Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Религия

«Христос воскресе!» Пасхальное богослужение в Москве

В храме Христа Спасителя прошло пасхальное богослужение

В московском храме Христа Спасителя состоялось пасхальное богослужение. В начале церемонии свое приветствие «Христос воскресе!» произнес патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На пасхальной службе присутствовали президент России Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев с супругой и мэр Москвы Сергей Собянин. «Газета.Ru» рассказала о том, как христиане встречают Пасху, в режиме онлайн.

Что ж, друзья, предлагаем оставить верующих причащаться без нашего внимания — этот интимный момент не терпит, чтобы за ним следили вездесущие журналисты. Мы завершаем свой онлайн. Поздравляем всех верующих православных с праздником Пасхи и желаем нам всем мирной, благополучной жизни, о которой молился сегодня патриарх Кирилл.

Звучит главная молитва православных — «Отче наш».

После таинства считается, что на столе со святыми дарами уже не хлеб и вино — а и правда кровь и тело Христово. Будем стоять с благоговением и вниманием, чтобы принять святое возношение — такой общий смысл призыва к верующим. Патриарх благословил верующих, впереди — причастие.
Таинство евхаристии было установлено в Великий четверг самим Спасителем накануне своих страданий — в Тайную вечерю, когда Христос и апостолы преломляли хлеб и пили вино.

Патриарх Кирилл произнес благословения над кровью и телом Христа — над хлебом и вином. Торжественный, возвышенный момент: кажется, предстоятель обращается прямо к Всевышнему, прося его простить и благословить нас.

Премьер-министр Дмитрий Медведев уже успел поздравить православных с праздником Пасхи.

Идет подготовка к причащению телом и кровью Христовыми — то есть хлебом и вином.

Выносятся чаша и святые дары. Все происходящее символически напоминает о страданиях Христа — о Голгофе.

Предстоятель совершил омовение рук, после чего на него возложили омофор. Приближается момент Великого входа. Святые дары, находящиеся на жертвеннике, будут перенесены с жертвенника на престол. Звучит херувимская песнь. Музыка Павла Чеснокова.

В древности все то, что происходит сейчас в храме, устраивали на улице. Сообщив это, предлагаем посмотреть фоторепортаж, наглядно иллюстрирующий происходящее в храме Христа Спасителя в Москве.

Фоторепортаж
Владимир Путин посетил пасхальное богослужение

А теперь звучат — английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, китайский, японский.

«В начале было слово», — произносят на латинском, древнееврейском, санскрите, древнеславянском, русском, украинском и еще каких-то языках, которые мы не в состоянии распознать. «Было человек, посланный от Бога. Имя ему — Иоанн», — продолжается чтение.

Евангелие обычно читают несколько священнослужителей на разных языках, в том числе на древних, в ознаменование того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле среди всех народов. В основании этого обычая лежит и иная цель – чтобы никто из стоящих в храме не остался лишенным благовестия в первый день Святой Пасхи. После чтения на разных языках диакон читает Евангелие на церковно-славянском языке.

Сегодня, на Пасху, начинается обновление литургического года — сегодня начали читать Книгу Деяний. Позже прозвучит первая глава Евангелия от Иоанна — на разных языках, по традиции.

Слово «литургия» в переводе с греческого означает «общее служение». В настоящий момент звучат антифоны — особенные песнопения.

И снова звучит «Господу помолимся» — и молимся мы сейчас о мире.

Вновь звучит древний пасхальный тропарь.

Начинается божественная литургия: вокруг предстоятеля духовенства — клирики, а вокруг — миряне. Все они вместе составляют Церковь.

Светлая заутреня завершается, впереди — божественная литургия. Но сначала прозвучит заключительное благословение светлой заутрени. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», — звучит снова.

В частности, мы просим мира — уверены, с этим солидарны люди представители всех религиозных конфессий.

А теперь — молитвенные прошения. «Господи, помилуй!, — взывают верующие.

Всех постившихся и не постившихся призвали на праздничную трапезу и не бояться смерти, ибо она побеждена Христом.

«Никто не убоится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя», — читает патриарх Кирилл Огласительное слово Иоанна Златоуста.

Звучат радостные, долгожданные стихиры Святой Пасхи. По традиции в этот момент происходит христосование — верующие лобызают друг друга, поздравляя с Пасхой. Кстати, по церковному и народному этикету младшие подходят к старшим.

На службе присутствуют президент России Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев с супругой, мэр Москвы Сергей Собянин.

