Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Происшествия

Удар при взлете: что погубило Superjet

Что привело к трагедии при аварийной посадке в «Шереметьево»

К вечеру 6 мая следователи завершили работу на месте крушения Sukhoi Superjet 100 в аэропорту «Шереметьево». Причиной трагедии мог стать удар молнии при взлете, приведший к неисправности самолета, а также недостаточная квалификация пилотов. Следователи продолжают опрашивать очевидцев ЧП. По поручению премьер-министра РФ денежные компенсации пострадавшим и семьям 41 погибшего должны быть выплачены к 8 мая. «Газета.Ru» следила за развитием событий на следующий день после трагедии.

На этом мы завершаем нашу онлайн-трансляцию, уважаемые читатели. «Газета.Ru» будет внимательно следить за ходом расследования авиакатастрофы Sukhoi Superjet 100. Все последние новости вы сможете прочитать здесь.

Правление «Аэрофлота» приняло решение, что денежные компенсации будут выплачены всем пассажирам и родственникам погибших в авиакатастрофе в аэропорту Шереметьево. Пассажиры рейса SU1492, которым не потребовалась госпитализация, получат по 1 млн руб. По 2 млн руб. выплатят пассажирам, которые попали в больницу с травмами. Семьям погибших перечислят по 5 млн руб. В сообщении компании отмечается, что выплаты начнутся 7 мая.

По результатам расследования катастрофы Sukhoi Superjet 100 необходимо подумать над улучшением закона об авиабезопасности — такое поручение премьер-министр Дмитрий Медведев дал Министерству транспорта РФ.

«Минтрансу России с учетом результатов проведенного расследования представить при необходимости предложения по совершенствованию законодательства в области обеспечения безопасности эксплуатации воздушных судов», — говорится в документе, опубликованном на сайте правительства.

Кроме того, до 8 мая Минтранс, Минфин, а также власти Мурманской и Московской областей должны оказать необходимую финансовую помощь пострадавшим и родственникам погибших.

Фюзеляж самолета Sukhoi Superjet 100 авиакомпании "Аэрофлот" на следующий день после катастрофы в аэропорту Шереметьево, 6 мая 2019 года
Следственный комитет России/РИА "Новости"

Пассажир сгоревшего самолета Кирилл Бабаев рассказал, что паника началась после того, как при посадке самолет дважды ударился о землю, а затем в салон повалил густой дым. При этом Бабаев не помнит, чтобы люди мешали эвакуации других пассажиров из-за того, что спасали свои вещи. Самого мужчину людской поток буквально вынес к трапу, как только он встал с места.

«Из сидящих рядом никто не то что сумки, даже документы из рюкзаков не забрал. У меня в самолете остались и паспорт, и удостоверение адвоката, и кошелек. В руках был только телефон — с ним я и выбежал с борта. Сейчас многие СМИ сообщают, что люди хватали с полок чемоданы и загородили проход остальным. Но я, наоборот, видел, как пассажиры помогали друг другу. Например, одна женщина упала на выходе. Так ее подняли и вывели на трап», — приводит его слова РИА «Новости».

Экстренная посадка SuperJet-100 до соприкосновения со взлетно-посадочной полосой проходила штатно — такое мнение выразил источник ТАСС в авиационной отрасли. По его словам, попадание в самолет молнии — это достаточно распространенная ситуация, которая не является критической. Если при этом бортовые системы отключаются, то командир авиасудна принимает решение о ручном управлении.

Теоретически самолет мог находиться в воздухе достаточно долго и просто выработать топливо, чтобы после посадки снизить риск возгорания, однако «в районе аэропорта Шереметьево достаточно оживленное воздушное движение, и нахождение в воздухе без связи на малых высотах могло создать угрозу столкновения самолетов в воздухе», отметил собеседник агентства, добавив, что на момент посадки в баках самолета оставалось порядка 10 тонн топлива.

«Раз было принято решение сажать самолет незамедлительно, то на то были резкие причины — либо полный отказ систем самолета, его плохая управляемость и полное отсутствие связи с диспетчером аэропорта. SSJ-100 сконструирован так, что он не может сбросить топливо, оно только вырабатывается в воздухе», — сказал он.

В Кремле заявили, что президент России Владимир Путин заслушал доклад председателя СКР Александра Бастрыкина о ходе расследования причин и обстоятельств катастрофы.

Кроме того, глава Минтранса Евгений Дитрих отчитался о первых итогах работы возглавляемой им правительственной комиссии по ликвидации последствий инцидента и помощи семьям жертв и пострадавшим. Глава Минздрава Вероника Скворцова представила доклад об оказании медпомощи пострадавшим пассажирам.

