Новости
Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Три месяца в пути: к МЦД пришло народное признание

Как Московские центральные диаметры завоевали любовь пассажиров

Москвичам и жителям Подмосковья уже трудно представить свою жизнь без Московских центральных диаметров, хотя новый вид транспорта был запущен в столице всего три месяца назад. За это время транспортная система была значительно усовершенствована, однако перемены на этом не заканчиваются, а только начинаются.

Первые успехи

Московские центральные диаметры стали крупнейшим транспортным проектом, реализованным в России за последнее десятилетие. К настоящему моменту МЦД функционируют уже три месяца. Пока открыты два маршрута: МДЦ-1 «Белорусско-Савеловский» связал Смоленское и Савеловское направления (Одинцово — Лобня), а маршрут МЦД-2 «Курско-Рижский» — Курское и Рижское (Нахабино — Подольск).

Существующая система из двух диаметров объединяет 58 станций, с 19 из которых можно пересесть на метро, Московское центральное кольцо и радиальные направления железной дороги. Время ожидания поезда составляет шесть-семь минут в часы пик. По потоку пассажиров две линии МЦД - это примерно 30% от общего объема программы (он составит 330 миллионов человек в год после запуска всех запланированных маршрутов).

Немаловажно, что уже в первый месяц своей работы МЦД позволили снизить пассажиропоток на 10 процентов на 20 наиболее загруженных станциях метрополитена, а количество автомобилей в тех районах, где проходят МЦД, — на четыре. Например, как отметил заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, за счет распределения потоков и более удобных пересадок свободнее стали станции «Окружная» и «Фили». «Людям удобнее уже проезжать до Белорусского вокзала, до Савеловского, а не выходить возле первой станции метро. Для метрополитена это, конечно, огромное подспорье, и поездки на метро становятся комфортнее», — подчеркнул он.

Доцент Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского Мария Роженко отмечает, что МЦД – это достаточно значимый проект для столицы: Москва продемонстрировала, что рельсовый транспорт – это полноценный участник городской транспортной системы.

«Традиционно железнодорожный транспорт все же был некоторым образом выключен из ежедневных маятников миграции пассажиров, то есть, его возможности как общественного транспорта с высокой провозной возможностью ранее были серьезно недооценены, - поясняет Мария Роженко. - Проект МЦД стратегически очень важен, причем важен не только Москве – это также сигнал другим городам о том, что общественный транспорт может развиваться по такому пути».

Немаловажно, что оплатить проезд в поездах МЦД можно картой «Тройка», как и в другом общественном транспорте Москвы. Предусмотрена также возможность бесплатной пересадки с МЦД на станции метро и МЦК. Благодаря этому пассажиры уже сэкономили более 310 млн рублей, подсчитали в Департаменте транспорта Москвы. В совокупности все пассажиры первых двух диаметров смогут экономить на проезде до 7 млрд рублей в год при оплате проезда «Тройкой», заявляют в ведомстве: транспортная карта в совокупности с тарифной системой МЦД позволяет жителям Москвы тратить на ежедневные поездки на 50% меньше, а жителям области – и вовсе на 75%. И это при том, что теперь пассажиров перевозят комфортные и современные поезда «Иволги».

Поезда из будущего

«Как же приятно выйти на красивую платформу, к которой вот-вот подъедет красивый поезд – яркий, удобный, как из будущего! Мы с внучкой столько интересных мест посетили благодаря МЦД, а ведь раньше я даже не думала о поездке туда – слишком изматывающей казалась дорога», — делится впечатлениями Антонина Григорьевна из Подольска.

«Я, конечно, не специалист, но вижу, что «Иволга» сделана на совесть: знаете, не просто, чтобы картинка красивая была, а со знанием дела, — говорит житель Москвы Владимир, который добирается на МЦД на работу. — В салоне тихо, просторно, а торможение настолько плавное, что риска упасть просто нет».