Предстоятель, епископ и викарий уже облачились в красное — в одежде цвета крови они будут служить пасхальную литургию.

Немного о порядке службы. Во время каждой песни канона священник с диаконом совершают каждение алтаря, иконостаса и предстоящих (полагается каждение и всего храма). Совершая каждение народа, священник приветствует молящихся словами «Христос воскресе». Верующие отвечают: «Воистину воскресе» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением.

Звучит пасхальный канон. А мы, тем временем, напоминаем, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в преддверии праздника Пасхи обратился ко всем верующим с просьбой помнить о необходимости любви к ближнему и осудил современную «светскую» культуру, которая сознательно уводит людей от мыслей о смерти.
«Светская культура сторонится и боится даже размышлений о том, что произойдет с нами… после смерти. Для неверующего сознания это и по сей день остается загадкой и неразрешимым вопросом. Однако мы, христиане, прямо отвечаем на него и не боимся, потому что празднуем победу Христа над смертью, злейшим врагом человеческого рода», — говорится в обращении патриарха, распространенном его пресс-службой.

Двери храма открылись — под пасхальное приветствие верующие, возглавляемые патриархом Кириллом, входят в храм.

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», — это слова из древнего пасхального тропаря известны в нашей стране, даже тем, кто не слишком воцерковлен.

У дверей Храма Христа Спасителя крестный ход останавливается — звучит пасхальный тропарь.

Духовенство сейчас — в белом облачении, оно символизирует цвет одежд ангелов, возвестивших женам-мироносицам о воскресении Христа. Во время литургии они сменят облачение на красное — этот цвет символизирует кровь, которую Спаситель пролил за грехи человечества.

Благодатный огонь привезли в Храм Христа Спасителя.

В Москве ужа раздался пасхальный благовест, возвещающий о начале крестных ходов. Сейчас под звон колоколов верующие обходят храмы.

В Храме Христа Спасителя пасхальная служба, которую проведет патриарх Кирилл, начнется в полночь. А пока по Первому каналу показывают убранство храма.

Храм Христа Спасителя полностью заполнен верующими, ожидающими ночное пасхальное богослужение в кафедральном соборе Русской православной церкви в Москве, передает корреспондент РИА «Новости».
На богослужение будет принесет Благодатный огонь из Иерусалима.

Благодатный огонь прибыл в Москву! Верующие уже зажгли от него пучки свечей прямо в аэропорту.

Тем временем, в Ставрополе Благодатный огонь уже встретили, сообщает РИА «Новости». Зажженные от него лампады направлены в храмы края и других регионов Северного Кавказа — об этом проинформировала агентство пресс-служба губернатора региона.

«В ночь перед Пасхой лампада была доставлена в Ставрополь специальным чартерным рейсом прямиком из Иерусалима. Благодатный огонь таким образом доставляется на Ставрополье уже в шестой раз», — говорится в сообщении.

«Христос воскресе!» «Воистину воскресе!» — раздаются возгласы во «Внуково».

Спецрейс, которым должны доставить Благодатный огонь,задерживается на полчаса, но во Внуково его ждут с чрезвычайным нетерпением. Кстати, доставят его и в соседние с Москвой регионы.

Тем временем огонь уже встретили в Белоруссии. Очевидцы публикуют снимки из международного аэропорта Борисполь.

Британский богослов Артур Стэнли, который побывал в Иерусалиме в 1853 году, так описывал день схождения Благодатного огня.

«Вся церковь, ставшая теперь единым морем голов, гулко резонирует. Только один кусочек остается свободным: от отверстия в северной стене часовни к стене церкви ведет узкий проход. Перед самим отверстием стоит священник, готовый принять огонь. С обеих сторон прохода, насколько хватает глаз, простерты обнаженные руки как ветви леса, раскачиваемого неистовой бурей. <...> Светлое пламя, как от горящего дерева, появляется внутри отверстия — каждый образованный грек знает и признает, что его зажигает епископ в часовне».

Пока россияне ждут Благодатный огонь в Москве, пользователи соцсетей, которым удалось коснуться пламени в Иерусалиме, публикуют радостные фотографии.

Востоковед Игнатий Крачковский приводит свидетельство очевидца, который так описывал увиденное: «Я жил в Иерусалиме десять лет и ходил в храм Воскресения на их пасху и в другие дни. Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение — праздник света. Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошел свет и смилостивился Христос».

Митрополит Петрский Корнилий, который принимал огонь в 2001 году, сказал в 2001 году в интервью греческим журналистам, что огонь имеет природный характер — он зажигается от неугасимой лампады, — однако обретает святость, благодаря молитвам патриархов.