Тем временем следователи завершили работу на месте ЧП в «Шереметьево». Силовики изъяли с взлетно-посадочной полосы все фрагменты сгоревшего самолета и переместили их в ангар для дальнейшей выкладки и исследования.

Продолжается работа с потерпевшими и пострадавшими в результате авиапроисшествия. Данные с бортовых самописцев будут исследованы и сопоставлены с информацией с видеорегистраторов, аудиозаписями переговоров пилотов, а также показаниями выживших пассажиров и очевидцев трагедии. Как отметили в Следственном комитете, это поможет восстановить полную и объективную картины произошедшего как на борту и в диспетчерской службе.

Еще один пассажир сгоревшего самолета — глава города Североморск в Мурманской области Владимир Евменьков — рассказал, что сидел возле иллюминатора и видел, как после взлета в правый двигатель два раза ударила молния.

«Было два очень громких удара и две вспышки, но двигатель не загорелся. Не знаю, работал он дальше или не работал, но он не горел, это совершенно точно», — пояснил очевидец. Он добавил, что во время эвакуации в салоне не было ни давки, ни паники, и поблагодарил бортпроводников за их профессионализм при спасении людей.

Фрагменты самолета Sukhoi Superjet 100 авиакомпании "Аэрофлот" на следующий день после катастрофы в аэропорту Шереметьево, 6 мая 2019 года
Следственный комитет России/ТАСС

Один из выживших пассажиров — игрок «Что? Где? Когда?», капитан мурманской команды «Норманны» Михаил Савченко — рассказал, что члены экипажа и наземные спецслужбы действовали четко и оперативно при спасении людей. «Если бы не они, жертв было бы гораздо больше», — написал он в соцсетях.

Кроме того, Савченко призвал не осуждать пассажиров, которые выбегали из горящего самолета с сумками: «Бог им судья. Но очень хочу попросить не травить их, уверен, им и так очень тяжело сейчас. Я не думаю, что хоть один человек в этом горящем аду хладнокровно и обдуманно тащил чемоданы. Не знаю, как работает психика в таких ситуациях, вопрос к экспертам. Возможно, многих просто переклинило, действовали на автомате».

Пассажиры, погибшие в авиакатастрофе, были жителями 17 российских регионов. Кроме того, один из погибших был гражданином США.

«Среди погибших — жители Мурманской, Липецкой, Волгоградской, Челябинской, Белгородской, Омской, Тамбовской, Московской, Ярославской, Новосибирской областей, Хабаровского, Пермского, Краснодарского и Приморского краев, а также Республики Дагестан, Москвы и Санкт-Петербурга», — сообщает ТАСС со ссылкой на экстренные службы.

Президент Венесуэлы Николас Мадуро соболезнует народу России в связи с авиакатастрофой.

«Выражаю соболезнования всему российскому народу в связи с несчастным случаем в Международном аэропорту Шереметьево в Москве, в результате которого погибли 41 человек и 37 получили ранения. Венесуэла солидарна с нашими московскими братьями. Россия, держись!», — написал Мадуро в своем твиттере.

Госсекретарь США Майкл Помпео выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате авиакатастрофы SSJ-100.

«Мы хотим быть уверены, что россияне тоже знают, что мы сделаем все возможное, чтобы помочь им, оказать содействие, мы выражаем наши соболезнования в связи с гибелью людей в аэропорту Шереметьево», — приводятся слова Помпео на сайте Госдепа.

Ранее «глубочайшие и искренние соболезнования семьям погибших» выразил американский посол в России Джон Хантсман.

Соболезнования в связи с трагедией выразил премьер-министр Армении Никол Пашинян.

«С глубокой скорбью узнал о трагедии в московском аэропорту Шереметьево, которая произошла из-за аварийной посадки самолета. От имени армянского народа и от себя лично выражаю слова соболезнования и поддержки родным и близким погибших, желаю терпения, силы и стойкости духа. Прошу передать пожелания скорейшего выздоровления всем пострадавшим в следствии трагедии», — говорится в телеграмме Пашиняна, направленной российскому президенту.

Между тем главы государств по всему миру выражают соболезнования в связи с катастрофой SSJ-100.

«Жизнь - это высшая ценность. О том, что ее нужно беречь, нам напоминают наши потери на фронте, трагедии, подобные терактам на Шри-Ланке и аварии в Шереметьево. Погибших не вернуть. Мы сочувствуем близким и помним о тех, кого больше нет», — написал избранный президент Украины Владимир Зеленский в фейсбуке.

