Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Происшествия

Долго готовил теракт: в крушении А321 над Синаем нашли датский след

В Дании нашли причастного к крушению российского А321 над Синаем

К гибели 224 человек, которые летели из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург на самолете А321, может быть причастен датский террорист Базил Хассан. По данным СМИ, он изучал, как правильно организовать теракт и пронести на воздушное судно взрывное устройство.

К подрыву российского самолета A321 в небе над Синайским полуостровом в 2015 году может быть причастен датский террорист Базил Хассан. Об этом сообщает телерадиокорпорация DR со ссылкой на материалы следствия.

В качестве доказательств датские журналисты приводят сведения с австралийского процесса 2017 года. На скамье подсудимых тогда был Халед Хаят. Его признали виновным в подготовке теракта в самолете, который летел рейсом Сидней – Абу-Даби. На борту тогда находились 400 человек. Хассан, по словам подсудимого, отправил точную инструкцию, как собрать самодельное взрывное устройство. Вместе с тем сотрудники корпорации отмечают: на том процессе говорилось, что Хассан был «одним из тех, кто стоял за катастрофой над Синайским полуостровом».

Как выяснили журналисты, Базил Хассан вырос в Дании и является гражданином этой страны. Его родители родом из Ливана.

В поле зрения правоохранителей он попал в 2013 году после попытки убийства датского писателя и журналиста Ларса Хедегаарда. Тогда Хассану не понравилась резкая критика, с которой писатель выступил в отношении исламского общества. После покушения Базил Хассан якобы бежал в Ливан. После этого он скрывался в Сирии, где и присоединился к террористической организации «Исламское государство» (организация запрещена в России) (ИГ), которая запрещена в России.

Для синайского теракта, по версии датских журналистов, мужчина провел большую подготовку. Он долго выяснял, как именно можно спрятать бомбу среди груза авиалайнера.

Трагедия произошла более четырех лет назад – 31 октября 2015 года. Самолет A321-231 российской авиакомпании «Когалымавиа» вылетел из египетского Шарм-эль-Шейха и взял курс на Санкт-Петербург. Это был чартерный рейс, доставлявший российских туристов после отдыха домой.

Сначала ничего не предвещало беды. Воздушное судно набирало высоту, следуя вдоль залива Акаба. После этого самолет должен был пересечь Синайский полуостров, чтобы войти в воздушное пространство Европы. Однако на 23-й минуте полета наземные службы потеряли связь с экипажем борта.

Вскоре выяснилось, что самолет рухнул в центральной части Синайского полуострова. Он полностью разрушился — все 224 человека, находившиеся на борту, погибли в результате крушения. Обломки Airbus A321-231 были разбросаны на 13 км.

На воздушном судне были семеро членов экипажа, а также 217 пассажиров. Из них четверо украинцев, один белорус, остальные — граждане России. Впоследствии Росавиация сообщила, что самому старшему пассажиру было 77 лет, а самой маленькой жертвой трагедии оказалась 10-месячная девочка.

Незадолго до трагедии ее мама сделала в аэропорту фотографию дочери, которая смотрела в окно на самолеты. Девушка опубликовала кадр на странице в социальной сети «ВКонтакте» с подписью: «Самый главный пассажир».

Снимок стал символом синайской катастрофы.

1 ноября 2015 года было объявлено днем траура по всей России.

Вскоре после трагедии стали выдвигаться различные версии случившегося. Предположение о том, что самолет упал из-за ошибки пилотов, было отметено практически сразу. Экипаж воздушного судна состоял из опытных летчиков, а командир — 48-летний Валерий Немов — налетал свыше 12 тыс. часов, из них более 3860 — на Airbus A321.

Спустя несколько дней глава ФСБ РФ Александр Бортников сообщил, что катастрофа произошла в результате теракта. По его словам, сработало взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте. Правоохранители обнаружили на обломках самолета и на вещах пассажиров следы взрывчатого вещества, изготовленного не в России.

Египетские правоохранители, которые также занимались расследованием, еще некоторое время не признавали трагедию терактом, они сделали это лишь к февралю 2016 года. Вместе с тем ответственность за взрыв на борту самолета взяли на себя террористы, связанные с «Исламским государством» (организация запрещена в России).