Священник Самуил Агоян, представляющий армянскую патриархию в Храме Гроба Господня и трижды вместе с греческим патриархом участвовавший в церемонии — в 2000, 2001 и 2002 годах, в марте 2018 года во время видеоинтервью с израильским журналистом сказал, что Благодатный огонь возжигают от масляной лампады.

Вернемся же к Благодатному огню, который менее, чем через полтора часа, окажется во «Внуково». Для верующих его появление — чудо, однако в течение многих лет этому ищет материалистическое объяснение.

25 февраля 2018 года главы христианских конфессий в Иерусалиме приняли беспрецедентное решение о закрытии Храма Гроба Господня в знак протеста против законопроекта о передаче государству прав на некоторые церковные земли и против взимания городского налога с церковной недвижимости. Вход в главную святыню христианского мира был закрыт на неопределённое время впервые за почти 70 лет существования Израиля.

Через три дня — 28 февраля — храм вновь открыли для паломников и туристов.

В 2016 году началась масштабная реконструкция храма. Команда греческих архитекторов потратила на нее девять месяцев и $4 млн. Основные усилия специалистов были направлены на небольшую структуру над погребальной камерой, известную как эдикула.

«Если бы это вмешательство не произошло сейчас, существовал бы очень большой риск того, что может произойти обвал», — рассказывала изданию The Guardian Бонни Бернем из Фонда мировых памятников, который осуществлял надзор за проектом работ.

В результате реставрационных работ, которые завершились в марте 2017 года, среди прочего с Кувуклии были убраны поддерживающие металлические балки.

Ronen Zvulun/Reuters

В середине XX века планировалась существенная перестройка храма — проект разрабатывал архитектор Антонио Барлуцци. Однако планам не суждено было сбыться — помешала Вторая мировая война. В 1959 году началась основательная реставрация здания; в 1995—1997 годах реставрационные работы коснулись и купола. В 2013 году на колокольне был установлен последний недостающий колокол, изготовленный в России.

В 1808 году в храме произошел пожар — сгорел деревянный шатер над Анастасисом, была повреждена Кувуклия. Однако в 1808—1810 годах ротонда была восстановлена с участием архитекторов из разных стран. В 1860-х годах был сооружен полусферический купол над ротондой из металлоконструкций, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времен Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.

Землетрясение 1545 года привело к понижению колокольни до современного уровня. В 1555 году расширением храма занимались монахи-францисканцы; им же принадлежит внутреннее убранство кувуклии.

Спецборт, который доставит Благодатный огонь в Россию, между тем, отправился из аэропорта Бен-Гурион в московский аэропорт «Внуково».
Через четыре часа верующие смогут получить святыню прямо в терминале аэропорта. Первым из самолета со специальной лампадой выйдет глава делегации Фонда Андрея Первозванного (ФАП), председатель попечительского совета ФАП Владимир Якунин и раздаст огонь верующим. Затем он отправится на пасхальное богослужение в Москве в храме Христа Спасителя, чтобы передать его патриарху Кириллу.

Разрушение храма стало поводом в Европе для призыва к священной войне, однако прошло чуть менее 90 лет, чтобы в поход на Иерусалим отправились крестоносцы: Первый крестовый поход начался в 1096 году, и в июле 1099 года они взяли город. Крестоносцы управляли городом до 1187 года, когда Саладин разбил войско царствовавшего тогда в Иерусалиме короля Ги де Лузиньяна.
В XII веке крестоносцы возвели на месте погребения Христа роскошный романский храм — освящен он был в 1149 году. Храм Воскресения вновь объединил под одной кровлей все святые места, связанные со смертью и воскресением Иисуса Христа. Крестоносцы не стали существенно менять структуру западной части здания, круглого Анастасиса, сохранившего планировку и украшения, восходящие ещё ко временам императора Константина Великого. Эти части можно видеть и до сих пор — это кольцевые опоры ротонды, решенные как колонны коринфского ордера на массивных каменных тумбах, которые местная традиция и сейчас называет «столпами Елены».

Отправимся вглубь истории — в Средние века. В 1009 году с храмом произошло несчастье — была разрушена базилика. Дело в том, что халиф Аль-Хаким би-Амруллах, подогреваемый слухами и наветами против христиан, в нарушение неоднократно подтверждавшегося договора, заключенного еще патриархом Софронием и халифом Умаром, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов в городе и окрестностях.
Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма (в обмен он, в частности, согласился на открытие мечети в Константинополе). Строительные работы продолжались еще в царствование Константина Мономаха до 1048 года, но вышел храм не таким роскошным, как прежний. Было сооружено несколько отдельно стоящих сооружений, напоминающих часовни. Роль главной церкви была отведена ротонде Воскресения, сохранившейся лучше других — в ее восточном проеме была устроена небольшая апсида.