Следователи считают предварительной версией причины авиакатастрофы в Шереметьево попадание молнии в корпус самолета при взлете. Источник в московском управлении СК на транспорте сообщил в беседе с RT, что датчик задымления сработал через несколько минут после взлета. Возможно, это произошло из-за удара молнии. Во время аварийной посадки у самолета подломились задние стойки шасси. По словам источника, следователи не исключают, что искореженные в результате удара детали пробили баки, вызвав пожар.

«Аэрофлот» опубликовал список выживших пассажиров рейса SU1492 Москва-Мурманск. Уточняется, что список неполный и будет дополняться по мере поступления информации. Согласно ему, госпитализированы пять человек.

Власти Москвы также выплатят компенсации родственникам погибших в авиакатастрофе в Шереметьево.

«Получено подтверждение от города Москвы по жителям Москвы. Они осуществят выплаты по миллиону рублей родственникам погибших и по 500 тыс. пострадавшим. Кроме того, есть жители из других регионов России. Министерство труда и социальной защиты направят губернаторам соответствующих регионов соответствующие запросы», — пояснил глава Минтранса.

Ранее он заявил, что с учетом страховых выплат, средств от «Аэрофлота» и регионов размер компенсаций семьям погибших может составить по 5 млн рублей.

Что касается выплат пострадавшим и семьям погибших в катастрофе, их будут осуществлять «Аэрофлот», страховые компании и регионы.

Губернатора Московской области Андрей Воробьев заявил, что власти региона распределят компенсации в ближайшее время, после процедуры опознания и формирования списка жертв. Родственникам погибших жителей Подмосковья выплатят по 2 млн рублей, членам семей погибших, которые проживали в других регионах, — по 1 миллиону. Среди погибших в авиакатастрофе было пять человек, проживавших в Московской области.

Всем пострадавшим в катастрофе будет предоставлена материальная помощь в размере 500 тыс. рублей после установления степени тяжести вреда здоровью.

Командир самолета SuperJet-100, а также второй пилот и бортпроводница сейчас находятся в НИИ Склифосовского, сообщила министр здравоохранения России Вероника Скворцова. Медики оценивают их состояние как средней степени тяжести, в основном оно связано с отправлением продуктами горения и с очень серьезной шоковой реакцией, пояснила глава Минздрава.

В пресс-службе аэропорта Шереметьево рассказали, что ограничения в работе воздушного порта будут действовать до 18.00 мск. Вечером вторая взлетно-посадочная полоса будет открыта.

Хотя все аварийные работы на месте ЧП завершены, обломки сгоревшего самолета до сих пор находятся на рулежной дорожке — сейчас на полосе и воздушном судне работают специалисты Межгосударственного авиационного комитета. Министр транспорта РФ Евгений Дитрих сообщил, что возможно, уже сегодня самолет уберут и вторая взлетно-посадочная полоса в Шереметьево вновь будет открыта.

«Надеюсь, что сегодня в течение дня эти мероприятия будут завершены, специальные средства, связанные с тем, чтобы транспортировать воздушное судно с рулежной дорожки, готовы. Так что мы ждем только разрешения, чтобы открыть полосу», — сказал он.

Фрагменты самолета Sukhoi Superjet 100 авиакомпании "Аэрофлот" на следующий день после катастрофы в аэропорту Шереметьево, 6 мая 2019 года
Следственный комитет России/РИА "Новости"

Запрет на полеты самолетов SSJ-100 — это прерогатива специалистов, считают в Кремле. Как пояснил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, пока таких решений не принималось, поскольку нужно дождаться заключения о причинах происшествия в Шереметьево.

Глава Минтранса заявил журналистам, что пока нет оснований для приостановки эксплуатации российских самолетов SSJ-100. Накануне такое же заявление сделали и в Росавиации. Там призвали не делать преждевременных выводов до завершения работы комиссии, которая выясняет причины трагедии.

Через минуту после приземления горящего самолета в Шереметьево на место происшествия прибыла первая пожарная команда, заявил министр транспорта РФ Евгений Дитрих, возглавляющий госкомиссию по расследованию ЧП. В течение следующих шести минут к полыхающему самолету прибыли дополнительные подразделения пожарных. Огонь был полностью потушен за 18 минут, подчеркнул Дитрих.

Члены экипажа сгоревшего SuperJet-100 рассказали, что сразу после взлета самолет попал в сильный град. Когда молния ударила в корпус судна, экипаж утратил связь с диспетчером и пилоты перевели самолет на ручное аварийное управление. После жесткого приземления «люди стали соскакивать с кресел, продвигаться к выходу», хотя авиасудно еще не сбросило скорость.