У «Иволги» действительно есть все основания, чтобы нравиться пассажирам. Составы предназначены специально для поездок на небольшие расстояния с частыми остановками в городе и пригороде. Поэтому поезд быстро разгоняется (до 60 км/с при ускорении в 0,9 м/с², а это на 20% выше, чем у аналогов) и плавно тормозит, внутри много пространства для стоящих пассажиров, а в широкие двери удобно входить родителям с колясками или велосипедистам со своим транспортом.

Вместе с тем, комфортные условия в поезде создавались с учетом всех требований безопасности. Так, «Иволга» оснащена комплексной системой видеонаблюдения и системой контроля бдительности машиниста, что также повышает безопасность поездок.

Создатели «Иволги» позаботились и о психологическом комфорте пассажиров – в интерьере поезда использованы элементы бионического дизайна, то есть, позаимствованные у природы изгибы линий, цвета и материалы. Учтены и особенности биоритмов человека: в утренние часы подсветку в вагонах сделали холодной и бодрящей, в вечерние – теплой и спокойной, настраивающей на отдых. Кроме того, во всех вагонах работают климат-контроль и обеззараживатель воздуха, что особенно актуально в сезон простуд.

Для удобства вечно занятых москвичей и жителей Подмосковья в «Иволге» установлены точки доступа Wi-Fi. Сейчас таких точек около 250 на 39 составов, сообщает пресс-служба столичной мэрии. В этом году система получит новое развитие: в новых поездах, которые будут курсировать на МЦД, установят почти 430 точек для бесплатного подключения, отмечает тот же источник. Кроме того, в новых «Иволгах» появится 1200 экранов с онлайн-телевещанием.

«Я в дороге люблю слушать аудиокниги, и раньше расстраивалась, что мобильный интернет не везде хорошо ловит по дороге в Москву, — рассказывает студентка Анастасия из Одинцово. – А потом появились «Иволги» с бесплатным Wi-Fi. И USB-розетки в вагонах тоже есть. Так что, хочешь — работай, хочешь — развлекайся, и всегда можно оставаться на связи».

В целом, как отметил председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов в беседе с «Газетой.Ru», подвижной состав МЦД отлично зарекомендовал себя в ходе эксплуатации на проекте и очень нравится как пассажирам, так и эксплуатирующей организации.

Так, российская «Иволга» отличается от зарубежных аналогов гибкой составностью и возможностью работы по системе многих единиц – в электропоезде может быть от 5 до 12 вагонов, что позволяет ему подстраиваться под нужды оператора перевозок. Сейчас на МЦД курсируют «Иволги» из 11 вагонов, способные одновременно перевозить более 3,5 тысячи пассажиров.

В контексте западных санкций немаловажно, что «Иволга» максимально ориентирована на отечественные разработки и материалы. Доля российских комплектующих при производстве поездов, по данным их производителя – компании «Трансмашхолдинг» – превышает 90%. Более того, в настоящее время на базе «Тверского вагоностроительного завода», который выпускает «Иволги», создается кластер транспортного машиностроения, в который войдут как предприятия, так и научно-образовательные центры – все это позволит заводу поделиться своими опытом по созданию инновационного подвижного состава со всей отраслью.

Решают пассажиры

Хотя «Иволги» хороши и сейчас, их продолжат менять к лучшему, прислушиваясь к мнению пассажиров. Так, в конце января в Москве был реализован краудсорсинг-проект, посвященный МЦД – его участники делились своими идеями и пожеланиями по развитию нового вида столичного транспорта. В опросе приняли участие более 17 тысяч человек, которые предложили порядка трех тысяч идей, информирует пресс-служба столичной мэрии.

О том, что новые поезда «Иволга» для МЦД будут еще комфортнее, на днях сообщил и руководитель технического управления дирекции по развитию пассажирского транспорта «Трансмашхолдинга» Михаил Куприянов. Так, по его словам, в компании реализуется проект дальнейшего развития «Иволги», которая будет иметь улучшенные характеристики. По словам Куприянова, сейчас конструкторы продумывают то, как изменить конфигурацию дверей: либо две, либо три двери на сторону вагона. Это обеспечит еще больший пассажирообмен между платформой и вагоном.

