Странные лекарства: спасут ли средства для полоскания рта от ковида

Врачи усомнились в пользе ополаскивателей для рта при ковиде

Российские врачи рассказали «Газете.Ru», что внешнее воздействие на слизистые оболочки рта и носа малоэффективны при борьбе с коронавирусом. Такое заявление они сделали после сообщения американских ученых о том, что средства для полоскания рта, а также раствор детского шампуня способны уничтожать SARS-CoV-2. Почему не стоит лишний раз обрабатывать рот и нос, а также какие еще необычные средства для борьбы с ковидом предлагают ученые, рассказывает «Газета.Ru».

Средства для полоскания рта и шампунь vs. коронавирус

Средства для полоскания рта могут уничтожать коронавирус. К такому выводу пришли ученые из Медицинского колледжа штата Пенсильвания США. Соответствующая статья была опубликована в научном журнале Journal of Medical Virology.

«Пока мы ждем разработки вакцины, необходимы методы снижения передачи вируса, – пояснил один из авторов статьи Крэйг Мейерс. – Продукты, которые мы тестировали, легкодоступны и уже являются частью повседневной жизни многих людей».

Исследователи проанализировали несколько марок ополаскивателей для рта, 1%-й раствор детского шампуня, который часто используется в США для промывания носовых пазух, подсоленную воду для промывания носа и медицинские средства для ополаскивания рта, содержащие перекись водорода.

Авторы добавляли тестируемые гигиенические средства в воду, содержащую коронавирус. Веществу позволяли воздействовать на инфекцию в течение 30 секунд, одной минуты или двух минут. После этого раствор сильно разбавляли, чтобы предотвратить дальнейшее уничтожение вируса.

Этим разбавленным раствором ученые обрабатывали живые человеческие клетки, выращенные «в пробирке». Сохранившиеся в жидкости вирусы заражали эти клетки и со временем убивали их.

Чем больше вирусных частиц осталось в воде после дезинфекции ополаскивающими средствами, тем активнее вирус заражал клетки и размножался в них, а, следовательно, тем большее число клеток в итоге погибло.

Позже биологи подсчитывали число клеток, все еще живых спустя несколько дней контакта с раствором.

Выяснилось, что 1%-ному раствору детского шампуня требуется две минуты, чтобы убить более 99,9% вирусных частиц. Некоторые ополаскиватели для рта справились с этой задачей ещё быстрее — за 30 секунд.

В настоящее время исследователи намерены провести клинические испытания методики. Планируется, что пациенты, которым поставлен диагноз COVID-19, будут ополаскивать рот и нос, после чего специальные тесты покажут, уничтожает ли эта процедура SARS-CoV-2 на слизистых оболочках волонтеров.

Как объяснила «Газете.Ru» терапевт Марина Казакова, средства, которые исследовали американские ученые, действуют как антисептики. «Но, учитывая, что в основном вирус проникает через слизистую носа, полоскание рта вряд ли поможет. А вот использование всех этих препаратов для промывания носа, может только нанести вред», — сказала врач.

Она добавила, что даже если в лабораторных условиях вирус уничтожается, в реальной жизни могут возникнуть свои нюансы – так, можно попросту пересушить слизистую оболочку носа или рта, что приведет к снижению уровня местного иммунитета.

С ней согласилась и врач общей практики Анастасия Тараско. «Если в предлагаемых американскими учеными средствах используются такие агрессивные агенты, которые даже способны разрушить коронавирус, то они ведь убивают и всю остальную полезную микрофлору на слизистых», — заметила медик в разговоре с «Газетой.Ru».

По ее словам, это чревато обострением аллергических заболеваний, а также усугублением бактериальных инфекций.

Кроме того, Тараско пояснила, что во время вдыхания вирус сразу проникает в верхние и нижние дыхательные пути, а затем в кровь, и практически не остается на поверхности слизистой носа. «Поэтому промывать ноздри различными средствами бессмысленно. Если так хочется – можно промыть и простой водой, эффект будет тот же», — заключила специалист.

Что же касается оседания SARS-CoV-2 во рту, то здесь полоскание тоже малоэффективна, уверена Анастасия. «Если инфекция попадает в рот, то она сразу проникает и в желудок, а там настолько кислая среда, что 90% вирусов в ней гибнут, и это лучше любого внешнего средства», — сказала врач.