«Самолет остановился, началась эвакуация сразу же. Я выталкивала на аварийный трап пассажиров», — сказала бортпроводница рейса SU1492 Татьяна Касаткина в эфире телеканала «Россия-24».

СК РФ опубликовал в сети фотографии сгоревшего в Шереметьево самолета.

Тем временем в центре Мурманска возник стихийный мемориал в память о погибших в сгоревшем самолете. Местные жители несут цветы и мягкие игрушки, зажигают свечи. Как сообщают СМИ, стихийный митинг в центре города возник еще ночью — пользователи сети через соцсети собрали людей, которые собрались у памятника Жертвам интервенции и почтили память погибших пассажиров. Утром сюда пришел положить цветы врио губернатора области Андрей Чибис. Такой же стихийный мемориал появился и в мурманском аэропорту.

По состоянию на утро 6 мая спасатели извлекли из самолета SSJ-100 тела 41 погибшего. Большинство из них сейчас доставлены в морг судебной экспертизы в Москве для опознания и проведения экспертиз. СМИ сообщают, что аварийные работы на месте катастрофы полностью завершены.

Аэропорт Шереметьево постепенно восстанавливает обычный режим полетов. Сейчас пассажиры свободно проходят в терминал B. На подъезде к нему дежурят три автомобиля ДПС, однако заторов в движении нет, сообщает НТВ.

Между тем компания Power Jet, которая производит двигатели для российских лайнеров SuperJet, готова отправить в Россию французских экспертов для участия в расследовании причин трагедии.

«Мы, безусловно, готовы направить своих специалистов и ждем, когда будет определена та структура, которой предстоит вести следствие. Мы предоставим все необходимые сведения и персонал, если потребуется оказать поддержку расследованию», — заявил ТАСС представитель компании. Он добавил, что Power Jet производит два варианта двигателей для самолетов SSJ-100: для средне- и дальнемагистральных версий лайнера.

Как сообщили в Минздраве Мурманской области, первые пассажиры самолета Sukhoi SuperJet 100, оставшиеся в живых после авиакатастрофы, прибыли в Мурманск. «Особой медицинской помощи им не потребовалось, все ограничилось беседой с психологом. Остальные пассажиры, кто не пострадал, ожидаются сегодня вечером, пока конкретики по их прибытию нет», — заявили ТАСС в ведомстве.

Тем временем аэропорт «Шереметьево» по-прежнему работает с одной взлетно-посадочной полосой. Об этом РИА «Новости» сообщил представитель аэропорта. По данным «Яндекс.расписания» на 11.30, в «Шереметьево» задержаны 59 рейсов.

На данный момент СК рассматривает следующие версии произошедшего: недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта; неисправность воздушного судна; неблагоприятные метеоусловия.

Глава СКР Александр Бастрыкин утром в понедельник провел оперативное совещание в «Шереметьево». Об этом говорится в заявлении ведомства. Председатель СКР осмотрел место происшествия, а также поручил в кратчайшие сроки зафиксировать все доказательства, связанные с трагедией.

«На данный момент изъяты для дальнейшего изучения речевой и параметрические бортовые самописцы, отобраны образцы топлива из баков самолета и заправочной станции, аудиозаписи переговоров с диспетчерской службой, записи с камер видеонаблюдения. В ближайшее время будут назначены генетические и судебно-медицинские экспертизы», — отметили в ведомстве.

СК РФ

По состоянию на 10.00 после ЧП в Шереметьево были госпитализированы 9 пострадавших. Трое из них находятся в тяжелом состоянии, остальные — в состоянии средней степени тяжести. Пациентов доставили в НИИ Вишневского, НИИ Склифосовского и медцентр ФМБА. Об этом «Газете.Ru» сообщили в Минздраве. Там отметили, что пострадавшим пассажирам в полном объеме оказывается вся необходимая медицинская помощь. Министр здравоохранения России Вероника Скворцова сегодня планирует лично осмотреть пациентов, летевших рейсом Москва-Мурманск.

Среди погибших в катастрофе 26 человек — жители Мурманской области, в том числе и погибший бортпроводник Максим Моисеев, сообщил врио губернатора региона Андрей Чибис.

Тем временем посетители аэропорта Шереметьево выражают соболезнования близким погибших.

Самолет Sukhoi Superjet 100 с заводским номером 95135 был введен в эксплуатацию в сентябре 2017 года. За все это время в его работе обнаружили лишь один серьезный технический сбой — в январе 2018 года во время снижения у авиасудна не выпустились закрылки, однако полет завершился благополучно. Об этом сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на источник в авиационной промышленности.

