Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Религия

Отобрали паству: Филарет восстал против томоса

Филарет отказался следовать условиям томоса «новой церкви» Украины

Глава неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет раскритиковал томос, полученный Киевом от Константинополя. Деятель указал, что документ не дает независимости, а наоборот — закрепляет всю украинскую паству за Константинополем и в целом делает украинскую церковь не автокефальной, а частью Константинопольской. Русская православная церковь назвала всю историю с «автокефалией» Киева и сам томос «пустышкой»

Глава неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет отказался следовать условиям томоса, полученного в январе нынешнего года от Константинопольского патриархата.

По словам главы украинской организации, две церкви объединились на Соборе Константинопольского патриархата, где избрали и так называемого предстоятеля УПЦ.

«Создалось объединение одной украинской православной церкви. На основании этого объединения константинопольский патриарх дал нам томос про автокефалию. Но мы на Соборе не знали его содержание. Узнали уже после объединения. Если бы мы знали содержание этого томоса, то мы не согласились бы на такой томос», — сказал Филарет.

Он посетовал, что томос ставит УПЦ в жесткую зависимость от Константинополя, передает ФАН.

«Если УПЦ, то это означает, что все украинцы, которые живут на территории Украины или в эмиграции – в Европе, Америке, Канаде, Австралии, Латинской Америке, которые входят в Киевский патриархат — то они являются нашей паствой, нашей частью. А томос нам говорит: «Нет,

эти украинцы, которые вам принадлежали, теперь принадлежат не вам, а принадлежат теперь Константинопольскому патриархату»,

— пожаловался глава объединения.

Помимо этого, в томосе сказано, что УПЦ не имеет права варить миро — специально приготовленное и освященное ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. Правом приготовления мира обладает только глава автокефальной церкви.

«Миро — это святыня, без которой не совершается таинство миропомазания. Если мы миро должны получать из Константинополя, из Стамбула, то значит, мы зависимы. По названию мы — автокефальная церковь, а в действительности мы зависим от мира — дадут нам миро или не дадут», — пояснил Филарет.

Третьим не устраивающим Киев условием является пункт о том, что все конфликтные ситуации в УПЦ разрешает только Константинопольский патриархат.

«Три пункта, которые отбирают у нас права автокефальной церкви. Ни у одной автокефальной церкви, которая получила томос об автокефалии от Константинопольского патриархата, нет таких пунктов», — заключил украинский деятель.

Неделей ранее митрополит Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра (Драбинко) заявил, что на Украине могут приостановить действие томоса о предоставлении автокефалии так называемой «Православной церкви Украины».

Отмечается, что

томос могут забрать у Украины до момента преодоления канонического кризиса.

Митрополит подчеркнул, что титул «почетного патриарха Киевского и всей Украины» Филарета не утвержден никаким соборным решением ПЦУ.

Согласно решению Священного синода Константинопольского патриархата от 11 октября 2018 года, Филарет был принят в общение именно как «бывший Киевский митрополит», а не как патриарх, добавил Драбинко.

«Филарет стремится… восстановить Киевский патриархат и снова возглавить церковь. Однако результатом таких действий может стать если не отзыв томоса, то приостановление его действия», — заявил Драбинко.

За несколько дней до этого стало известно, что между Филаретом и «предстоятелем» раскольнической ПЦУ Епифанием Думенко произошел конфликт.

«Киевский патриархат все еще существует», — заявил Филарет.

При этом Киевский патриархат был распущен перед созданием «коалиции» раскольнических церковных структур в виде ПЦУ, передает НСН.

Сам Епифаний отметил, что из-за конфликта с Филаретом они ни разу не проводили совместное богослужение — хотя экс-патриарх имеет сан «почетного патриарха» ПЦУ. Филарет в свою очередь заявил, что он созвал епископов «новой церкви», чтобы обсудить восстановление «Киевского патриархата». Однако Епифания на этот «саммит» не позвали.

Глава ПЦУ убежден, что даже говорить о возвращении в прошлое пагубно для церкви, поскольку такие речи ведут обратно в изоляцию.

Стоит отметить, что Русская православная церковь назвала эту историю с «автокефалией» и сам томос «пустышкой», а день подписания документа о якобы независимости украинской церкви — трагическим в истории Вселенского патриархата. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл охарактеризовал прошедшее на Украине собрание и последующее возникновение «новой церкви» как «полный провал».

«Никакого объединения не произошло, произошло объединение раскольников, их незаконная, антиканоническая легализация со стороны патриарха [Константинопольского Варфоломея — «Газета.Ru»], юрисдикция которого не распространялась на украинскую землю и не могла распространяться», — подчеркнул предстоятель РПЦ.