Инфекционист Анастасия Коклюшкина также сообщила «Газете.Ru», что не полностью доверяет исследованию американских коллег. «Вирус состоит из РНК – у него есть белки, липидный слой (барьер клетки, — «Газета.Ru»). И чем он отличается от бактерии – он проникает сразу в клетку и атакует ее. Поэтому не очень ясно, причем здесь воздействие на поверхность слизистых», — пояснила эксперт.

«Уже не знают, чем заняться и любые исследования сюда подгоняют под тематику коронавируса — это просто выгодно», — добавила она.

Напомним, что ранее американские врачи резко отвергли идею президента США Дональда Трампа, который предложил для лечения COVID-19 вводить в организм человека дезинфицирующие средства.

Местные СМИ сообщали, что такая мысль появилась у главы государства после того, как представитель министерства внутренней безопасности США Билл Брайан на совещании в Белом доме рассказал, что отбеливатель и изопропиловый спирт (соединение, использующееся в составе антисептика, — «Газета.Ru») убивают коронавирус меньше чем за пять минут. При этом отмечается, что медицинского образования у Брайана нет.

Главный медкорреспондент телеканала CNN, доктор Санджай Гупта заявлял, что такой вид терапии даже не нуждается в проверке, так как всем медикам заранее очевиден вред инъекции обеззараживающих препаратов.

«Сама мысль о том, что мы будем проводить какое-то испытание, вводить некоторым людям дезинфицирующее средство, а другим — нет, и смотреть, что произойдет, контрпродуктивна и вовсе не приведет нас в правильном направлении», — подчеркивал Гупта.

Грудное молоко — основа лекарств от SARS-CoV-2

Между тем это не единственные необычные средства, которыми предлагали пользоваться для защиты от COVID-19. Так, китайские ученые выяснили, что грудное молоко может стать основой для лекарства от коронавирусной инфекции. Соответствующее исследование они опубликовали в журнале News Medical.

Во время анализа зараженных коронавирусом клеток, которые предварительно были ослаблены для лабораторных исследований аналогом COVID-19, специалисты поняли, что грудное молоко может эффективно подавить инфекцию.

Все дело в протеинах сыворотки, которые отлично действовали против близкородственных коронавирусу инфекций, выявленных у панголинов (это разновидность ящеров). Кроме того, выделенный из козьего молока протеин также оказался действенным.

Проведенное исследование может в перспективе оказать существенное воздействие на разработку лекарств от COVID-19, убеждены китайские ученые.

Российские врачи, однако, оказались не так позитивно настроены в отношении открытия зарубежных коллег. По их словам, исследований в этой области еще слишком мало.

«Дело в том, что в молоке содержится очень много антител, очень много иммуноглобулинов и витаминов, жирных кислот. Но необходимы дополнительные исследования на добровольцах, которые будут готовы это лечение получать. Вопрос состоит еще и в том, захотят ли добровольцы и дадут ли пациентки свое грудное молоко для таких исследований. Кроме того, донорское грудное молоко должно пройти карантин — женщина должна быть обследована на гепатиты, на ВИЧ», — объясняла «Газете.Ru» маммолог Анастасия Догадова.

Никотиновый пластырь не защитит от COVID-19

Также ранее часть из врачебных данных показывала, что у курильщиков меньше шансов заразиться коронавирусом — так, в Италии среди потребляющих никотин было в пять раз меньше пациентов с COVID-19. Гипотеза о «защитных» свойствах курения настолько заинтересовала местных ученых, что они даже допускали использование никотиновых пластырей в качестве меры профилактики.

Тем не менее позже выяснилось, что курение повышает риск пострадать от осложнений при коронавирусе. Об этом сообщили британские специалисты из Имперского колледжа Лондона и Королевского колледжа Лондона. Работа была опубликована на медицинском портале Medrxiv.

С помощью специального приложения исследователи на протяжении месяца собирали данные о появлении симпотмов COVID-19, обращениях в больницу, вредных привычках, росте, весе и основных факторах риска развития заболевания.

Первостепенной задачей было собрать больше информации о распространении болезни и вспышках инфекции. Всего на вопросы ответили 2,4 млн человек. 35% из них столкнулись с теми или иными симптомами заболевания. 11% курили.

Как оказалось, курильщики на 14% чаще сообщали о появлении основных симптомов COVID-19 — жара, кашля и проблем с дыханием. Кроме того, у них в полтора раза чаще развивались и другие симптомы — диарея, потеря аппетита, делирий, боли в горле, груди и мышцах, потеря обоняния.
Те из курильщиков, у которых тест на COVID-19 оказался положительным, попадали в больницу в два раза чаще некурящих.

В России вновь вырос спрос на майские путешествия