессии, которой потом оказываются не готовы заниматься. Ожидания вступают в диссонанс с действительностью, и приходится либо смириться с трудом на нелюбимом и неинтересном поприще, либо начинать все сначала. Но ведь этих болезненных ошибок можно избежать.

Для того чтобы обеспечить старшеклассников и их родителей полными сведениями о современном состоянии рынка труда, во многих развитых странах – например, в США, Канаде, Сингапуре, Австралии и Франции – были созданы специальные сервисы по профориентации. Теперь подобный сервис, получивший название «Профлайнер», появился и в Москве.

«Когда человек выбирает профессию, не соответствующую его способностям, - то это не только его личная драма. Это проблема, которая тормозит всю экономику, – утверждает руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин. – Москва – передовой регион по многим показателям. Где ещё, как не здесь, начать внедрять новую, прогрессивную систему профессионального ориентирования? Профлайнер поможет москвичам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, а экономика города в свою очередь получит более квалифицированных и мотивированных специалистов».

«Профлайнер» – это некоммерческий проект, созданный по инициативе Агентства инноваций столицы и АНО «Развитие человеческого капитала». Он объединяет интересы детей, родителей и будущих работодателей. Инфраструктура системы обеспечивает комплексный подход к выстраиванию индивидуальных планов развития школьника и профориентированию, а также открывает возможность мониторинга трудового потенциала города. Удобная, не навязанная услуга, упрощающая поиск информации о профессиях, гибко подстраивается под особенности и интересы ребенка, предоставляет возможность сохранять свои достижения.

Система, как утверждают ее создатели, является уникальным решением для города, который не имеет аналогов в России. На этой платформе старшеклассник или выпускник может бесплатно пройти тестирование, а на его основе – узнать о своих талантах и склонностях, получить индивидуальные рекомендации по получению образования и построения карьеры, личную траекторию развития для достижения поставленных целей. Пройти тест могут не только дети, но и родители – так полученные данные станут еще более объективными.

Важно понимать, что тест не является распределяющей системой и не влияет на дальнейшее развитие профессионально-образовательного трека ребенка. Его задача – показать спектр профессий, который востребован на рынке при текущих интересах ребёнка. Это не финальное решение, а точка начала пути по любому из заинтересовавших направлений.

Тест был реализован на основе технологии компании «Профилум», эксперты которой разрабатывают умные системы для выстраивания персональных траекторий развития. Москва получила уникальный кейс и возможности для подрастающего поколения горожан. Кроме того, «Профлайнер» позволяет ребенку создать свое первое профессиональное портфолио, которое пригодится ему в будущем.

«Современные инструменты диагностики, дата аналитики, связанные с карьерной навигацией, позволяют получить самую актуальную информацию о том, что сегодня важно для образования и карьерного успеха», — подчеркивает Йигал Роузен, старший директор по образовательным решениям в ACTNext. Профессиональная навигация, по его словам, предназначена для правильной организации навыков, знаний и других факторов, необходимых для того, чтобы помочь людям принимать обоснованные, релевантные решения и строить действенные, достижимые планы.

Благодаря интеграции в городскую систему, «Профлайнер» планирует собрать в одном месте самую полную информацию как по всем организациям, событиям и проектам, так и наиболее качественную и оперативно обновляющуюся аналитику рынка труда – именно то, чего не хватает детям и их родителям для принятия мотивированного решения. Целевой аудиторией проекта, помимо семей с детьми, являются учителя и директора школ, отраслевые специалисты, вузы и работодатели – то есть практически все участники образовательного и трудового процесса. Это открытая система для постановки новых задач и управлению человеческим капиталом.

Найти работу, особенно в таком большом городе, как Москва, не так уж сложно. Но вопрос в том, что это за работа – будете ли вы там приносить пользу своими талантами, причем делать это не от безысходности, а с удовольствием.

«Работа в удовольствие – это совсем не то же самое, что простая занятость. Если человек работает с удовольствием, значит, он правильно сориентировался или его правильно сориентировали», — резюмирует Елена Косарева.