«Задан тренд на повышение роли субъектов РФ и Госсовета»

Как губернаторы готовятся к Госсовету по науке

В среду в Мастерской управления «Сенеж» завершился двухдневный семинар-совещание по подготовке совместного расширенного заседания президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию. В нем приняли участие порядка 35 глав регионов, представители руководства Администрации президента и правительства, профильные министры, академики, ректоры университетов, эксперты в сфере образования и науки.

Участники семинара рассмотрели предложения, выработанные рабочей группой Госсовета по направлению «Образование и наука».

Само заседание пройдет в четверг.

В среду же при его подготовке обсуждались и проблемы адаптации программ обучения к потребностям и вызовам рынка труда, совершенствования механизмов оценки качества знаний, получаемых студентами в системе профессионального и высшего образования, обновления списка востребованных на рынке труда профессий.

«Кроме тех предложений, которые сегодня обсуждают губернаторы, члены Совета при Президенте по науке и образованию, эксперты, нам удалось добиться и внедрить в жизнь ряд решений, направленных на более комплексную реализацию нацпроекта», — сказал губернатор Новосибирской области, куратор рабочей группы по направлению «Образование и наука» при Госсовете Андрей Травников.

В качестве примера он привёл средства на капремонт старых школ, которые получили 75 регионов страны. Ещё 13 регионов получили деньги на модернизацию локальных сетей и внутренней телекоммуникационной структуры школ, чего, кстати, изначально даже не было в соответствующем нацпроекте.

«Эти факты подтверждают тренд на повышение роли субъектов РФ и Госсовета, который получает поддержку со стороны главы государства, и приносит реальные результаты», — добавил Травников.

Эффективным новый формат подготовки управленческих решений назвал и врио губернатора Севастополя, руководитель подгруппы Госсовета «Кадровое обеспечение образовательных и научных организаций» Михаил Развожаев.

«Сегодня мы целый день погружаемся в суть поручений, со всех сторон их оцениваем, обсуждаем насколько это будет эффективно. Сравниваем взгляд губернаторов как управленцев, и экспертов, которые говорят, как это работает со стороны отрасли», – рассказал он.

Когда президент дает поручения, правительство должно сформулировать их для отраслевых министерств. По мнению Развожаева, именно на этом моменте происходит сбой.

«У губернаторов один посыл, правительство видит вопрос по-другому. Сегодня члены правительства работают с нами, поэтому все, что выносится на обсуждение, всесторонне проработано и имеет общую позицию, что в будущем должно помочь быстро реализовать поручения на практике», – считает врио губернатора Севастополя.

Политик пояснил, в том случае, если губернаторский корпус не может договориться с правительством, на Госсовете озвучиваются две точки зрения. После этого президент, на основе двух проработанных предложений, принимает решение – как поступить.

Развожаев напомнил, что это уже не первое подобное заседание. Такие же обсуждения были по строительному и дорожному комплексу. Благодаря совместной работе законодателей, управленцев и экспертов, все понимают, о чем идет речь, разговаривают на одном языке, а те решения, которые на них вырабатывались, сегодня уже реализуются».

Одним из важных вопросов являются контрольные цифры приёма в высшие учебные заведения, особенно с учётом того, что финансирование вузов увеличивается до 2024 года, констатировал губернатор Тамбовской области, руководитель подгруппы «Высшее образование» Александр Никитин.

«Мы все заинтересованы в том, чтобы контрольные цифры приёма, которые доводятся до регионов, были понятными и обеспечивали наши потребности. То есть вопрос контрольных цифр приёма напрямую связан с проблемой определения потребности в кадрах для наших отраслей, для региональной экономики», — пояснил Никитин.

Основная дискуссия в подгруппе развернулась вокруг механизмов определения этой потребности. На смену старой модели эксперты предлагают нововведение — информационную платформу для распределения мест в вузах.

«Она бы позволила систематизировать и обрабатывать данные в отраслевом разрезе, в региональном разрезе, и только на основании этого уже могли бы быть более объективные и понятные правила доведения бюджетных мест до наших региональных вузов. В противном случае мы будем сталкиваться с тем, что запросы у нас будут гораздо больше, чем то количество мест, которые до нас доводятся», — считает губернатор.

Губернатор Кировской области, руководитель подгруппы «Высшее образование» Игорь Васильев рассказал о предложении создать цифровую платформу, и пилотировать ее в нескольких регионах, которая позволила бы субъектам РФ, руководителям территорий формировать потребность в кадрах, оснащать средние специальные учебные заведения, для того, чтобы экономика региона могла развиваться в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к современным кадрам.

В свою очередь, губернатор Санкт-Петербурга, руководитель подгруппы «Наука» Александр Беглов заявил, что в каждом регионе необходимо создать координационный совет, который бы возглавлял либо губернатор, либо его помощник.

Он подчеркнул, что все инновации обычно создаются в регионах, а необходимые условия для их развития и продвижения находятся на федеральном уровне. По мнению Беглова, необходимо совместить оба компонента. Губернатор отметил, что такая система позволит учитывать особенности каждого региона, в том числе его финансовые возможности по развитию науки и инноваций.

Главы регионов также подчеркнули в очередной раз преимущество формата, в котором проходило состоявшееся в среду мероприятие.

«Двух- а зачастую трехдневный мозговой штурм, который здесь проходит, даст фору любой программе дополнительного профобразования или повышения квалификации», – заметил тамбовский губернатор Никитин.

«Кроме того, работают наши управленческие региональные команды. Мы – люди от земли, как говорится, находимся непосредственно в эпицентре проблем, потому что мы в первую очередь с ними сталкиваемся, и видим всю потребность их скорейшего незамедлительного решения, – сказал он. – Естественно, готовим свои предложения».

Но, добавил Никитин, «есть и позиция правительства, профильных министерств и ведомств». «За счет такого тесного взаимодействия, сотрудничества, которое носит исключительно дискуссионный характер, мы в конечном счете получаем тот перечень потенциальных поручений президента, которые потом выходят в виде соответствующих указов и распоряжений», – сказал губернатор.

В целом, такой формат работы «это наиболее эффективная модель», резюмировал Никитин.

Напомним, что само заседание Совета при президенте РФ по науке и образованию с участием президиума Госсовета пройдет 6 февраля.