Причиной жесткой посадки SSJ-100 называют плохие погодные условия, однако эксперт, с которым поговорил телеканал «Звезда», высказал другую версию. По мнению вице-президента Профсоюза летного состава России, пилота Альфреда Малиновского, к катастрофе могло привести задымление в кабине пилотов.

«Бывает попадание молнии. Следствие — пожар. Может быть, загорелась электропроводка, — предположил Малиновский. — Ясно одно: экипаж не выровнял самолет перед касанием с землей, касанием с полосой. Вопрос, почему он не выровнял самолет и не плавно приземлился, а ударился носовым колесом с углом — как шел, так и шел. Очевидно, на мой взгляд, что кабина была задымлена. И дым мешал нормально видеть землю».

По мнению пилота, погодные условия не были настолько плохи, что помешали провести посадку. «Разговоры о том, что погодные условия мешали произвести посадку — те кадры, которые я просмотрел, говорили, что видимость была нормальная. И помешать видимости земли мог только дым в кабине», — пояснил Малиновский.

В Росавиации высоко оценили действия бортпроводников, спасавших пассажиров горящего лайнера — Татьяны Касаткиной, Ксении Фогель и стюарда Максима Моисеева. Как сообщает телеканал «Звезда», источники говорят, что их работа была «выше предельной планки профессионализма».

По данным СМИ, Максим Моисеев погиб — пока его коллеги помогали пассажирам спуститься по надувному трапу через переднюю дверь, он пытался открыть еще один выход в хвостовой части. Бортпроводник надышался угарным газом и погиб, сообщил ТАСС источник в авиакругах.

У всех четверых пассажиров рейса «Москва-Мурманск», доставленных вчера в Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени Вишневского, — ожоги дыхательных путей. Как рассказал РИА «Новости» директор центра академик Амиран Ревишвили, одна из пациенток находится в тяжелом состоянии.

«Четыре пациента доставлены были вчера — трое в состоянии средней тяжести, находятся в сознании, дышат сами, их основные показатели в пределах нормы. У всех ингаляционная термическая травма. В одном случае она более выражена, пациентка 51 года, в тяжелом состоянии», — рассказал Ревишвили.

Как сообщает телеканал «Звезда», первым рейсом, прибывшим в Москву из Мурманска после катастрофы SSJ-100, прилетели 50 человек — это родственники погибших. У выхода из багажного отделения дежурили спасатели с табличкой МЧС.

На месте жесткой посадки лайнеры найдено несколько «черных ящиков», сообщает kp.ru со ссылкой на источники в экстренных службах Москвы. Еще два бортовывх самописца пока найти не удается.

На месте крушения самолета Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево, 5 мая 2019 года
Федор Малинин/ТАСС

До окончания расследования не будет приостанавливать полеты на SSJ100 и иркутский авиаперевозчик «Ираэро» — об этом рассказал РИА «Новости» пресс-секретарь «Ираэро» Игорь Ружников, сославшись на позицию руководства компании.

К самолетам SSJ-100 теперь, по всей видимости, будут проявлять повышенное внимание. Авиакомпания «Якутия» уже сообщила, что ужесточает контроль за техническим состоянием этих лайнеров, находящихся в ее авиапарке. Однако до завершения расследования авиакатастрофы в Шереметьево решение по выведению этих самолетов из эксплуатации приниматься не будет — об этом рассказали РИА «Новости» в пресс-службе авиаперевозчика.

В «Шереметьево» сел первый после катастрофы самолета Sukhoi Superjet 100 рейс из Мурманска — как сообщает РИА «Новости», пассажиры выходят из закрытой зоны аэропорта, но с прессой общаться отказываются.

Глава региона добавил, что семьи погибших получат по миллиону рублей, а доставленные в больницы пострадавшие — по 500 тысяч.

В Мурманской области в связи с трагедией объявлен трехдневный траур — об этом еще ночью сообщил журналистам врио губернатора Андрей Чибис. «К сожалению, подтвердились самые худшие опасения. Объявлено, что погиб 41 человек. Сейчас сверяются списки — сколько жителей из Мурманской области, работа будет проводиться всю ночь. С сегодняшнего дня объявляется трехдневный траур на территории Мурманской области», — сказал он.

Здравствуйте, дорогие друзья! Наутро после трагедии, произошедшей в московском аэропорту Шереметьево, «Газета.Ru» продолжает следить за развитием событий. Как сообщает РИА «Новости», воздушный порт постепенно возвращается в обычный режим работы.