Может измениться и посадка пассажиров в «Иволге». Например, кресла для поездов пока делаются без подлокотников. Но это, как отмечает Куприянов, было осознанным решением: «Очень много это обсуждали с нашим заказчиком, предлагали различные варианты кресел со складными подлокотниками, с правыми, левыми подлокотниками. Если будет такая потребность, мы готовы ее реализовать соответствующее решение», - отметил он.

Директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко подчеркнул, что опасения, связанные с поездами «Иволга» до запуска проекта, совершенно не оправдались.

«Большинство отзывов об этих поездах положительные. Боялись, что будет трясти, что будет шум в салоне, но все это не подтвердилось. Поезда мягко идут, работают все заявленные опции, например, Wi-Fi и интерактивные табло в салонах. С производителем поездов заключен контракт полного жизненного цикла, по которому он обязан будет устранять все возможные недостатки, выявленные в процессе эксплуатации. Поэтому со временем поезда будут становиться только лучше», — не сомневается эксперт.

Будущее Московских центральных диаметров

Что касается самого проекта МЦД, то и его ждет дальнейшее развитие – согласно планам Департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, к 2025 году маршрутов должно быть пять. Планируется запустить МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий». Сегодня все три диаметра находятся на этапе проектирования и в ходе этой работы маршруты и их характеристики могут быть изменены, отмечает ведомство.

«Особенно актуальным диаметральный маршрут будет для Горьковского направления – это связка Железнодорожного с центром Москвы через станцию метро «Курская», а также для Зеленограда – здесь МЦД, по сути, решит проблему с метро, о строительстве которого давно просят жители города», - говорит Илья Зотов.

Генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров уверен в большом будущем проекта МЦД.

«МЦД позволяет разгрузить самые проблемные точки улично-дорожной сети Москвы: это точки въезда в город и выезда из него в часы пик, - поясняет эксперт. - И в этом плане МЦД капитальнейшим образом разгружает дороги. Сам подход к созданию платформ МЦД с перехватывающими парковками достаточно хорошо интегрирован, что позволяет очень эффективно решить наиболее болезненную для Москвы проблему утренних и вечерних пробок, связанных с тем, что жители Московской области едут на работу и с работы».

Доцент Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского Мария Роженко уверена, что проект МЦД и для Москвы, и для России в целом – сигнал того, что городам нужно развитие железнодорожной инфраструктуры.

«Проект МЦД показал, что есть спрос на качественное обслуживание пассажиров с помощью железнодорожной инфраструктуры. Приоритетная задача развития МЦД – как раз повышение качества такого обслуживания, - комментирует Мария Роженко. - Это и дальнейшее сокращение интервалов движения, и подвижной состав, постоянная работа над его качеством. Уникальность проекта МЦД в том, что это первый случай кардинального изменения принципов использования существующей инфраструктуры. МЦД сравнивают с проектом МЦК, но это неверно, потому что в случае с диаметрами это был проект развития сервисов уже существующей инфраструктуры. Он очень сложный, и полностью оценить результаты и силу его влияния на транспортную систему Москвы можно будет только через год или два, когда он заработает в полную силу», — считает эксперт.

А пока жители подмосковных городов очень ждут запуска новых диаметров, которые смогут решить существующие транспортные проблемы, отмечает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. «Чем скорее начнут работу новые маршруты МЦД, тем лучше, - говорит эксперт. - Даже в нашу организацию и на «прямую линию» с президентом приходят обращения от граждан по этому вопросу».

В целом, эксперты прогнозируют, что МЦД станут образцом для запуска аналогов транспортного проекта в других регионах страны, Так, сейчас обсуждается строительство пригородно-городских железнодорожных маршрутов в Санкт-Петербурге и в Новосибирске. «И все это стало возможным благодаря запуску МЦД в Москве», — подчеркивает Илья Зотов.