Однако далеко не все ученые разделили энтузиазм, с которым газета The Independent рассказала о подлинности Гроба Господня. Специалист по истории Израиля из Института востоковедения РАН Татьяна Носенко сказала в интервью «Газете.Ru», что говорить о том, что именно на этой известняковой плите и лежал Иисус Христос, просто невозможно. Она также рассказала несколько интересных фактов о способах погребения усопших, который был принят в древности у иудеев. Да и вообще, интервью прелюбопытнейшее.

«Говорить об аутентичности этой могилы невозможно» В московском храме Христа Спасителя состоялось пасхальное богослужение. В начале церемонии свое...

Обратимся же снова к истории — но не древней. Совсем недавно, в конце 2016 года, усыпальницу вскрыли впервые за 500 лет, чтобы провести реставрационные работы. Исследователи сняли мраморную плиту с места погребения Христа, чтобы узнать, как изначально выглядела гробница. Там они обнаружили полку из известняка, на которой, вероятнее всего, находилось тело Иисуса. Затем исследователи увидели еще одну плиту с крестом, который, по их мнению, вырезали крестоносцы.

Ученые заявили, что, несмотря на все разрушения и реконструкции храма, это место действительно является именно той усыпальницей, которую в IV веке нашла Елена — мать римского императора Константина, пишет The Independent. По словам археолога Фредрика Хиберта из National Geographic, содержание гробницы обеспечивает полное доказательство того, что место поклонения, к которому приходят современные паломники, является той же самой гробницей, обнаруженной в IV веке.

Отвлечемся немного от истории — вернемся в наши дни. Вот. что происходило в храме несколько часов назад.

Фоторепортаж
В Храме Гроба Господня сошел Благодатный огонь

Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведет низкий арочный вход (всего 112 х 72 см, и примерно 90 см глубины): как считают археологи, этот вход относится к первоначальному храму.

Изначально вокруг Ложа существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 году по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима. Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60-90 см высотой) и часть входа.
Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 x 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе. Поместиться здесь могут максимум четыре человека — и им будет весьма тесно.

Кстати, о самом Гробе Господнем. Считается, что тело Христа было положено на каменное погребальное ложе (200 x 80 см, высота от пола 60 см) ногами на восток, то есть ко входу, а головой на запад, по еврейскому обычаю. В течение многих лет ложе разносили по кусочкам паломники — чтобы его не уничтожили окончательно, пришлось закрыть ложе мраморной плитой. Плита, сохранившаяся и поныне, лежит там с 1555 года.

Храм Воскресения Христова — так он называется и сейчас — был торжественно освящен в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года, в память о чем в Православной церкви был установлен праздник Обновления храма.

Храмовый комплекс состоял из нескольких частей, вытянутых с запада на восток. Его составляли круглый храм-мавзолей (Анастасис) под шестигранным шатровым навесом, в центре которого располагался Гроб Господень, и базилика — Великая церковь, обращенная алтарем в сторону Гроба. Внутри базилики была оборудована крипта, отмечающая место обретения Креста. Между Анастасисом и базиликой, а также и у восточного входа в базилику были устроены перистильные дворы. Главный вход располагался с востока, с одной из основных улиц, и с юга, с городского форума. Сооружение было богато украшено разными породами мрамора, мозаикой и драгоценным литьем.

Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с Вифлеемской базиликой. Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста. В результате был построен монументальный комплекс зданий, общий вид которого вырисовывается при сопоставлении археологических исследований современного здания с описаниями, сделанными раннехристианскими авторами, и изображением на мозаичной карте из Мадабы (середина V века).

А пока частичка огня едет в Россию, мы будем развлекать вас и себя, рассказывая о Храме Гроба Господня, Иерусалиме, Благодатном огне и о чем-нибудь еще, что придет нам в голову.

Делегация Фонда Андрея Первозванного доставит огонь в Москву в специальных лампадах: спецрейс из Израиля приземлится в московском аэропорту «Внуково-1» в 22.00. Желающие смогут получить частичку огня там же.

В пучках, кстати, — 33 свечей в соответствии с возрастом Иисуса.

От пучков свечей, подаваемых из отверстий в стенах Кувуклии патриархами двух церквей, огонь быстро распространяется среди верующих — его разносят специальные люди.

Православный и армянский патриархи вышли из часовни: огонь сошел. Верующие ликуют, звонят колокола.

Но это была ложная тревога — огня до сих пор нет, поэтому расскажем вам еще об истории Храма Гробя Господня. С архитектурной точки зрения храм — типичная еврейская гробница времен Второго храма, высеченная в скале. Место погребения Христа было найдено в IV веке по поручению римского императора Коностантина — на поиски специально отправилась его мать Елена. В 326 году императрица Елена прибыла в Иерусалим с целью паломничества и поиска христианских реликвий.

Как пишет Евсевий Кесарийский в своем труде «Жизнь Константина», паломники обнаружили, что в месте, где, по преданию, был погребен Иисус, возвели языческий храм, засыпав пещеру.

Стоящие у двери Кувуклии священнослужители повернулись к ней лицом.

По храму идет процессия с хоругвями. Бубны стихли, звучат гимны, заглушаемые криками возбужденных верующих.

В ожидании возгорания лампады православный патриарх Иерусалима молится над Гробом Господним. Армянский патриарх находится в Приделе Ангела.

Вот, какое свидетельство схождения Благодатного огня оставил министр народного просвещения Авраам Сергеевич Норов. «В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом, только один из греческих епископов, архиерей армянский (недавно получивший на это право), Русский консул из Яффы и мы трое путешественников, — пишет он в книге «Путешествие по Святой Земле в 1935 году». — За нами затворились двери. Никогда неугасающия лампады над Гробом Господним, были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковыя отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошёл в вертеп Гроба Господня. Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом, вошёл в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, пред Которым ничего не стояло и Который совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом, — и митрополит вышел к нам с пылающим пучком свечей».

Патриарх Православной церкви и архимандрит Армянской ждут схождения Благодатного огня за закрытыми дверями часовни. Она не откроется, пока патриарх не постучит. Представители Коптской и Сирийской церквей должны ждать снаружи, пока их не позовут — это тоже порядок, установленный в 1852 году.

Примечательно, что подавляющее число верующих в храме — мужчины. Возбуждение нарастает: кричалки и звуки бубнов теперь уже просто не смолкают.

Храм Гроба Господня, как можно догадаться, переполнен людьми — некоторые сидят даже на плечах своих товарищей. Они весьма возбуждены — распевают песни и даже кричат нечто вроде кричалок. В руках верующих — связки восковых свечей. Возле Кувуклии выстроен полицейский кордон — и это тоже часть традиции, установившейся еще во времена Османской империи: Статус-кво на Святых местах установил порядок, согласно которому место погребения Христа в Великую субботу охраняют местные власти.

Если слово «драгоман» вы видите впервые, вы наверняка не одиноки. А это на самом деле в Османской империи был переводчик, посредник между представителями стран Ближнего Востока и Европы.

Архимандрит Армянской церкви приносит к Приделу Ангела лампу. Дверь придела распечатывает православный драгоман. Печать после этого заменяется лентами.

В 12.00, согласно установленному порядку, патриарх православной церкви спускается в храм через церковь Святого Иакова и проходит через южную дверь кафоликона к алтарю. ПРедставители других обрядов приветствуют его и получают согласие на участие в церемонии.

О схождении Благодатного огня как о чуде источники говорят, начиная с IX века. Средневековых описаниях пасхальной литургии в Великую субботу говорится, что возжигаются лампады, висящие в Гробе Господнем или стоящие на нем, но там в этот момент никого нет — огонь загорается сам собой. Ранее пасхальное богослужение в Иерусалимском храме начиналось с того, что сами священнослужители возжигали вечерний светильник.

Считается, что камень был отвален от двери пещеры, где был погребен Иисус, и до наших дней сохранились только его фрагменты. Одна из частей хранится под стеклом в специальном мраморном постаменте в центре придела Ангела. Этот постамент служит также местом для установки переносного святого престола при совершении архиерейской православной литургии. Другая сохранившаяся часть камня помещена в престоле церкви Спасителя армянского Сионского монастыря, который стоит, по преданию, на месте дома первосвященника Каиафы, вне стен Старого города, справа от Сионских ворот.

Именно из Придела Ангела, кстати, верующим подадут Благодатный огонь: для этого в южной и северной стенах помещения проделаны два овальных отверстия: с северной стороны огонь получат православные, с южной — представители Армянской церкви. Свое название придел получил потому, что на этом месте на камне, согласно Евангелиям, сидел ангел, возвестивший женам-мироносицам о воскрешении Иисуса.

В 11.00 во время субботней пасхальной службы дверь Кувуклии опечатывает Мусульманский опекун в присутствии архимандритов православной и армянской церквей — они стоят по двум сторонам от двери. Дверь закрывается, и в центре ее размещается большой кусок воска, который закрепляет белую ленту — ее концы проходят через ручки двери. Во время закрепления концы ленты придерживают представители двух упомянутых выше конфессий.
Православное духовенство размещается с северной стороны от двери, армянское — с южной.

Кувуклия — это, собственно, небольшая купольная часовня из желто-розового мрамора, расположенная в центре Ротонды, в которой хранится Гроб Господень. В часовне два помещения — Гроб Господень и Придел Ангела. Ее разделили между собой Иерусалимская православная церковь, Латинский патриархат Иерусалима и Армянская апостольская церковь: богослужения на этом месте священники этих церквей проводят по очереди.

В 10.30 утра, согласно Статусу-кво на Святых местах, в храм прибывает Армянский патриарх во главе процессии. Главным входом он проходит в ротонду, проходит вокруг Кувуклии, обходит Ротонду, после чего входит в Армянскую ризницу. Позже он займет первое окно в Армянском приделе.

Храм Гроба Господня возведен на месте, где, согласно христианским верованиям, был распят, погребен. а затем воскрес Иисус Христос. Христианские святыни, заключенные под сводами этого архитектурного сооружения, поделены между представителями разных христианских конфессий. Так, место, на котором, по преданию, стоял Крест Христов, — оно находится на Голгофе в приделе Распятия — принадлежит Иерусалимской православной церкви. Камень помазания — первое, что видят входящие в храм, — принадлежит Иерусалимской православной церкви, Латинскому патриархату Иерусалима и Армянской апостольской церкви, а Камень, который, по преданию, является частью камня, отваленного от Гроба Господня ангелом, является греческим православным престолом

Делегация Фонда Андрея Первозванного (ФАП) в составе примерно 100 человек в пятницу отправилась в Израиль, чтобы принять участие в церемонии схождения Благодатного огня в Иерусалиме и привезти его в Россию.

Надо сказать, что представителей новой православной церкви Украины до богослужений в храме не допускают, за что московский патриархат уже выразил благодарность Иерусалимскому патриарху Феофилу. «Стоит отметить исключительно принципиальную позиции Иерусалимской православной церкви, которая сейчас с очень большой тщательностью проверяет всех священнослужителей и людей, таковыми себя называющих, которые просят совершать богослужения или принимать в них участие в храме Гроба Господня или других святынях, которые находятся на канонической территории Иерусалимского патриархата», — сказал несколько дней назад пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».

Ключи от храма Гроба Господня с 1109 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Джауде, а право отпирать и запирать двери храма этими ключами принадлежит другой мусульманской семье, Нусейбе. Эти права и сами ключи передаются по наследству от отца к сыну.

Конфликты в иерусалимском храме то и дело возникают из-за того, что он поделен между представителями разных христианских конфессий, которые иногда не могут договориться о порядке проведения обрядов. В Храме Гроба Господня есть приделы Иерусалимской православной церкви, Римско-католической церкви, Армянской апостольской церкви, Коптской православной церкви, Сирийской православной церкви и Эфиопской православной церкви.

Статус-кво на Святых местах был установлен в XIX для того, чтобы предотвратить конфликты между представителями разных христианских конфессий. Меры безопасности тогда предпринимали турецкие власти. Сейчас охрану мероприятия осуществляет израильская полиция.

Порядок службы определяет Статус-кво на Святых местах, установленный в 1852 году властями Османской империи, в которую тогда входила территория современного Израиля. Он предполагает, что между 8 и 9 утра двери храма открывают представители армянской церкви.

Службу проводят представители четырех церквей восточного христианского обряда, для которых, как и для православных в России, завтра наступит Пасха — это Иерусалимская православная церковь, Иерусалимский патриархат Армянской апостольской церкви, а также Коптская и Сирийская церкви.

Доброе утро, дорогие друзья! Сегодня в Иерусалиме в Храме Гроба Господня началась субботняя пасхальная служба, которая должна завершиться схождением Благодатного огня, как это обычно бывает в Пасху. Этого ежегодного события христиане ждут с невыразимым трепетом. «Газета.Ru» рассказывает о том, что происходит в преддверии этого события в режиме онлайн.